Часто выразительность речи
обеспечивается ее грамматическими
средствами, например применением
слов в ласкательной и уменьшительной
форме, использованием в обращении
местоимений «ты» или «вы», употреблением
слов переносного и образного
значения, метафор, сравнений, эпитетов
и т. д.
Воздейственная сторона речи состоит
в ее влиянии на мысли, чувства и волю других
людей, на их убеждения и поведение. Очень
часто речь имеет своей задачей не столько
передать другому лицу те или иные мысли
и сведения, сколько вызвать его на определенные
поступки, повлиять на его взгляды и убеждения,
создать у него определенное отношение
к тем или другим фактам и событиям.
Наибольшее значение воздейственная
сторона речи имеет в учебно-воспитательной
работе, в агитационной и пропагандистской
работе, а также в командовании. Воздейственность
агитационной речи, прежде всего, состоит
в ее идейном содержании. Если содержание
речи отражает интересы и потребности
данной группы людей, если оно помогает
им правильно осознать сущность событий
и их классовое значение — такая речь
способна укрепить убеждения человека,
сделать их более стойкими, целенаправленными,
подвинуть человека на сознательные решения
и поступки.
Большое значение при этом
имеет также выражающаяся в
речи искренность и убежденность
самого говорящего, заставляющая
слушающих поверить его словам.
Часто воздейственность речи определяется
ее простотой, ясностью, внутренней логикой.
Воздейственное значение речи бывает
самым различным. С помощью речи мы можем
поучать и наставлять людей, давать им
советы, предупреждать о последствиях
их поведения, предостерегать от одних
поступков и приглашать следовать другим
примерам; давать инструкции; в речи могут
быть выражены просьба, приказание, запрещение.
Все это осуществляется с помощью определенных
лексических, грамматических и фонетических
языковых средств.
Поучение и наставление придают
речи свои особенности: она
приобретает характер разъяснения,
раскрытия положительных и отрицательных
сторон данного поступка, указания
на его последствия. Поучения
и наставления всегда строятся
на конкретных, живых примерах, причем
правильные, с точки зрения говорящего,
поступки одобряются, а ложные
порицаются. В поучениях и наставлениях
стремятся, прежде всего, вызвать
у наставляемого понимание поступка,
а также соответствующее эмоциональное
отношение к нему. Интонация поучений
имеет спокойный тон авторитетного
и не вызывающего сомнений
рассуждения. В словах наставления
в связи с этим звучит полное
убеждение в правильности и
необходимости данного поступка.
Советы даются в тех случаях,
когда человек испытывает колебания
и нерешительность или не знает,
как ему поступить. Содержание
речи в этих случаях состоит
в конкретном изложении самого
действия, в подчеркивании его
важности ожидаемых положительных
результатов. Интонация совета
есть интонация уверенности в
возможности, доступности, целесообразности
или необходимости именно этого,
а не противоположного поступка.
Инструкции имеют воздейственное
значение, когда они выражены в кратких
определенных положениях, не допускающих
различных толкований, когда вместе с
тем они обоснованы и не вызывают сомнений
в целесообразности указываемых в них
мероприятий.
Воздейственное значение инструкции
заключается главным образом в точном
указании содержания, последовательности
и способов действия применительно к отдельным
видам практической деятельности, например
при уходе, за снарядами и спортивными
сооружениями, при выполнении определенного
трудного или опасного упражнения в целях
борьбы с травматизмом, при установлении
режима тренировки и т. д.
Просьба по своему назначению
имеет целью добиться от собеседника
удовлетворения определенных интересов
самого просящего. Как по содержанию,
так и по своим фонетическим
средствам эта речь бывает
крайне разнообразна. В ней отражается
как существо просьбы, так и
(особенно) желание, чтобы собеседник
удовлетворил эту просьбу. Для
просьбы характерно наличие дополнительных
к ее содержанию слов, в которых
выражается побуждение к действию,
например: «очень прошу вас», «пожалуйста»,
«будьте добры» и т. д. Эта
речь богата различными интонациями,
в которых отражаются также
и взаимоотношения говорящих:
от очень просительного тона
интонация просьбы может доходить
почти до прямого требования.
Приказание имеет целью прямое
и непосредственное воздействие
на волю другого человека. По
самому своему характеру оно
состоит в требовании выполнить
данное действие. Воздейственная сила
приказания обусловлена, прежде всего,
наличием соответствующих отношений между
людьми — отношений начальника и подчиненного.
По своей словесной форме приказание всегда
кратко, оно выражает самую суть требования,
без каких-либо объяснений и обоснований,
например: «Уберите снаряды!» Часто при
этом повелительное наклонение заменяется
неопределенным, что придает приказанию
особую силу, например: «Убрать снаряды!»
Интонация приказания выражает энергию
и волю приказывающего; сам тон, в котором
оно дается, не допускает возражений, что
резко отличает приказание от просьбы,
которая дается, например, в такой форме
и с соответствующей интонацией: «Пожалуйста,
уберите снаряды».
Команда по своему характеру
близка к приказанию. Она применяется
на учебных и тренировочных
занятиях, например: «Смирно!», «Марш!»,
«На старт!», «Отставить!» и
т. д. Речь команды всегда
очень лаконична и выражает
только самое существенное и
необходимое в действии. Ее воздейственное
значение обусловлено ясностью содержания
и четкостью произнесения. Интонация команды
выражает энергию, уверенность, бодрость;
вместе с тем команда всегда дается в спокойном
тоне, без излишней аффектации.
Для правильного выполнения
команды важно, чтобы учащиеся
заранее были ознакомлены с
различными по содержанию командами,
которые применяются в учебном
процессе, а также со способами
и характером их выполнения. Каждая
команда, по сути дела, должна
быть точным сигналом к выполнению
столь же точного действия.
Заключение
Завершая работу над рефератом
можно прийти к выводу, что
язык и речь - это очень сложные
явления. Понятия "язык" и
"речь" часто используются как
синонимы. В то же время необходимо
их разграничивать. Упрощая, можно
сказать, что язык - это иерархически
упорядоченная система особых
знаков, а речь - это использование
языка людьми, то есть деятельность,
которая выражается либо в
устной, либо в письменной форме,
конкретным продуктом речевой
деятельности является текст.
Язык и речь - явления взаимосвязанные.
Не может быть речи без языка,
так как невозможно использовать
то, чего нет. Язык же живет
и развивается благодаря тому,
что существует живая речевая
деятельность на этом языке
(в противном случае язык становится
мертвым).
Итак, язык - это специфическая
знаковая система, которую человек
использует для общения с другими
людьми. Благодаря языку человек
имеет универсальное средство
накопления и передачи информации,
а без этого не было бы
возможно развитие человеческого
общества. Речь - это использование
средств языка в общении. Исходным
моментом речевых действий является
речевая ситуация, когда у человека
возникает потребность или необходимость
совершить, то или иное речевое
действие. При этом речевое общение
происходит в каких-либо конкретных
условиях: в том или ином месте,
с теми или иными участниками
коммуникативного акта. В каждой
речевой ситуации реализуется
та или иная функция языка
для того, чтобы была достигнута
цель, ради которой совершается
коммуникативный акт.
Литература
1. Ганеев Б.Т. Противоречия в языке и
речи. - Уфа: Издательский цех БГПУ, 2004.
- 470 с.
2. Левонтина И.Б. Речь и язык в современном
русском языке // Язык о языке. Сб. статей
/ Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. -
М.: Языки русской культуры, 2000. - C. 271-289.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс:
в 2 кн. – М.: Владос, 2002.
4. Столяренко Л.Д. Психология
и педагогика для технических
вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007.
5. «Практикум по психологии»
под ред. А.И. Щербакова, Просвещение,
2004г.
6. Психология и педагогика: метод.
пособие/ под общ. ред. Н.А. Грищенко.- Калининград,
2008.