Понятие речи и языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 04:10, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Содержание работы

Введение
1. Понятие речи и языка
2. Функции речи
3. Виды речевой деятельности и их особенности
4. Свойства речи
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.90 Кб (Скачать файл)

 Часто выразительность речи  обеспечивается ее грамматическими  средствами, например применением  слов в ласкательной и уменьшительной  форме, использованием в обращении  местоимений «ты» или «вы», употреблением  слов переносного и образного  значения, метафор, сравнений, эпитетов  и т. д. 

 Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное отношение к тем или другим фактам и событиям.

 Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании. Воздейственность агитационной речи, прежде всего, состоит в ее идейном содержании. Если содержание речи отражает интересы и потребности данной группы людей, если оно помогает им правильно осознать сущность событий и их классовое значение — такая речь способна укрепить убеждения человека, сделать их более стойкими, целенаправленными, подвинуть человека на сознательные решения и поступки.

 Большое значение при этом  имеет также выражающаяся в  речи искренность и убежденность  самого говорящего, заставляющая  слушающих поверить его словам.

 Часто воздейственность речи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой.

 Воздейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств.

 Поучение и наставление придают  речи свои особенности: она  приобретает характер разъяснения,  раскрытия положительных и отрицательных  сторон данного поступка, указания  на его последствия. Поучения  и наставления всегда строятся  на конкретных, живых примерах, причем  правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные  порицаются. В поучениях и наставлениях  стремятся, прежде всего, вызвать  у наставляемого понимание поступка, а также соответствующее эмоциональное  отношение к нему. Интонация поучений  имеет спокойный тон авторитетного  и не вызывающего сомнений  рассуждения. В словах наставления  в связи с этим звучит полное  убеждение в правильности и  необходимости данного поступка.

 Советы даются в тех случаях,  когда человек испытывает колебания  и нерешительность или не знает,  как ему поступить. Содержание  речи в этих случаях состоит  в конкретном изложении самого  действия, в подчеркивании его  важности ожидаемых положительных  результатов. Интонация совета  есть интонация уверенности в  возможности, доступности, целесообразности  или необходимости именно этого,  а не противоположного поступка.

 Инструкции имеют воздейственное значение, когда они выражены в кратких определенных положениях, не допускающих различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений в целесообразности указываемых в них мероприятий.

 Воздейственное значение инструкции заключается главным образом в точном указании содержания, последовательности и способов действия применительно к отдельным видам практической деятельности, например при уходе, за снарядами и спортивными сооружениями, при выполнении определенного трудного или опасного упражнения в целях борьбы с травматизмом, при установлении режима тренировки и т. д.

 Просьба по своему назначению  имеет целью добиться от собеседника  удовлетворения определенных интересов  самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим  средствам эта речь бывает  крайне разнообразна. В ней отражается  как существо просьбы, так и  (особенно) желание, чтобы собеседник  удовлетворил эту просьбу. Для  просьбы характерно наличие дополнительных  к ее содержанию слов, в которых  выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Эта  речь богата различными интонациями,  в которых отражаются также  и взаимоотношения говорящих:  от очень просительного тона  интонация просьбы может доходить  почти до прямого требования.

 Приказание имеет целью прямое  и непосредственное воздействие  на волю другого человека. По  самому своему характеру оно  состоит в требовании выполнить  данное действие. Воздейственная сила приказания обусловлена, прежде всего, наличием соответствующих отношений между людьми — отношений начальника и подчиненного. По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределенным, что придает приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором оно дается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией: «Пожалуйста, уберите снаряды».

 Команда по своему характеру  близка к приказанию. Она применяется  на учебных и тренировочных  занятиях, например: «Смирно!», «Марш!»,  «На старт!», «Отставить!» и  т. д. Речь команды всегда  очень лаконична и выражает  только самое существенное и  необходимое в действии. Ее воздейственное значение обусловлено ясностью содержания и четкостью произнесения. Интонация команды выражает энергию, уверенность, бодрость; вместе с тем команда всегда дается в спокойном тоне, без излишней аффектации.

 Для правильного выполнения  команды важно, чтобы учащиеся  заранее были ознакомлены с  различными по содержанию командами,  которые применяются в учебном  процессе, а также со способами  и характером их выполнения. Каждая  команда, по сути дела, должна  быть точным сигналом к выполнению  столь же точного действия.

 

Заключение 

 Завершая работу над рефератом  можно прийти к выводу, что  язык и речь - это очень сложные  явления. Понятия "язык" и  "речь" часто используются как  синонимы. В то же время необходимо  их разграничивать. Упрощая, можно  сказать, что язык - это иерархически  упорядоченная система особых  знаков, а речь - это использование  языка людьми, то есть деятельность, которая выражается либо в  устной, либо в письменной форме,  конкретным продуктом речевой  деятельности является текст. 

 Язык и речь - явления взаимосвязанные.  Не может быть речи без языка,  так как невозможно использовать  то, чего нет. Язык же живет  и развивается благодаря тому, что существует живая речевая  деятельность на этом языке  (в противном случае язык становится  мертвым).

 Итак, язык - это специфическая  знаковая система, которую человек  использует для общения с другими  людьми. Благодаря языку человек  имеет универсальное средство  накопления и передачи информации, а без этого не было бы  возможно развитие человеческого  общества. Речь - это использование  средств языка в общении. Исходным  моментом речевых действий является  речевая ситуация, когда у человека  возникает потребность или необходимость  совершить, то или иное речевое  действие. При этом речевое общение  происходит в каких-либо конкретных  условиях: в том или ином месте,  с теми или иными участниками  коммуникативного акта. В каждой  речевой ситуации реализуется  та или иная функция языка  для того, чтобы была достигнута  цель, ради которой совершается  коммуникативный акт. 

Литература 

1. Ганеев Б.Т. Противоречия в языке и речи. - Уфа: Издательский цех БГПУ, 2004. - 470 с.

2. Левонтина И.Б. Речь и язык в современном русском языке // Язык о языке. Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. - М.: Языки русской культуры, 2000. - C. 271-289.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. – М.: Владос, 2002.

4. Столяренко Л.Д. Психология  и педагогика для технических  вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007.

5. «Практикум по психологии»  под ред. А.И. Щербакова, Просвещение, 2004г. 

6. Психология и педагогика: метод. пособие/ под общ. ред. Н.А. Грищенко.- Калининград, 2008.


Информация о работе Понятие речи и языка