Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:01, реферат
На протяжении длительной эволюции органического мира – от амебы до человека –физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными. До половины прошлого столетия большинство даже ученых людей считало, что животный мир существует сам по себе, а человечество–само по себе. Людям казалось оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. Только великий Дарвин доказал эту истину, тем самым совершив переворот в человеческих умах.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ.ИСТОКИ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ......
2. УЧЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ.....................................................
2.1. Интеллект человека и животных...............................................................
3. МОТИВАЦИЯ И ЭМОЦИИ........................................................................
3.1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память) животных и человека...........................................................................................................
4. ХАРАКТЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПСИХИКИ ЖИВОТНОГО ....................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................
Более сложным является
вопрос о сравнении проявления эмоций
у животных и человека. Трудность
его решения состоит в том,
что первичные эмоции, имеющиес
Вот один довольно забавный пример. Демонстрация оскала - широчайше распространенная у позвоночных инстинктивная программа. Ее цель - предупредить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять. Приматы очень широко пользуются ею при контактах.
Человек тоже скалит зубы
при сильном страхе или гневе.
Оказаться адресатом такой
Вы замечали, наверное, не раз, как склонный к авторитарности начальник, видя в зале совещания улыбающихся друг другу подчиненных, приходит в волнение и требует прекратить улыбаться. Во-первых, начальник привык, что ему при встрече сотрудники улыбаются иной улыбкой - заискивающей. Во-вторых, когда начальник подсознательно ощущает, что среди подчиненных есть люди, чувствующие себя свободно, он настораживается: "Свободны от кого? От начальника? Не боятся? Значит, не уважают? Я этого не заслужил!"Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий. Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком. Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно не решаемым, т.е. спорным. Это — потребности в общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор неизвестно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации. У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей. Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие — подчиненными.
Психические познавательные процессы предст
Как человек, так и животные обладают
общими врожденными элементарными способностями
познавательного характера, которые позволяют
им воспринимать мир в виде элементарных
ощущений (у высокоразвитых животных —
и в виде образов), запоминать информацию.
Все основные виды ощущений: зрение, слух,
осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность
и др. — с рождения присутствуют у человека
и животных. Их функционирование обеспечивается
наличием соответствующих анализаторов.
Но восприятие и память развитого человека
отличаются от аналогичных функций у животных
и новорожденных младенцев. Эти отличия
проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с животными
соответствующие познавательные процессы
обладают особыми качествами: восприятие
— предметностью, константностью, осмысленностью,
а память — произвольностью и опосредствованностью
(применение человеком специальных, культурно
выработанных средств запоминания, хранения
и воспроизведения информации). Именно
эти качества приобретаются человеком
при жизни и развиваются далее благодаря
обучению.
Во-вторых, память животных по сравнению
с человеком ограничена. Они могут пользоваться
в своей жизни только той информацией,
которую приобретают сами. Следующим поколениям
себе подобных существ они передают лишь
то, что как-то закрепилось наследственно
и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный
опыт при уходе животного из жизни оказывается
безвозвратно утраченным для будущих
поколений.
Иначе обстоит дело у человека. Его память
практически безгранична. Он может запоминать,
хранить и воспроизводить теоретически
бесконечное количество информации благодаря
тому, что ему самому нет необходимости
всю эту информацию постоянно помнить
и держать в своей голове. Для этого люди
изобрели знаковые системы и средства
для записи информации. Они могут не только
записывать и хранить ее, но также передавать
из поколения в поколение через предметы
материальной и духовной культуры, обучение
пользованию соответствующими знаковыми
системами и средствами.
4. ХАРАКТЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ
Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.
1. Животное может действовать
только в рамках ситуации, которая
воспринимается
Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.
Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.
2. Животные способны
использовать предметы в
Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.
3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.
4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.
И человеку, и животному
свойственны инстинктивные
С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.
Итак, человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое. Переход к человеческому сознанию, в основе которого лежит переход к человеческим формам жизни, к человеческой, общественной по своей природе, трудовой деятельности, связан не только с изменением принципиального строения деятельности и возникновением новой формы отражения действительности. Психика человека в процессе своего развития приобретает качественно новые черты - главное состоит в том, что с переходом к человеку меняются и сами законы, управляющие развитием психики. Если на всем протяжении животного мира теми общими законами, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то с переходом к человеку развитие психики подчиняется законам общественно-исторического развития.
До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Аверин В. А. Психология
в структуре высшего
Ананьев Б. Г., Дворяшина М. А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л.: ЛГУ, 1997.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1987.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1999.
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.,2000.
Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1999.
Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к психологии личности. Дисс. в виде науч. докл. на соиск. уч. степ. д. психол. н. М., 1998.
Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990.
Берг Л. С. Труды по теории эволюции. Л.: Наука, 2000.
Бернштейн Н. А. Предисловие // Тринчер К. С. Биология и информация. Элементы биологической термодинамики. М., 1997.
Коффка К. Основы психического развития. М., 1999.
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 2000.