Понятие, структура и виды социальных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:56, доклад

Описание работы

При анализе социальных конфликтов важно различать состояния психики, сознания людей, борьбу мотивов, интересов на когнитивном уровне, скрытую борьбу и акты противоборства (агрессию, насилие, войну).
Конфликтная ситуация не обязательно приводит к конфликту. Для этого нужен повод, который дает возможность одной из сторон выплеснуть всю накопившуюся энергию разрушения, снять напряженность.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 35.12 Кб (Скачать файл)

 

Субъекты и причины и социальных конфликтов

Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и т.д. В конечном счете социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта больших социальных групп, а конфликты политических, этнических и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов.

Источником  обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На  этом этапе конфликт становится открытым и необратимым.  Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

Источники конфликтов - это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: знаний, умений, способностей, личностных качеств, функций управления, эмоциональных, психических и других состояний и т.д.

Существует 3 источника, порождающих конфликт:

1) сами люди, как отдельные лица, так и группы людей;

2) совокупность социальных связей;

3) стечение обстоятельств, та или иная проблемная ситуация.

В большинстве  своем конфликты возникают из-за существующих различных препятствий  в общении, всевозможных коммуникативных  помех, искажений и барьеров, часто встречающихся в организационном процессе и вызывающих в нем порой сильнейшие «климатические возмущения». В коммуникациях имеют место следующие барьеры:

1. Ошибки, обусловленные восприятием, возникают из-за того, что каждый человек в общении непроизвольно выделяет моменты, значимые именно для него.

2. Логические ошибки возникают из-за различных особенностей мышления у каждого человека, что приводит к непониманию людьми друг друга.

3. Стилистические ошибки возникают из-за того, что иногда в речи человека форма подачи информации не соответствует ее содержанию, (т. е. не удачно выбран стиль речи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы развития социальных конфликтов

 

Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику.

Обычно  в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную.

Начальная фаза характеризуется формированием  конфликтной ситуации - накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия.

Вторая  фаза начинается с инцидента или  повода, то есть какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д.

Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений.

В современной  науке большое внимание уделяется понятию «сила» участников конфликтов. Сила - способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов:

1) физическую  силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия;

2) информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и т.д.

3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.);

4) прочие  ресурсы - деньги, территория, лимит  времени, число сторонников и  т. д. 

Немаловажное  влияние на развитие конфликтных  отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

Первая  стадия конфликтного поведения порождает  тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы «переоценка ценностей». Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т. д. Именно этот образ, то есть идеальная картина конфликтной ситуации, а не сама реальность, является непосредственной психологической действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны, или одна из них, исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза «переоценки ценностей» является вместе с тем и фазой «выбора».

Таким образом, основные этапы или фазы конфликта  могут быть обозначены следующим образом:

1) исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания;

2) инициирующая сторона - причины и характер ее действий;

3) ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения дел;

4) отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны;

5) мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов;

6) использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия;

7) мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями;

8) тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие;

9) осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон;

10) переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны;

11) новый этап социального взаимодействия.

Заключение

Изучив основные характеристики социальных конфликтов мы можем сказать, что большая  часть проблематики конфликта разрабатывается  на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами объяснения социокультурных изменений в современном обществ.

Вместе с  тем, проблематика конфликта носит  сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении  вполне конкретных ситуаций, в которых  наблюдается столкновение интересов  двух или большего числа сторон. По сути дела в практике организации  современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается  непосредственное столкновение интересов  противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология. Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в "горячие точки", где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях и в разных ситуациях.

Также в качестве вывода мы можем сказать, что для  нашего общества характерно нарастание конфликтности. Миграция русскоязычного населения, инфляция, рост безработицы - все это обещает нам нелегкое и конфликтное будущее. Важно  накапливать опыт цивилизованного  решения социальных конфликтов. Умение управлять ситуацией, находить компромиссы - необходимое качество для социолога, менеджера, социального работника, тем более руководителя, политического  или общественного деятеля. Социальный конфликт - сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т.е. таких, которые невозможно разрешить без изменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует - разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей.


Информация о работе Понятие, структура и виды социальных конфликтов