Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:15, реферат

Описание работы

Американский социальный психолог Т. Шибутани пишет: «Чтобы остановить самоуважение, требуются значительные усилия. Когда такие попытки не достигают цели, автоматически активизируются некоторые типические шаблоны поведения. Поскольку они служат для защиты, они обозначаются как защитные механизмы. Хотя это понятие введено в обиход психоаналитиками, не все они понимают, что защищается в этом случае не столько биологический организм, сколько собственное представление о самом себе. Все защитные механизмы имеют отношение к «Я». Они позволяют человеку сохранять чувства личной ценности в собственных глазах».
А. Фрейд считала, что цель психологической защиты - снижение уровня тревоги и страха в ситуации внутреннего конфликта. Механизмы психологической защиты не разрешают конфликта, они лишь снижают уровень тревоги.

Файлы: 1 файл

Способы психологической защиты_реферат Матвеевой.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ИнОУП

 

 

 

 

Реферативная

зачетная работа

по дисциплине: «Психология делового общения»

 

Тема: «СПОСОБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010

Содержание

 

 

Введение

Термин психологической защиты возник в рамках психоаналитической школы. Многие механизмы психологической защиты были описаны 
3игмундом Фрейдом. Подробно этот вопрос был разработан дочерью 
3. Фрейда Анной Фрейд. Свой вклад в теорию психологической защиты внесли известные ученые-неопсихоаналитики.

Американский социальный психолог Т. Шибутани пишет: «Чтобы остановить самоуважение, требуются значительные усилия. Когда такие попытки не достигают цели, автоматически активизируются некоторые типические шаблоны поведения. Поскольку они служат для защиты, они обозначаются как защитные механизмы. Хотя это понятие введено в обиход психоаналитиками, не все они понимают, что защищается в этом случае не столько биологический организм, сколько собственное представление о самом себе. Все защитные механизмы имеют отношение к «Я». Они позволяют человеку сохранять чувства личной ценности в собственных глазах».

А. Фрейд считала, что цель психологической защиты - снижение уровня тревоги и страха в ситуации внутреннего конфликта. Механизмы психологической защиты не разрешают конфликта, они лишь снижают уровень тревоги.

Отечественный психолог Ф. Е. Василюк подчеркивает, что процесс психологической защиты носит вынужденный, в большинстве случаев неосознаваемый характер. Отношение психологической защиты к реальности - отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман.

 

1 Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда

Изучая структуру личности, Фрейд выделил: ид– бессознательное; 
эго – сознание и предсознательное; суперэго – сознание, предсознательное и бессознательное. Фрейд определял защитные механизмы эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов ид и встречного давления со стороны суперэго. Фрейд полагал, что эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Иными словами, «СВЕРХ - Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Таким образом, происходит сублимация, т.е. преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия «либидо» (сексуальная энергия) не находит выхода, то у человека будут психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. п.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

1) они действуют на  неосознанном уровне и поэтому  являются средствами самообмана;

2) они искажают, отрицают  или фальсифицируют восприятие  реальности, чтобы сделать тревогу  менее угрожающей для индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты — обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги.

 

2 Механизмы психологической защиты

Психологические защитные механизмы, с одной стороны, характеризуют общие свойства личности, с другой - оказывают влияние на ее развитие, снижая стрессовое возбуждение при конфликтах. Отсутствие защитных механизмов говорит о психическом нездоровье работника, о необходимости серьезного лечения. Защитные механизмы помогают человеку сохранить свое «Я», избавиться от тревоги.

Первым изучил бессознательно использующиеся человеком защитные механизмы З. Фрейд. По Фрейду существуют внутренние барьеры сознания, предохраняющие от психических травм. Эти защитные механизмы подавляют и вытесняют ненужную, вредную для деятельности мозга информацию.

  1. Механизм вытеснения.

Власть над собой – самая высшая власть,

 порабощенность  своими страхами – самое страшное  рабство.

 

Сенека

Вытеснением Фрейд называл наиболее прямой путь избегания тревоги. Этот механизм требует «забыть», не осознавать вызывающие тревогу  события прошлого и настоящего, болезненно затрагивающие самочувствие личности. Причем это не просто забывание. Часто забывается не только конфликт, но и все, что с ним связано. Иногда, чтобы восстановить исчезнувшие из памяти события, необходимы интенсивная психотерапия или гипноз. Так, молодой мастер, неудачно выступивший на производственном совещании и получивший критические замечания коллег, может благодаря вытеснению забыть о происшедшем и искренне удивиться, когда через некоторое время кто-то напомнит о нем. При этом вытеснение происходит неосознанно. Это результат запредельного торможения, автоматическая реакция на конкретную конфликтную ситуацию. Наше сознание может отключаться и без нашего ведома. Напрмер, человек не хочет ответить на полученное письмо, так как ответ требует отказаться от отдыха. В то же время неудобно не ответить товарищу. Тогда и возникает защитное вытеснение – забывание.

Но вытеснение можно осуществить осознанно. Как только наша мысль возвращается к неприятному событию, целесообразно использовать самоприказ: «Я не буду думать об этом». Самоприказ – короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его, иногда повторить несколько раз, если есть возможность, повторить вслух.

Вспомним известный случай с английским историком Т. Мэлори. Как-то раз он работал над своей книгой, но вдруг услышал шум драки на улице. Т. Мэлори выбежал на улицу, но драка уже закончилась. Он попытался расспросить прохожих о том, что произошло. Но каждый из прохожих и участников драки излагал события по-разному, в более выгодном для себя свете. Вернувшись в квартиру,

Т. Мэлори бросил рукопись в камин и сказал: «Я не могу точно узнать, что произошло под;еамыми окнами моего дома минуту назад. Как

же я напишу правдивую книгу о истории моей страны?»

Впечатляющий пример эмоционально обусловленного искажения информации дает А. Рюноске.в своем рассказе. Произошло убийство. Разбойник убил самурая и изнасиловал его жену. Несколько человек дают показания по поводу случившегося. В числе свидетелей - даже дух погибшего, вызванный с помощью прорицателя. Однако каждый из участников трагедии - жена, дух убитого воина, разбойник - дают противоречивые показания, каждый представляет себя в лучшем свете. И даже бедный человек, случайно наблюдавший эту сцену и рассказывающий о том, как она выглядела в действительности, - тоже лжет. Он не рассказывает о тощ, что присвоил нож, которым был убит самурай. В данном случае люди лгут друг другу. В случаях, когда действуют механизмы психологической защиты, человек лжет самому себе.

 

  1. Механизм рационализации.

Мудрость уменьшает жалобы, а не страдания.

К. Прутков

Механизм рационализации или обесценивания помогает человеку в самых сложных ситуациях сохранить свое «я». Прекрасная иллюстрация к этому механизму - известная песня: «Если и другому уходит невеста, то неизвестно кому повезло». Лишая привлекательности то, что мы потеряли, обесценивая предмет или явление мы, преодолевая тревогу, стараемся поддерживать свой имидж на достаточно высоком уровне в собственных глазах. Искажая восприятие, мы сохраняем свое достоинство, не теряем уверенности в себе.

Руководитель, кадровый работник часто сталкивается с этим механизмом при первой встрече с персоналом, при публичном выступлении. Значительная часть любой аудитории, органически не выносит, когда ее поучают. Отсюда следующая рекомендация: при первой встрече с новым работником следует максимально проявить свои сильнейшие качества, показать себя с лучшей стороны, избегать менторских наставлений.

Рационализация может быта осознанной. В этом случае она не облегчает положения человека в организации, но ведет к самоуспокоению. Значительно чаще она относится к неосознанным психическим состояниям, когда, успокаивая себя, человек, не задумываясь, ухудшает, иногда окарикатуривает объект восприятия. Таким образом, рационализация не изменяет окружающей обстановки, а лишь защищает психику работника и тем самым облегчает ее адаптацию в неблагоприятной ситуации. Однако следует иметь в виду, что привычка к систематическим самооправданиям может осложнить жизнь работника, помешать рационально решать стоящие перед ним производственные проблемы.

Приведем такой пример. Начальник на работе накричал на своего подчиненного. Тот, вернувшись, домой, кричит на свою жену. Жена, в свою очередь, ругает ребенка. Ребенок пинает ногой собаку. Нас с вами в данной ситуации интересует следующее. Муж кричит на жену. Наверняка он выговаривает ей за какой-то непорядок в квартире, неправильное обращение с ребенком. Вряд ли он скажет ей: «На меня кричали на работе, и теперь я сорву на тебе зло, разряжу свое эмоциональное напряжение». А ведь в действительности дела обстоят именно так. Более того, если мы  попробуем разъяснить мужу истинные мотивы его поведения, мы столкнемся с резким сопротивлением. Муж будет доказывать, что у него есть вполне реальные причины для того, чтобы быть недовольным своей женой. В приведенном нами конфликте, когда муж, получивший отрицательный эмоциональный заряд на работе, устраивает жене скандал, он пытается объяснить свое поведение разумно, он рационализирует агрессивный импульс, который, на самом деле, разумного объяснения не имеет.

Примером рационализации является рассуждение героини романа Л. Н. Толстого «Воскресение» Катюши Масловой. Она считала, что ее профессия необходима людям. Более того, будучи проституткой, она доставляет людям самую высокую радость и таким образом делает доброе и полезное дело. «Она была проститутка, приговоренная к каторге, и несмотря на это, она составила себе такое мировоззрение, при котором могла одобрить себя и даже гордиться перед людьми своим положением. Мировоззрение это состояло в том, что главное благо всех мужчин, всех без исключения - старых, молодых, гимназистов, генералов, образованных, необразованных, - состоит в половом общении с привлекательными женщинами, и потому все мужчины, хотя и притворяются, что заняты другими делами, в сущности желают одного этого. Она же - привлекательная женщина - может удовлетворять или же не удовлетворять это их желание, и потому она - важный и нужный человек...

Так понимала жизнь Маслова... И Маслова дорожила таким пониманием жизни больше всего на свете, не могла не дорожить им, потому что, изменив такое понимание жизни, она теряла то значение, которое такое понимание давало ей среди людей. И для того, чтобы не терять своего значения в жизни, она инстинктивно держалась такого круга людей, которые смотрели на жизнь так же, как и она».

Такого рода рассуждения, несомненно, являются механизмом психологической защиты.

  1. Механизм компенсации

Не падай ниц, судьбу свою кляня,

                                                              Не поддавайся страху и печали.

Е. Стюарт

Механизм компенсации играет важнейшую роль в нашей жизни. Работник, попавший в положение отверженного в своей организации, не получающий удовлетворения от общения с товарищами, ищет поле деятельности, на котором он может самоутвердиться. Тот, кто чувствует себя ущемленным на своем рабочем месте, невольно ликвидирует неудовлетворенность в общении, тревогу, направляя свою энергию на поиски успеха в других областях.

Даже в печально традиционной группе «на троих» на определенный стадии общения обязательно возникает не менее традиционный вопрос: «Ты меня уважаешь?» Таким образом человек выдает свое болезненное состояние, свою тайную боль.

Нередко не принятый в коллективе находит искомое в дворовой компании среди таких же, как он, лишенных уважения и внимания в рабочем коллективе. Очень часто в подобных случаях меняется его отношение к работе, он нее более отдаляется от коллег, а руководители ломают голову над причиной отчужденности такого работника. До тех пор, пока не будет изменена роль работника в коллективе, его статусное положение в организации, будет действовать рассматриваемый механизм, человек будет искать компенсацию, стараясь сохранить свой имидж, свою самооценку.

Не зная механизма компенсации, не владея психоанализом, мы часто допускает серьезные ошибки. На заседаниях ученого совета рядом со мной сидит молодой перспективный доцент. Он неизменно активен, резко критикует коллег, хозяйственные службы института, а иногда и руководство. Требует радикальных изменении учебно-воспитательного процесса. Принципиальность его вызывает уважение. Правда, иногда раздражает.

Невдалеке от нас вальяжно развалился на стуле седовласый профессор. Он неизменно улыбчив, выступает редко и почти всегда стремится к компромиссу, избегая схваток с коллегами.

На первый взгляд доцент – решительный человек, ему можно поручить любое дело, он преодолеет самые сложные препятствия. А профессор утомлен жизнью, стремится избегать трудностей, может быть, даже приспособленец. Но психоанализ позволяет сделать другой вывод. Видимая активность доцента, его агрессия – это компенсаторная защитная реакция. За внешней активностью и непреклонной решительностью кроется слабенькая личность, рвущаяся к заведованию кафедрой или просто растерявшаяся в новой непривычной ситуации, нередко в быту такой преподаватель заносчив, груб. Слушать тех, кто на служебной лестнице стоит ниже, не любит, да и не умеет.

Полная противоположность – профессор. Это сильная личность, уважающая оппонентов. Он неизменно приветлив, доброжелателен к людям. Умеет выслушать человека, не перебивая, даже если не согласен с ним. Всегда пытается разобраться в ситуации и принять разумное решение.

Информация о работе Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда