Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:56, доклад
При анализе социальных конфликтов важно различать состояния психики, сознания людей, борьбу мотивов, интересов на когнитивном уровне, скрытую борьбу и акты противоборства (агрессию, насилие, войну).
Конфликтная ситуация не обязательно приводит к конфликту. Для этого нужен повод, который дает возможность одной из сторон выплеснуть всю накопившуюся энергию разрушения, снять напряженность.
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт – неотъемлемая составляющая общественного процесса. Он укоренен в общественной жизни, выражает сущностные стороны социального бытия, место и роль человека в нем. Конфликт – характерное свойство социальных систем, способ взаимодействия субъектов – людей, групп, институтов, общностей, государств.
В современной
литературе по истории социологии сложившиеся
социологические направления
Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей, народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате возникает война.
Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.
Конфликты
формируются в различных
Понятие, структура и виды социальных конфликтов
Термин «конфликт» происходит от латинского confliktus, что означает «столкновение» сторон, мнений, сил. Конфликты рассматриваются представителями практически каждого научного направления в психологии с учетом принятых парадигм: от психоанализа до современных теорий. Кроме того, возникают собственные школы и направления, в основу которых положено само явление конфликта.
Принципиальным в понимании конфликта является выделение ключевых понятий: противоречие и интерес (столкновение интересов). Вместе с тем, не каждое противоречие ведет к конфликту. Превращение противоречия в конфликт происходит лишь при следующих условиях: когда индивид (группа) осознает противоположность интересов; при наличии соответствующей мотивации и поведения. Конфликт при этом превращается в столкновение, открытое противоборство. Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным.
Конфликт – это сложное совместное действие двух или более индивидов, групп, характеризующееся, с одной стороны, реализацией намерений, а с другой – сопротивлением, противодействием, что вызывает необходимость его преодоления.
Элементы конфликтной ситуации: участники конфликта, объект конфликта.
Объект конфликта - это неравный ресурс, который приобретает свойство неделимости либо как физический объект, либо в результате притязаний участников конфликта. Среди участников конфликта выделяют оппонентов (т.е. непосредственно противостоящих субъектов), вовлеченные группы и заинтересованные группы (которые косвенно влияют на ход конфликта).
При анализе социальных конфликтов важно различать состояния психики, сознания людей, борьбу мотивов, интересов на когнитивном уровне, скрытую борьбу и акты противоборства (агрессию, насилие, войну).
Конфликтная ситуация не обязательно приводит к конфликту. Для этого нужен повод, который дает возможность одной из сторон выплеснуть всю накопившуюся энергию разрушения, снять напряженность. В социальном конфликте выделяют:
а) осознание человеком образа своего противника, понимание противоречий, несовместимости их целей и ценностей;
б) нагнетание напряженности;
в) угрозы
и намерения разрешить
г) войну.
Социальные конфликты – это все многообразие конфликтов и противоречий, происходящих в человеческом сообществе.
Социальный конфликт – это следствие социального неравенства. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообщества людей.
П. А. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.д.
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта. Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным. С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы.
Кроме того, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные потребности, в уважении, потребности самовыражения.
В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт. Если объединить некоторые группы потребностей и представить их в виде потребностей материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь следующий вид:
Тип конфликта |
Ресурсный |
Статусно-ролевой |
Идейный |
Объект удовлетворения потребностей |
ресурсы |
Статус в группе, роль в межличностных отношениях |
Идея, норма, принцип |
потребности |
материальные |
социальные |
духовные |
Используя схематику, предложенную Н. Смелзером, можно выстроить следующий ряд уровней конфликтующих сторон, поднимаясь от простых к все более сложным субъектам действия:
В зависимости от зон разногласий выделяют следующие виды конфликтов:
1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью.
2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.
3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы.
4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний).
Все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные.
Те или
иные типы и виды конфликтов по-разному
проявляются в различных
Совершенно
очевиден тот факт, что без выяснения
причин конфликтов мы с вами будем
не в состоянии предпринять что-
Существует четыре группы причин конфликтов:
объективные организационно - управленческие социально-психологические личностные |
объективные
субъективные |
Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.
Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого. Ссорятся всегда две стороны. Не надо снимать с себя чувство ответственности и выяснять, кто первый начал. Вы поддержали, следовательно, сами выбрали конфликт. Если вам будет нужно не спорить, например, с начальством, вы найдете множество способов, как избежать конфликта. Но если ваш "противник" равен вам или слабее, тут вы вряд ли уступите.
К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:
Вторая
группа объективных причин конфликтов
носит организационно-
Третья
группа причин имеет социально-
Помимо объективных составляющих конфликта существуют также субъективные составляющие - устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.
Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта. Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия. Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий:
Окончание конфликта - прекращение действий друг против друга. В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы:
Информация о работе Понятие, структура и виды социальных конфликтов