Понятие трудновоспитуемости и её причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:55, реферат

Описание работы

Термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости — чаще всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д. И как тревожный результат-"трудные" дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….2 стр.
Глава I. Понятие трудновоспитуемости……………………………....……3 стр.
Глава II. Предпосылки трудновоспитуемости………………..………..4 – 6 стр.
Глава III. Причины трудновоспитуемости подростков…………....…7 – 16 стр.
Заключение………………………………………………………….………17 стр.
Список литературы……………………………………………..…………..18 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 41.54 Кб (Скачать файл)

        Во-первых, они считают, что не имеют личностно - ценных качеств или не могут совершить личностно - ценные действия, и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.

        Во - вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

        В - третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.

        Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.

        Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемых требованием ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжение мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклоняться от них растёт. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становится всё более антинормативным, толкая его всё дальше по пути девиации.

        Разумеется, девиация - не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» подростка - преступника нередко проблематично, в нём много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее Девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.

        Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной мускулистости может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре.

        Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

        Таким образом, девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Заключение.

        Трудные дети - это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Трудновоспитуемость и педагогическая запущенность, с одной стороны, представляют собой явления, имеющие разные источники возникновения, с другой стороны, они могут быть связаны и причинно-следственной зависимостью. На основе педагогической запущенности, при несформированности у ученика социально одобряемых норм поведения, при наличии отрицательных привычек может возникнуть сопротивление подростка воспитанию.  Иными словами, трудновоспитуемость может выступать причиной педагогической запущенности (т.е. причина и следствие здесь могут меняться местами).

        Трудновоспитуемость всегда создается комплексом причин, стечением ряда неблагоприятных обстоятельств. Причины, вызывающие трудновоспитуемость, не действуют изолированно друг от друга. Никакая отдельно взятая причина не может фактически быть единственной.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Список литературы.

  1. ред. Соколов, Е.Е. Хрестоматия по курсу введение в психологию; М.: УМК Психология, 2005. - 656 c.
  2. Иванов, П. Психология; Учпедгиз, 1998. - 383 c.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.,1998.
  4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
  5. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоция. М., 1971

Информация о работе Понятие трудновоспитуемости и её причины