Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:36, реферат
Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества. Поэтому следует отметить, что раньше таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Введение…………………………………………………………...2
Понятие творчества и творческих способностей……………4
Структура творческой деятельности…………………………7
Развитие творческих способностей в детском возрасте…….9
Методы активизации творческих способностей……………12
Заключение………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………….15
Огромное количество периодически возникающих нестандартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления. Данные методы можно сгруппировать по следующим основаниям:
А. Методы, направленные на организацию креативной среды. К этой группе относятся:
1.)Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на этапы:
а.)спонтанная генерация любых идей (обычно 60 – 80 идей за 40 мин);
б.) экспертиза идей (отбор 1-2 наиболее удачных).
Основной недостаток метода – малая производительность при больших затратах времени.
Синектика – это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей. В процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники:
а) прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема;
б) личная аналогия – вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений;
в) символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.);
г) фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр.
Основной недостаток
метода – для синектической группы
необходима высокая сплоченность и
хорошая предварительная
Б.) Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей.
Например, метод ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат.
В.) Методы тренировки интуитивного мышления.
Заключение.
Подводя итог к данному реферату, хотелось бы ещё раз отметить, что универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности целесообразно развивать в дошкольном возрасте, но взрослые люди также имеют возможность активизировать свои способности с помощью специально разработанных методов.
Творческие возможности
человека неограниченны и
неисчерпаемы, а творческая деятельность
является одним из главных
определений человеческой
Развитие науки и техники, темпы научно-технического процесса таковы, что совершенно необходимо «снабжать» науку и технику новыми идеями, строить новые проекты, поэтому, в связи со стоящими перед обществом задачами, вопрос о природе творческих способностей приобрел огромную практическую значимость.
Сегодня творчество становится необходимым инструментом профессионального и обыденного существования.
Список использованной литературы:
Информация о работе Понятие творчества и творческих способностей