План
Введение
1. Понятие речи и языка
2. Функции речи
3. Виды речевой деятельности
и их особенности
4. Свойства речи
Заключение
Литература
Введение
Важнейшим достижением человека,
позволившим ему использовать
общечеловеческий опыт, как прошлый,
так и настоящий, явилось речевое
общение, которое развивалось
на основе трудовой деятельности.
Речь — это язык в действии.
Язык — система знаков, включающая
слова с их значениями и
синтаксис — набор правил, по
которым строятся предложения.
Слово является разновидностью
знака, поскольку последние присутствуют
в различного рода формализованных
языках.
Объективным свойством словесного
знака, обусловливающим нашу теоретическую
деятельность, является значение
слова, которое представляет собой
отношение знака (слова в данном
случае) к обозначаемому в реальной
действительности объекту независимо
от того, как он представлен
в индивидуальном сознании.
В отличие от значения
слова личностный смысл — это
отражение в индивидуальном сознании
того места, которое занимает
данный предмет (явление) в
системе деятельности человека.
Если значение объединяет социально
значимые признаки слова, то
личностный смысл — это субъективное
переживание его содержания.
1. Понятие языка и речи
Речь и язык играют очень
важную роль в нашей жизни.
Знание языка дает возможность
человеку жить в обществе, общаться
с другими людьми, помогает разобраться
в самом себе, своих мыслях
и чувствах.
Понятие языка. Язык представляет
собой систему знаков любой
физической природы, служащей
средством осуществления человеческого
общения, мышления, способом выражения
самосознания личности. В собственном
смысле слова, язык слов –
социально-психологическое явление,
позволяющее передавать от поколения
к поколению и хранить всю
ранее накопленную людьми информацию.
Поэтому язык человечеству необходим
и исторически обусловлен. Он
представляет собой сложную систему
кодов. Эти коды сложились в
процессе общественной истории,
и обозначают предметы, качества,
признаки, свойства, действия или
отношения, которые несут функцию
кодирования и передачи информации.
Язык, прежде всего, средство
общения. Это возможно лишь
в том случае, если язык человека
воспримет знаковую форму, обладающую
свойством указывать на окружающий
мир. Кроме того, знак необходим
и в другом отношении. Общество
людей невозможно без знаков.
Для того, чтобы мысль одного человека
стала достоянием другого, она должна
была при помощи звуковых знаков (в первую
очередь) облечена в чувственно воспринимаемую
форму. Значит, слова не являются отражением
внешнего мира, потому что между звуковым
комплексом и каким-либо предметом окружающего
мира первоначально никакой связи нет.
Она устанавливается человеком. Понятие
в голове человека возникает раньше звукового
комплекса. Когда человек старается подобрать
для нового понятия звуковой комплекс,
само понятие уже существует в его голове.
Для того чтобы создать язык, человек должен
создать звуковой или знаковый комплекс
и соотнести его определенным образом
с окружающим миром, т.е. установить так
называемую «знаковую соотнесенность».
Совокупность знаний о предмете
у разных людей может быть
не одинакова (зависит от жизненного
опыта, рода занятий, наличия
определенного образования), и, тем
не менее, благодаря своей основной
функции слово выступает в
роли своеобразного «возбудителя»
общего понимания. Однако язык
беднее мышления: мышление непосредственно
отражает мир во всем богатстве
и многообразии, у него нет
никаких ограничений.
Понятие речи. Речь – исторически
сложившаяся форма общения людей
посредством языка. Речь –
одно из непосредственных естественных
проявлений языка, она является
звуко-словесным общением. Речевое общение
людей осуществляется по законам данного
языка (русского, белорусского, английского
и т.п.), который представляет собой систему
фонетических, лексических, грамматических
и стилистических средств и правил общения.
Речь и язык составляют
сложное диалектическое единство.
Речь осуществляется по правила
языка, и вместе с тем под
действием определенных факторов
(например, требований общественной
практики, развития науки, взаимных
влияний языков и пр.) она изменяет
и совершенствует язык.
2. Функции речи
Речь имеет три функции:
сигнификативную (обозначения), обобщения,
коммуникации (передачи знаний, отношений,
чувств).
Сигнификативная функция отличает
речь человека от коммуникации животных.
У человека со словом связано представление
о предмете или явлении. Взаимопонимание
в процессе общения основано, таким образом,
на единстве обозначения предметов и явлений
воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана
с тем, что слово обозначает
не только отдельный, данный
предмет, но целую группу сходных
предметов и всегда является носителем
их существенных признаков.
Третья функция речи —
функция коммуникации, т. е. передачи
информации. Если первые две функции
речи могут быть рассмотрены
как внутренняя психическая деятельность,
то коммуникативная функция выступает
как внешнее речевое поведение,
направленное на контакты с
другими людьми. В коммуникативной
функции речи выделяют три стороны: информационную,
выразительную и волеизлиятельную.
Информационная сторона проявляется
в передаче знаний и тесно
связана с функциями обозначения
и обобщения.
Выразительная сторона речи
помогает передать чувства и
отношения говорящего к предмету
сообщения.
Волеизлиятельная сторона направлена
на то, чтобы подчинить слушателя замыслу
говорящего.
3. Виды речевой деятельности
и их особенности
В психологии различают два
основных вида речи: внешнюю и
внутреннюю. Внешняя речь включает устную
(диалогическую и монологическую) и письменную.
Диалог – это непосредственное общение
двух или нескольких человек.
Диалогическая речь – это
речь поддерживаемая; собеседник
ставит в ходе ее уточняющие
вопросы, подавая реплики, может
помочь закончить мысль (или
переориентировать ее).
Разновидностью диалогического
общения является беседа, при
которой диалог имеет тематическую
направленность.
Монологическая речь – длительное,
последовательное, связное изложение
системы мыслей, знаний одним
лицом. Она также развивается
в процессе общения, но характер
общения здесь иной: монолог непрерываем,
поэтому активное, экспресивно-мимическое
и жестовое воздействие оказывает выступающий.
В монологической речи, по сравнению с
диалогической, наиболее существенно
изменяется смысловая сторона. Монологическая
речь – связная, контекстная. Ее содержание
должно, прежде всего, удовлетворять требованиям
последовательности и доказательности
в изложении. Другое условие, неразрывно
связанное с первым, – грамматически правильное
построение предложений.
Монолог не терпит неправильного
построения фраз. Он предъявляет
ряд требований к темпу и
звучанию речи.
Содержательная сторона монолога
должна сочетаться с выразительной.
Выразительность же создается как языковыми
средствами (умение употребить слово,
словосочетание, синтаксическую конструкцию,
которые наиболее точно передают замысел
говорящего), так и неязыковыми коммуникативными
средствами (интонацией, системой пауз,
расчленением произношения какого-то
слова или нескольких слов, выполняющим
в устной речи функцию своеобразного подчеркивания,
мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет
собой разновидность монологической
речи. Она более развернута, чем устная
монологическая речь. Это обусловлено
тем, что письменная речь предполагает
отсутствие обратной связи с собеседником.
Кроме того, письменная речь не имеет никаких
дополнительных средств воздействия на
воспринимающего, кроме самих слов, их
порядка и организующих предложение знаков
препинания.
Внутренняя речь – это
особый вид речевой деятельности.
Она выступает как фаза планирования
в практической и теоретической
деятельности. Поэтому для внутренней
речи, с одной стороны, характерна
фрагментарность, отрывочность. С
другой стороны, здесь исключаются
недоразумения при восприятии
ситуации. Поэтому внутренняя речь
чрезвычайно ситуативна, в этом она
близка к диалогической. Внутренняя речь
формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю
(интериоризация) сопровождается редуцированием
(сокращением) структуры внешней речи,
а переход от внутренней речи к внешней
(экстериоризация) требует, наоборот, развертывания
структуры внутренней речи, построения
ее в соответствии не только с логическими
правилами, но и грамматическими.
Информативность речи зависит,
прежде всего, от ценности сообщаемых
в ней фактов и от способности
ее автора к сообщению.
Понятность речи зависит,
во-первых, от ее смыслового содержания,
во-вторых, от ее языковых особенностей
и, в-третьих, от соотношения
между ее сложностью с одной стороны,
и уровнем развития, кругом знаний и интересов
слушателей – с другой.
Выразительность речи предполагает
учет обстановки выступления,
ясность и отчетливость произношения,
правильную интонацию, умение
пользоваться словами и выражениями
переносного и образного значения.
4. Свойства речи
Различают содержательность, понятность,
выразительность и воздейственность
речи, как основные ее свойства.
Содержательность речи определяется
количеством выраженных в ней
мыслей, чувств и стремлений, их
значительностью и соответствием
действительности. Речь может быть
более или менее содержательной
в связи с обилием и характером
тех мыслей, чувств и желаний,
которые в ней высказываются.
Речь может быть названа содержательной,
если в ней обстоятельно излагается
тот или другой вопрос, если
выраженные в ней мысли и
чувства серьезны и глубоки.
Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные
мысли и чувства делают речь
малосодержательной.
Речь всегда имеет определенное
содержание, поскольку в ней раскрывается
существо того, что мы хотим
передать другим людям или
(как это бывает в случаях
внутренней речи) уточнить для
самих себя.
Содержательность речи зависит
от правильного подбора и применения
слов для выражения мыслей, чувств
и волевых стремлений. Большой
и разнообразный запас слов
у данного человека, позволяющий
ему адекватно выразить самые
различные свои мысли и оттенки
мыслей, является необходимым условием
содержательности его речи. Но
одного запаса слов для этого
недостаточно; необходимо правильно
подбирать и применять эти
слова в речи.
Речь человека будет содержательной
в той или иной степени в
зависимости от того, насколько
он владеет специальной терминологией
в данной конкретной области.
В своей речи мы часто описываем
или объясняем определенные явления.
Например, преподаватель физической культуры
часто прибегает к описанию физических
упражнений; тренер по тому или другому
виду спорта часто вынужден объяснять
отдельные сложные моменты этих упражнений.
Их речь при этом будет более полной и
будет правильнее выражать их мысли, если
они владеют своим предметом, имеют большой
запас специальных терминов, в которых
выражается детальное знание методики
данного вида спорта, а также умеют правильно
выразить свои мысли в предложениях.
Понятность речи обусловлена
в основном совокупностью знаний
слушателя в той области, к
которой по своему содержанию
относится речь собеседника. Она
требует от слушателя также
знания терминологии и специальных
оборотов речи в данной области.
Например, человек с большим трудом
будет понимать речь на математические
темы, если у него нет знания
математических терминов и специальных
выражений и оборотов речи, применяемых
в этой области.
Трудность понимания речи
во многих случаях связана
с тем, что слова не всегда
и не у всех людей имеют
одно и то же значение. Часто
они многозначны, в силу чего
правильно уловить то их значение,
которое имеется в виду в
данном случае, можно только из
контекста речи, т.е. из ее общего
содержания и из смысла целых
предложений, а не отдельных
слов. Например, слово «корень» для
обыкновенного человека выражает
понятие части дерева, для математика
же — особое числовое значение.
Речь становится более понятной,
когда она строится по возможности
из кратких предложений, когда
в ней не злоупотребляют слишком
специальными терминами, когда
ее грамматический строй выделяет
существо излагаемой мысли, что
достигается синтаксически правильным
построением предложений, а также
применением в соответствующих
местах пауз или выделения
слов с помощью логического
ударения.
Например, предложение «студенты
института физической культуры одержали
победу в лыжных соревнованиях» может
выражать разное содержание и пониматься
по-разному, в зависимости от того, на каком
слове будет поставлено логическое ударение:
в одном случае речь будет идти о том, что
именно студенты, а не кто другой, одержали
победу, в другом — что они одержали победу
в лыжных, а не гимнастических соревнованиях,
и т. д.
Выразительность речи связана
с ее эмоциональной насыщенностью.
По своей выразительности речь
может быть яркой, энергичной
или, наоборот, вялой, бледной.
Выразительность речи обеспечивается,
прежде всего, ее фонетическими
средствами: ясностью и отчетливостью
произношения, правильным акцентированием
и соответствующей интонацией, с
помощью которых могут быть
выражены различные эмоциональные
оттенки речи.
Одно и то же предложение — «команда
«Спартак» выиграла первенство по футболу»
— при полном сохранении его объективного
содержания, т. е. того факта, который в
нем передается, может выражать совершенно
различные эмоциональные отношения говорящего
к этому факту: в одном случае это может
быть удовольствие и даже восторг, в другом
— сожаление и даже уныние. Все это находит
свое выражение, прежде всего в интонации
говорящего.