Понятие творчества и творческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:36, реферат

Описание работы

Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества. Поэтому следует отметить, что раньше таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...2
Понятие творчества и творческих способностей……………4
Структура творческой деятельности…………………………7
Развитие творческих способностей в детском возрасте…….9
Методы активизации творческих способностей……………12
Заключение………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………….15

Файлы: 1 файл

Активизация творческих способностей.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом  к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, чрезвычайно  важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения.

Четвертое условие  успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

4. Однако творческие способности можно расширить не только в школьном возрасте. Активизации творческих способностей можно достигнуть с помощью следующих средств:

  1. Развитие базы данных, накопление знаний в течение всей жизни, желание работать усердно;

  1. Создание правильной атмосферы для творчества (например, метод мозгового штурма);

  1. Поиск аналогий;

Огромное количество периодически возникающих нестандартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления. Данные методы можно сгруппировать по следующим основаниям:

А. Методы, направленные на организацию креативной среды. К этой группе относятся:

1.)Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на этапы:

а.)спонтанная генерация  любых идей (обычно 60 – 80 идей за 40 мин);

б.) экспертиза идей (отбор 1-2 наиболее удачных).

Основной недостаток метода – малая производительность при больших затратах времени.

Синектика – это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей. В процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники:

а) прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема;

б) личная аналогия – вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений;

в) символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.);

г) фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр.

Основной недостаток метода – для синектической группы необходима высокая сплоченность и  хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью  творческой деятельности возрастает критичность  группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей.

Б.) Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей.

Например, метод ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Эта методика является комплексной  структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат.

В.) Методы тренировки интуитивного мышления.

Заключение.

Подводя итог к данному  реферату, хотелось бы ещё раз отметить, что универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности целесообразно развивать в дошкольном возрасте, но взрослые люди также имеют возможность активизировать свои способности с помощью специально разработанных методов.

 Творческие возможности  человека неограниченны  и  неисчерпаемы, а творческая деятельность  является одним из главных  определений человеческой сущности. Именно способность к творческой  деятельности  характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое машина не в состоянии, способность к творчеству присуща только человеку.

Развитие науки и  техники, темпы научно-технического процесса таковы, что совершенно необходимо «снабжать» науку и технику новыми идеями, строить новые проекты, поэтому, в связи со стоящими перед обществом задачами, вопрос о природе творческих способностей приобрел огромную практическую значимость.

Сегодня творчество становится необходимым инструментом  профессионального  и обыденного существования. 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Психология: учебник / Соснин В.А., Красникова Е.А.- 2-е изд.-М.: ИНФРА – М, 2009. – 336 с. – (Профессиональное образование).
  2. Психология общих способностей / Дружинин В.Н. СПб – М, 2005. – 356 с.
  3. Психология творческой деятельности / Моляко В.А.-М.: Высшая школа, 2004. – 290 с.
  4. Основы психологии: Учеб. пособие / Азарных Т.Д.; Воронеж гос. технол. акад. Воронеж, 2002. – 372 с.
  5. Психология развития / Грэйс Крайг – СПб.: Издательство «Питер», 2002. – 421 с.
  6. Психология подросткового и юношеского возраста / Райс Ф. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. – 457 с.
  7. О психологических методах изучения творчества / Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. .- М., Наука, 2006. – 381 с.
  8. Психология творческой деятельности / Моляко В.А. - М.: Высшая школа, 2007. – 345 с.
  9. Проблемы научного творчества в современной психологии / Ярошевский М.Г. - М.: Наука, 2008. – 412 с.
  10. Психология развивающейся личности / Петровский А.В. - М.: Педагогика, 2004. – 304 с.
  11. wikipedia. org.

 

 




Информация о работе Понятие творчества и творческих способностей