Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:55, реферат
Термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости — чаще всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д. И как тревожный результат-"трудные" дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении.
Введение…………………………………………………………………..….2 стр.
Глава I. Понятие трудновоспитуемости……………………………....……3 стр.
Глава II. Предпосылки трудновоспитуемости………………..………..4 – 6 стр.
Глава III. Причины трудновоспитуемости подростков…………....…7 – 16 стр.
Заключение………………………………………………………….………17 стр.
Список литературы……………………………………………..…………..18 стр.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет»
филиал
в г. Прокопьевске
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Психология и педагогика»
на
тему: «Понятие трудновоспитуемости
и её причины».
Разработал: ст. гр. ИТо-102
Шорохов Е.В.
Проверил: преподаватель
Мороденко
Е. В.
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие
трудновоспитуемости……………………………
Глава II. Предпосылки
трудновоспитуемости………………..………
Глава III. Причины трудновоспитуемости подростков…………....…7 – 16 стр.
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости — чаще всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д. И как тревожный результат-"трудные" дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении.
Изменения, происходящие сегодня в нашем
обществе, выдвинули целый ряд проблем,
одной из которых является проблема воспитания
трудного ребенка. Информатизация общества
привела к распространению по всей стране
сети игровых автоматов и появлению синдрома
«игромании» у несовершеннолетних; сокращение
базы досуговой деятельности молодежи
увеличило число безнадзорных и беспризорных
подростков, породило такой порок, как
алкогольная и наркотическая зависимость
у детей 10-12 лет; отсутствие должной межведомственной
координации в профилактической работе
с несовершеннолетними, криминализация
молодежной среды снизили возрастной
порог преступности среди детей и подростков.
Все это заставляет образовательные учреждения,
родительскую и педагогическую общественность
усилить внимание к детям и подросткам,
нарушающим нормы и правила поведения
в школе и общественных местах и создающим
трудности в организации проведения педагогического
процесса. Трудновоспитуемость детей
и педагогическая запущенность подростков
остаются сложной проблемой в профессиональной
деятельности учителей общеобразовательной
школы и питательной средой для безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних.
Глава I.
Понятие трудновоспитуемости.
Трудновоспитуемость - обозначает отклонения в поведении и психике ребенка, учащегося, требующие усиленного внимания педагогов, индивидуализации средств воздействия для их преодоления. Примером таких отклонений могут быть: пониженные адаптивные способности, неадекватность самооценки и уровня притязаний, недостаточное развитие для данного возраста мотивационно - волевой сферы и познавательных процессов.
Трудновоспитуемость чаще всего является
результатом отрицательного влияния окружения,
ошибок в семейном воспитании, а также
врожденно биологических дефектов нервной
системы. Для предупреждения и профилактики
трудновоспитуемости необходимо установление
оптимального психологического режима
жизни, учения и воспитания, обеспечение
здорового морально-психологического
микроклимата, корректное использование
методов воспитания и перевоспитания.
Глава II.
Предпосылки
Под трудновоспитуемостью прежде всего понимают сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
В первую очередь остановимся на тех предпосылках трудновоспитуемости, которые представляют кризисные явления психофизиологического развития подростка.
Психологи отмечают, что в процессе онтогенетического развития ребенок переживает определенные кризисные периоды, характеризующиеся качественно новыми скачками в развитии его психики и организма, приводящими к формированию определенных психологических новообразований.
Скачкообразное, резкое появление качественно новых свойств психики ребенка, в свою очередь, требует от взрослых, родителей и учителей как перестройки характера отношений, общения с ребенком, так и изменений системы воспитательных мер и воздействий. Так, Л. Выготский выделяет кризисы новорождения, одного года, трех, семи, тринадцати лет. Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее трудным как для самих ребят, так и для тех, кто непосредственно занимается их воспитанием (родителей, учителей) является кризис подросткового переходного возраста. В этот период перехода от детскости к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими. Поэтому далеко не случайно, что подростковый возраст является объектом пристального внимания отечественной возрастной и педагогической психологии.
Этой проблеме посвящено достаточно большое количество исследований и публикаций, и среди них работы Д. Эльконина и Т. Драгуновой «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков», А. Краковского «О подростках», В. Крутецкого, Н. Лукина «Психология подростка», коллективная монография «Подросток», выполненная коллективом ведущих психологов, медиков под общей редакцией А. Хрипковой, «Сложный мир подростка» С.Беличевой, «Учителю о психологии и физиологии подростка» Д. Колесова и Ф. Мягкова и др.
На основе анализа многочисленной психологической,
медицинской, педагогической литературы
о подростковом возрасте к возрастным
психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости
и асоциального поведения несовершеннолетних
можно отнести следующие кризисные явления
в организме, психике и взаимоотношениях
подростка:
1. Ускоренное и неравномерное развитие организма подростка в период полового созревания:
- неравномерность развития сердечно - сосудистой и костно - мышечной систем, отягощающая физическое и психическое самочувствие подростка;
- «гормональная
буря», вызванная повышенной
2. Изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка, что, в свою очередь, объясняется следующими причинами:
- так называемый
«конфликт моралей», когда мораль
подчинения, характеризующая до
сих пор отношения ребенка
и взрослого, заменяется «
- чувство взрослости,
реакция эмансипации,
- повышенная
критичность по отношению к
взрослым при одновременном
3. Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так и противоположного пола:
- активное формирование
потребности общения со
- половое созревание,
протекающее в подростковом
Кризисность, известная трудновоспитуемость
подросткового возраста может быть преодолена,
если при этом учебно-воспитательный процесс,
воспитательные усилия взрослых будут
строиться с учетом возрастных психофизиологических
закономерностей, тех сложных процессов
и изменений, которые переживает подросток.
Важно также отметить, что преодоление
кризисных явлений подросткового возраста,
связанных с перестройкой отношений подростка,
а также его бурным и неравномерным физиологическим
развитием, может и должно благоприятно
решаться в условиях семейного и общественного
воспитания, что составляет одну из важных
задач общей ранней профилактики асоциального
поведения несовершеннолетних.
Глава III.
Причины трудновоспитуемости подростков.
Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства.
В полной мере к этой категории могут быть отнесены факторы психолого-педагогического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально-психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко объясняют тем, что ребёнок, подросток или юноша не может правомерными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении. Значительная часть нарушений дисциплины совершается подростками в состоянии сниженного уровня психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии.
Поэтому предупреждение и преодоление трудностей в воспитании учащихся подростков зависит от правильности и полноты определения факторов, порождающих и обуславливающих девиации.
Отечественные психологи и многие современные зарубежные учёные отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощённости их сознания и действий. Природные предпосылки определённых особенностей психики, конечно, имеются.
Претерпевая качественныё изменения, действуют они не прямо, а через специальные факторы.
Формирование преступных тенденций большинством авторов принято рассматривать как процесс взаимодействия биологических и социальных причин. Социальное влияние (Внутрисемейные конфликты, воздействие примера подростковых групп, информационный климат, преобладание определённых ценностей в обществе и т.д.) выступает в качестве патогенного внешнего фактора, воздействию которого подвергаются все без исключения подростки, а болезненным психическим аномалиям отводится роль либо катализатора антиобщественных и антинравственных идей, либо фактора снижения компенсаторных возможностей личности в её противостоянии чуждому влиянию.
Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется. Исключения связаны с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью.
Ещё одна из причин девиаций - возрастные особенности психики подростка.
Для психического развития характерны возрастные кризисы. При их воспитательным воздействиям взрослых, возникновении ребёнок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести. Л.С. Выготский говорил о кризисах новорождённого, 1 года, 3,7,13 и 17 лет.
Подростковый возраст многие психологи
считают критическим на всём протяжении.
Психические нарушения имеют определённыё
этапы развития, проходя через которые
они достигают наибольшей степени выраженности.
Во время подросткового кризиса скорость
этого болезненного цикла увеличивается,
в результате чего какой-то из этапов может
быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться
вообще.
Поэтому очень
часто патологическая жестокость подростка
является для его близких, знакомых,
сверстников и очевидцев
Информация о работе Понятие трудновоспитуемости и её причины