Понятие социально - психологического климата в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Понятие «социально - психологический климат» используют для интегральной характеристики трудовых коллективов. В отечественной психологической литературе, в том числе советского периода, широко использовались это понятие и другие, синонимичные: «морально- психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат», «моральный климат». Насчитывается несколько десятков определений социально - психологического климата и различных исследовательских подходов (Г.М. Андреева, И.II. Волков, Е.С.Кузьмин, В.В.Новиков, В.Б.Ольшанский, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, А.А. Русалинова, Л.А. Свенцицкий, В.М. Шепель, К.А. Шерковин и другие) [11].

Файлы: 1 файл

Курсач финал.docx

— 114.18 Кб (Скачать файл)
  1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИBE

 

1.1 Содержание понятия  трудового коллектива в организации

Понятие «социально - психологический  климат» используют для интегральной характеристики трудовых коллективов. В отечественной психологической  литературе, в том числе советского периода, широко использовались это  понятие и другие, синонимичные: «морально- психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат», «моральный климат». Насчитывается несколько десятков определений социально - психологического климата и различных исследовательских подходов (Г.М. Андреева, И.II. Волков, Е.С.Кузьмин, В.В.Новиков, В.Б.Ольшанский, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, А.А. Русалинова, Л.А. Свенцицкий, В.М. Шепель, К.А. Шерковин и другие) [11].

Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе  группы (совокупности лиц, объединенных в силу пространственной общности, деятельности, профессии, случайных  обстоятельств и т.п.), всегда выступающей  по отношению к другим группам  как единое целое.

Коллектив является одним  из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному  составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых  участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный - композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно - эмоциональный гон  межличностных отношений - психологическим  климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

Вce перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы. Такие разновидности представлены на рисунке 1.1.

Рис. 1.1 Схема разновидностей малых групп

 

Среди высокоразвитых малых  групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется  тем, что деятельность, ради которой  он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное  значение для очень многих людей, не только для членов коллектива. В  коллективе межличностные отношения  основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Для того, чтобы назвать  малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких  требований: успешно справляться  с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие  человеческие отношения, создавать  для каждого своего члена возможность  развития как личности, быть способной  к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма  того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Психологически развитой как коллектив считается такая  малая группа, в которой сложилась  дифференцированная система различных  деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно  назвать коллективистскими [9].

Коллективистские отношения  определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности  и информативности. Под нравственностью  имеется ввиду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали.

Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом  на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данною коллектива или нет.

Ответственность также проявляется  в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны  к себе и друг другу, объективно оценивают  свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся  к общественному добру. Мод открытостью  коллектива понимается способность  устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также  с новичками в своем коллективе. Па практике открытость коллектива проявляется  в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив  от внешне похожих на него социальных объединений.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов

коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что  разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм - это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем  коллективе. Чувство коллективизма  не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии. Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные  дружеские, доверительные взаимоотношения  членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения  обеспечивают в коллективе благоприятный  психологический климат, спокойную  и дружелюбную обстановку. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между  ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность - это также способность  коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать  и оперативно решать возникающие  проблемы. От организованности непосредственно  зависят результаты деятельности коллектива.

Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных  взаимоотношений является хорошее  знание членами коллектива друг друга  и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность  предполагает знание задач, стоящих  перед коллективом, содержания и  итогов его работы, положительных  и отрицательных сторон, норм и  правил поведения. Сюда же входит хорошее  знание членами коллектива друг друга.

Эффективность понимается как  успешность решения коллективом  всех имеющихся у него задач. Одним  из важнейших показателей эффективности  высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.

Таких малых групп, которые  полностью бы отвечали всем перечисленным  требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально  существующих малых групп занимает промежуточное положение между  слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим  социально - психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.

Анализируя выше перечисленные  требования коллектива, можно сказать, что представленную модель надо рассматривать  скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития, чем как го, что  отражает реальность существования  малых групп.

Таким образом, коллектив - это  высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта. Эффективность работы коллектива во многом зависит от его социально - психологического климата [1].

 

    1. Факторы, которые влияют на состояние социально - психологического климата в коллективе

 

Важнейшей проблемой в  изучении социально- психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров, а также личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива.

Рассмотрим более подробно факторы, которые влияют на формирование определенного социально-психологического климата в коллективе:

  1. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу. Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая. Психофизиологическая связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников (различная выносливость членов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания), что следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ. Психологическая предполагает оптимальное сочетание личностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет к взаимопониманию. Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друз друга, а в случае неизбежности контактов - к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.
  2. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия.
  3. Успешный или неуспешный ход производственного процесса.
  4. Применяемая шкала поощрений и наказаний.
  5. Условия труда.
  6. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.

В зависимости от характера  социально - психологического климата  ею воздействие на личность будет  различным - стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать  угнетающе, снижать энергию, приводить  к производственным и нравственным потерям [2].

Кроме того, социально - психологический  климат способен ускорять или замедлять  развитие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных  ситуациях, принимать нестандартные  решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению  квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.

Можно с уверенностью утверждать, что от стиля деятельности руководителя, ею поведения, внешнего вида и самочувствия зависит настроение всего коллектива, его трудоспособность и достижение успеха. Нельзя рассчитывать на то. что необходимые отношения в коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать [10].

    1. Структура социально - психологического климата коллектива

Существенным элементом в общей  концепции социально психологического климата является характеристика его  структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре социально-психологического климата становится очевидным наличие  двух основных подразделений - отношения  людей к труду и их отношения  друг к другу (рис. 1.2)

Рис. 1.2 Схема структуры социально - психологического климата коллектива



 

В свою очередь отношения друг к  другу дифференцируются на отношения  между товарищами по работе и отношения  в системе руководства и подчинения. А в конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя - эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается  направленность внимания и характер восприятия человеком тех или  иных сторон его деятельности. Под тональным - его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию - общественную форму самоотношения и самосознания личности.

В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более  опосредованных проявлений социально-психологического климата. То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой - сугубо личностных.

Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его  образа жизни в целом, который  никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого  для него коллектива.

Информация о работе Понятие социально - психологического климата в трудовом коллективе