Понятие речи и языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 04:10, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Содержание работы

Введение
1. Понятие речи и языка
2. Функции речи
3. Виды речевой деятельности и их особенности
4. Свойства речи
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.90 Кб (Скачать файл)

План 

 Введение 

1. Понятие речи и языка 

2. Функции речи 

3. Виды речевой деятельности  и их особенности 

4. Свойства речи 

 Заключение 

 Литература 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать  общечеловеческий опыт, как прошлый,  так и настоящий, явилось речевое  общение, которое развивалось  на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая  слова с их значениями и  синтаксис — набор правил, по  которым строятся предложения.  Слово является разновидностью  знака, поскольку последние присутствуют  в различного рода формализованных  языках.

 Объективным свойством словесного  знака, обусловливающим нашу теоретическую  деятельность, является значение  слова, которое представляет собой  отношение знака (слова в данном  случае) к обозначаемому в реальной  действительности объекту независимо  от того, как он представлен  в индивидуальном сознании.

 В отличие от значения  слова личностный смысл — это  отражение в индивидуальном сознании  того места, которое занимает  данный предмет (явление) в  системе деятельности человека. Если значение объединяет социально  значимые признаки слова, то  личностный смысл — это субъективное  переживание его содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие языка и речи 

 Речь и язык играют очень  важную роль в нашей жизни.  Знание языка дает возможность  человеку жить в обществе, общаться  с другими людьми, помогает разобраться  в самом себе, своих мыслях  и чувствах.

 Понятие языка. Язык представляет  собой систему знаков любой  физической природы, служащей  средством осуществления человеческого  общения, мышления, способом выражения  самосознания личности. В собственном  смысле слова, язык слов –  социально-психологическое явление,  позволяющее передавать от поколения  к поколению и хранить всю  ранее накопленную людьми информацию. Поэтому язык человечеству необходим  и исторически обусловлен. Он  представляет собой сложную систему  кодов. Эти коды сложились в  процессе общественной истории,  и обозначают предметы, качества, признаки, свойства, действия или  отношения, которые несут функцию  кодирования и передачи информации.

 Язык, прежде всего, средство  общения. Это возможно лишь  в том случае, если язык человека  воспримет знаковую форму, обладающую  свойством указывать на окружающий  мир. Кроме того, знак необходим  и в другом отношении. Общество  людей невозможно без знаков. Для того, чтобы мысль одного человека стала достоянием другого, она должна была при помощи звуковых знаков (в первую очередь) облечена в чувственно воспринимаемую форму. Значит, слова не являются отражением внешнего мира, потому что между звуковым комплексом и каким-либо предметом окружающего мира первоначально никакой связи нет. Она устанавливается человеком. Понятие в голове человека возникает раньше звукового комплекса. Когда человек старается подобрать для нового понятия звуковой комплекс, само понятие уже существует в его голове. Для того чтобы создать язык, человек должен создать звуковой или знаковый комплекс и соотнести его определенным образом с окружающим миром, т.е. установить так называемую «знаковую соотнесенность».

 Совокупность знаний о предмете  у разных людей может быть  не одинакова (зависит от жизненного  опыта, рода занятий, наличия  определенного образования), и, тем  не менее, благодаря своей основной  функции слово выступает в  роли своеобразного «возбудителя»  общего понимания. Однако язык  беднее мышления: мышление непосредственно  отражает мир во всем богатстве  и многообразии, у него нет  никаких ограничений. 

 Понятие речи. Речь – исторически  сложившаяся форма общения людей  посредством языка. Речь –  одно из непосредственных естественных  проявлений языка, она является  звуко-словесным общением. Речевое общение людей осуществляется по законам данного языка (русского, белорусского, английского и т.п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

 Речь и язык составляют  сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правила  языка, и вместе с тем под  действием определенных факторов (например, требований общественной  практики, развития науки, взаимных  влияний языков и пр.) она изменяет  и совершенствует язык.

 

 

2. Функции речи 

 

 

 Речь имеет три функции:  сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

 Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

 Функция обобщения связана  с тем, что слово обозначает  не только отдельный, данный  предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

 Третья функция речи —  функция коммуникации, т. е. передачи  информации. Если первые две функции  речи могут быть рассмотрены  как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает  как внешнее речевое поведение,  направленное на контакты с  другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

 Информационная сторона проявляется  в передаче знаний и тесно  связана с функциями обозначения  и обобщения. 

 Выразительная сторона речи  помогает передать чувства и  отношения говорящего к предмету  сообщения. 

 Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

 

 

3. Виды речевой деятельности  и их особенности 

 

 

 В психологии различают два  основных вида речи: внешнюю и  внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.

 Диалогическая речь – это  речь поддерживаемая; собеседник  ставит в ходе ее уточняющие  вопросы, подавая реплики, может  помочь закончить мысль (или  переориентировать ее).

 Разновидностью диалогического  общения является беседа, при  которой диалог имеет тематическую  направленность.

 Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение  системы мыслей, знаний одним  лицом. Она также развивается  в процессе общения, но характер  общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений.

 Монолог не терпит неправильного  построения фраз. Он предъявляет  ряд требований к темпу и  звучанию речи.

 Содержательная сторона монолога  должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

 Письменная речь представляет  собой разновидность монологической  речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

 Внутренняя речь – это  особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования  в практической и теоретической  деятельности. Поэтому для внутренней  речи, с одной стороны, характерна  фрагментарность, отрывочность. С  другой стороны, здесь исключаются  недоразумения при восприятии  ситуации. Поэтому внутренняя речь  чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

 Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

 Информативность речи зависит,  прежде всего, от ценности сообщаемых  в ней фактов и от способности  ее автора к сообщению. 

 Понятность речи зависит,  во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей  и, в-третьих, от соотношения  между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой.

 Выразительность речи предполагает  учет обстановки выступления,  ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение  пользоваться словами и выражениями  переносного и образного значения.

 

4. Свойства речи 

 

 

 Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства.

 Содержательность речи определяется  количеством выраженных в ней  мыслей, чувств и стремлений, их  значительностью и соответствием  действительности. Речь может быть  более или менее содержательной  в связи с обилием и характером  тех мыслей, чувств и желаний,  которые в ней высказываются.  Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается  тот или другой вопрос, если  выраженные в ней мысли и  чувства серьезны и глубоки.  Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные  мысли и чувства делают речь  малосодержательной.

 Речь всегда имеет определенное  содержание, поскольку в ней раскрывается  существо того, что мы хотим  передать другим людям или  (как это бывает в случаях  внутренней речи) уточнить для  самих себя.

 Содержательность речи зависит  от правильного подбора и применения  слов для выражения мыслей, чувств  и волевых стремлений. Большой  и разнообразный запас слов  у данного человека, позволяющий  ему адекватно выразить самые  различные свои мысли и оттенки  мыслей, является необходимым условием  содержательности его речи. Но  одного запаса слов для этого  недостаточно; необходимо правильно  подбирать и применять эти  слова в речи.

 Речь человека будет содержательной  в той или иной степени в  зависимости от того, насколько  он владеет специальной терминологией  в данной конкретной области.  В своей речи мы часто описываем  или объясняем определенные явления. Например, преподаватель физической культуры часто прибегает к описанию физических упражнений; тренер по тому или другому виду спорта часто вынужден объяснять отдельные сложные моменты этих упражнений. Их речь при этом будет более полной и будет правильнее выражать их мысли, если они владеют своим предметом, имеют большой запас специальных терминов, в которых выражается детальное знание методики данного вида спорта, а также умеют правильно выразить свои мысли в предложениях.

 Понятность речи обусловлена  в основном совокупностью знаний  слушателя в той области, к  которой по своему содержанию  относится речь собеседника. Она  требует от слушателя также  знания терминологии и специальных  оборотов речи в данной области.  Например, человек с большим трудом  будет понимать речь на математические  темы, если у него нет знания  математических терминов и специальных  выражений и оборотов речи, применяемых  в этой области. 

 Трудность понимания речи  во многих случаях связана  с тем, что слова не всегда  и не у всех людей имеют  одно и то же значение. Часто  они многозначны, в силу чего  правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в  данном случае, можно только из  контекста речи, т.е. из ее общего  содержания и из смысла целых  предложений, а не отдельных  слов. Например, слово «корень» для  обыкновенного человека выражает  понятие части дерева, для математика  же — особое числовое значение.

 Речь становится более понятной, когда она строится по возможности  из кратких предложений, когда  в ней не злоупотребляют слишком  специальными терминами, когда  ее грамматический строй выделяет  существо излагаемой мысли, что  достигается синтаксически правильным  построением предложений, а также  применением в соответствующих  местах пауз или выделения  слов с помощью логического  ударения.

 Например, предложение «студенты института физической культуры одержали победу в лыжных соревнованиях» может выражать разное содержание и пониматься по-разному, в зависимости от того, на каком слове будет поставлено логическое ударение: в одном случае речь будет идти о том, что именно студенты, а не кто другой, одержали победу, в другом — что они одержали победу в лыжных, а не гимнастических соревнованиях, и т. д.

 Выразительность речи связана  с ее эмоциональной насыщенностью.  По своей выразительности речь  может быть яркой, энергичной  или, наоборот, вялой, бледной. 

 Выразительность речи обеспечивается, прежде всего, ее фонетическими  средствами: ясностью и отчетливостью  произношения, правильным акцентированием  и соответствующей интонацией, с  помощью которых могут быть  выражены различные эмоциональные  оттенки речи.

 Одно и то же предложение — «команда «Спартак» выиграла первенство по футболу» — при полном сохранении его объективного содержания, т. е. того факта, который в нем передается, может выражать совершенно различные эмоциональные отношения говорящего к этому факту: в одном случае это может быть удовольствие и даже восторг, в другом — сожаление и даже уныние. Все это находит свое выражение, прежде всего в интонации говорящего.

Информация о работе Понятие речи и языка