Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:36, реферат
Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества. Поэтому следует отметить, что раньше таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Введение…………………………………………………………...2
Понятие творчества и творческих способностей……………4
Структура творческой деятельности…………………………7
Развитие творческих способностей в детском возрасте…….9
Методы активизации творческих способностей……………12
Заключение………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………….15
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….15
Введение.
Творчество - далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально-приемлемой форме сексуальная фантазия.
А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.
Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.
Психологи гуманистического
направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали,
что первоначальный источник творчества
- мотивация личностного роста, не
подчиняющаяся
На рубеже XIX - XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».
Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества. Поэтому следует отметить, что раньше таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
1. Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью. Таким образом, в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
Понятию «творчество»
также можно дать и более
широкое определение. Философы
определяют творчество, как необходимое
условие развития материи,
По сути дела, творчество
- это "способность создавать любую
принципиально новую
В том числе отличительным
признаком интеллектуального
Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.
Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения.
При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.
Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические (развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.).
С точки зрения психологии и педагогики, особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Кроме того, творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление Ж. Годфруа. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
1.) Способность рисковать.
2.) Дивергентное мышление.
3.) Гибкость в мышлении и действиях.
4.) Скорость мышления.
5.) Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6.) Богатое воображение.
7.) Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8.) Высокие эстетические ценности.
9.) Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
2. Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом:
1.) Анализ творчества,
как конкретного явления с
целью выявления в нем
2.) Синтез итогов специальных
исследований каждой из выделенных
сторон с целью создания возмож
В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько основных подсистем:
А.)Процесс творческой деятельности,
Б.) Продукт творческой деятельности,
В.) Личность творца,
Г.) Среда и условия, в которых протекает творчество.
В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить их составляющие. Процесс деятельности может иметь такие основные составляющие, как формирование замысла и его реализация. Личность творца характеризуется способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д. Среда и условия представляют собой физическое окружение, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т.д.
Можно выделить следующие этапы творческой деятельности:
1.) Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).
2.) Сосредоточение усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.
3.) Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).
4.) Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов - то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок).
5.) Проверка и доработка замысла, его воплощение.
Можно выделить также и основные звенья творческого процесса:
- звено столкновения с новым;
- звено творческой
- звено скрытой работы;
- звено эврика;
- звено развития решения;
- звено критики;
- звено подтверждения и воплощения.
Представленные этапы можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.
Творчеству должны быть присущи адекватность (решение должно быть действительно решением), новизна и оригинальность, доработанность. Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простата.
Творчество - несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом состоянии: «...в другой раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль. Откуда это является — непроницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».
У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение - это награда за каторжный труд.
Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко - взгляд людей на мир.
Информация о работе Понятие творчества и творческих способностей