Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:01, реферат
На протяжении длительной эволюции органического мира – от амебы до человека –физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными. До половины прошлого столетия большинство даже ученых людей считало, что животный мир существует сам по себе, а человечество–само по себе. Людям казалось оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. Только великий Дарвин доказал эту истину, тем самым совершив переворот в человеческих умах.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ.ИСТОКИ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ......
2. УЧЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ.....................................................
2.1. Интеллект человека и животных...............................................................
3. МОТИВАЦИЯ И ЭМОЦИИ........................................................................
3.1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память) животных и человека...........................................................................................................
4. ХАРАКТЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПСИХИКИ ЖИВОТНОГО ....................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ.ИСТОКИ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ......
2. УЧЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ.....................
2.1. Интеллект человека
и животных....................
3. МОТИВАЦИЯ И ЭМОЦИИ........................
3.1. Познавательные процессы
(ощущение, восприятие, память)
животных и человека......................
4. ХАРАКТЕРНЫЕ
ОТЛИЧИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА ОТ
ПСИХИКИ ЖИВОТНОГО ..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
ВВЕДЕНИЕ
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики. Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные– окружающая природа, люди, различные предметы. И невещественные образы людей и предметов, воспоминания о них, переживания, таинственные, подчас, трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Именно так возникли представления о душе и о теле, о материи и о психике, как самостоятельных началах. Психика - от греческого душевный, –свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения действительности, результат специфических взаимодействий живых систем с окружающей средой. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие– преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи – придают поведению энергию и стремительность, четвертые –приводят в движение мышцы и т. д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач. На протяжении длительной эволюции органического мира – от амебы до человека –физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными. До половины прошлого столетия большинство даже ученых людей считало, что животный мир существует сам по себе, а человечество–само по себе. Людям казалось оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. Только великий Дарвин доказал эту истину, тем самым совершив переворот в человеческих умах.
1.ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ. ИСТОКИ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
Чтобы начать сравнение психики человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия.
Психика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку.
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики : материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала : материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Также как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (по тому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития. В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Вместе с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психологическими процессами, материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях, имеющихся между идеальным и материальным. Биологические исследования человеческого организма и животных многократно продемонстрировали, что человеческая физиология почти полностью подобна таковой у некоторых видов животных (например, приматов). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным миром видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют "аналогов" ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллектом. По меткому выражению М. Шелера, человек "не знает, что он такое и знает, что он этого не знает".
Личность отдельного человека складывается из собственно самого индивида и его положения в обществе других людей. Индивид представляет собой биологическое тело, возникающее и развивающееся по законам развития природы. Развитие его психики и определяющийся им социальный статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Очевидно, что, познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения людей, можно научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в повседневной жизни.
Но почему же порой мы, люди, бываем так беспричинно жестоки и агрессивны? Почему иногда людей, которые не любили работать руками, да и не умели, тянет на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И меняются люди. А инстинкт собственности – один из самых мучительных для детей человека. Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Может быть, человек еще не совсем отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у животных, наших братьев, так как вышли мы все из природы.
Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта — в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении —между ними обнаруживаются разительные различия. Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны. У высших млекопитающих, главным образом у обезьян в человека, благодаря высокому уровню развития головного мозга появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных пробных манипуляций. Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым наудачу. Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях повседневной жизни, идет ли речь о выполнении какой-нибудь задачи, о перемещении из одного места в другое или о получении и осмысливании информации, исходящей от среды, в которой живет индивидуум. У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как“интеллектуальное” поведение. Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:
— ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;
— формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели;
— сличение выполненных действий с исходным намерением. Характерным для такого строения сложной деятельности является ее саморегулирующийся характер: если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается, если оно не приводит к нужному эффекту — в мозг животного поступают соответствующие сигналы и попытки решить задачу начинаются снова. Систематические исследования интеллектуального поведения высших животных (обезьян)были начаты известным немецким психологом В. Келлером. Для изучения этой формы поведения Келлер ставил обезьян в сложные условия, когда непосредственное достижение цели было невозможно. Обезьяна должна была либо использовать обходной путь, чтобы получить приманку, либо использовать для этой цели специальные орудия. Так, например, обезьяну помещали в большую клетку, рядом с которой клали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться. Достать ее она могла, лишь использовав обходной путь через дверь, расположенную в задней стене клетки.
Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую картину. Сначала обезьяна безуспешно пыталась непосредственно достать приманку: тянулась к ней или прыгала. Затем она бросала эти безуспешные попытки, и наступал период, когда обезьяна неподвижно сидела и лишь рассматривала ситуацию, что сопровождалось соответствующими движениями глаз, до тех пор, пока не приходила к правильному решению задачи. Характерно, что решение задачи перемещалось из периода непосредственных проб в период предшествующего попытке наблюдения, и движение обезьяны становилось лишь исполнением ранее выработанного “плана решения”.
Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями по-разному. Одни считают возможным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и рассматривают их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К.Вюлер полагает, что использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных исследователей, основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Животные способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат данной ситуации. И.П. Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян, называл интеллектуальное поведение обезьян “ручным мышлением”.
Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, — история развития человеческого сознания. Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития психики животных. Если окинуть единым взглядом этот путь, то отчетливо выступают его основные стадии и управляющие им закономерности. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям существования животных и новым шагом в усложнении их физической организации.
2.1. Интеллект человека и животных
Интеллект — это понятие
определяется достаточно разнородно,
но в общем виде имеются в виду
индивидуальные особенности, относимые
к сфере познавательной, прежде всего
— к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный
уровень развития мыслительной деятельности
личности, обеспечивающий возможность
приобретать все новые знания и эффективно
использовать их в ходе жизнедеятельности,
— способность к осуществлению процесса
познания и к эффективному решению проблем,
в частности — при овладении новым кругом
жизненных задач. Под интеллектом животных
понимают высшую форму психической деятельности
животных (обезьян и ряда других высших
позвоночных), отличающаяся отображением
не только предметных компонентов среды,
но и их отношений и связей (ситуаций),
а также нестереотипным решением сложных
задач различными способами с переносом
и использованием различных операций,
усвоенных в результате опыта. Интеллект
животных проявляется в процессах мышления,
которое у животных всегда имеет конкретный
чувственно-двигательный характер, является
предметно отнесенным и выражается в практическом
анализе и синтезе устанавливаемых связей
между явлениями и предметами, непосредственно
воспринимаемыми в наглядно обозреваемой
ситуации. Оно всецело ограничивается
биологическими закономерностями, чем
обусловливается его принципиально качественное
отличие гот мышления человека, неспособность
даже человекообразных обезьян к абстрактному
понятийному мышлению и пониманию коренных
причинно-следственных связей.
«Психика большинства млекопитающих животных
остается на стадии перцептивной психики,
однако наиболее высокоорганизованные
из них поднимаются еще на одну ступень
развития: происходит переход на стадию
интеллекта. Говоря о стадии интеллекта,
прежде всего имеют в виду деятельность
антропоидов, то есть человекообразных
обезьян».
В действительности на каждой ступени
развития интеллект приобретает качественно
специфические формы. Основной «скачок»
в развитии интеллекта, первые зачатки
или биологические предпосылки которого
появляются у приматов, у человекоподобных
обезьян, связан с переходом от биологических
форм существования к историческим и развитием
у человека общественно-трудовой деятельности:
воздействуя на природу и изменяя ее, он
начинает по-новому ее познавать; в процессе
этой познавательной деятельности проявляется
и формируется специфически человеческий
интеллект; будучи предпосылкой специфических
форм человеческой деятельности, он является
вместе с тем и ее результатом. Это развитие
человеческого интеллекта, мышления, неразрывно
связано с развитием у человека сознания.
Сознание – высший уровень развития психики,
присущий исключительно человеку. Его
развитие обусловлено социальными условиями
и всегда носит целенаправленный и активный
характер.
Таким образом, интеллектуальное поведение
является вершиной психического развития
животных. Для него характерен перенос
усвоенного индивидуального опыта в новые
ситуации, но отсутствует обобщение способа
решения и абстракции. Развитие интеллекта
у животных подчинено только биологическим
законам, тогда как у человека оно носит
общественный характер.