Понятие, виды и функции общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:46, реферат

Описание работы

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ веке.

Файлы: 1 файл

1.понятие об общении.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие, виды и функции  общения

 

Потребность в общении, как считают психологи, относится  к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как  базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение  людей с не меньшей властью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ веке.

 

Человек устроен таким  образом, что подавляющее число  наших потребностей мы не можем удовлетворить  в одиночку. Мы нуждаемся друг в друге. То же самое можно сказать и о деловом общении. Главная цель общения – это установление контакта с другими людьми для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного, т.е. эмоционально-оценочного, характера.

 

Для того чтобы понять, что такое общение, прежде всего, следует узнать его определение. Б.Ф. Ломов считает, что общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффектно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.

 

Общение — это сложный  многоплановый процесс поддержания  и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Из этого определения видно, что общение в одно и то же время выступает и как личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются установки личности и ее взгляды на социальные нормы, и как социальный процесс, через который общество влияет на нее.[1]

 

В процедуре общения  выделяют следующие этапы:

 

1. Потребность в общении  (необходимость сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

 

2. Ориентировка в целях  общения, в ситуации общения.

 

3. Ориентировка в личности  собеседника.

 

4. Планирование содержания  своего общения: человек представляет себе (часто бессознательно), что именно скажет.

 

5. Бессознательно (иногда  сознательно) человек выбирает  конкретные средства, речевые фразы,  которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

 

6. Восприятие и оценка  ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

 

7. Корректировка направления,  стиля, методов общения.

 

Если какое-либо из звеньев  акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов  общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

 

Общение может рассматриваться  на трех уровнях анализа:

 

Первый уровень —  макроуровень: общение индивида с другими людьми описывается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида.

 

Второй уровень —  мезауровенъ (средний уровень): общение  в этом случае интерпретируется как  сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов  или ситуаций обмена информацией, в  которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения - по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.[2]

 

Третий уровень —  микроуровень, в ходе которого осмысливаются  элементарные единицы информации, например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие и т. п.

 

Существуют три типа общения – межличностное общение, например, между двумя друзьями или  коллегами; между индивидом и  группой, например, начальник и подчиненный и, наконец, между группами, например, встреча двух спортивных команд. Особо выделяют виды общения: вербальное, при помощи языка, и невербальное, при помощи мимики, жестов и тому подобное.

 

Рассмотрим подробнее  невербальное общение, т.е. язык тела, язык жестов. Язык телодвижений, как наука, возникла в 60-е годы ХХ–го столетия. Одной из предпосылок становления науки о языке телодвижений стало изучение поведения животных, особенностей их общения между собой. Животные давно общаются при помощи языка поз и особи одного вида, как правило, не в состоянии понять язык представителей другого вида. Язык тела давно уже использовали ораторы, режиссеры, но науки как таковой еще не было и, наверное, зря, потому, что это язык очень и очень важный.

 

Человек с жизненным опытом при общении следит за своими словами, контролирует выражение лица и только самые искушенные в вопросах общения люди контролируют свою позу, свои жесты.Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным и нуждается в постоянном контроле.

 

В социально-психологических  исследованиях разработаны различные  классификации невербальных средств  общения, к которым относят все  движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

 

Основные невербальные средства общения.

 

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

 

регулировать течение  процесса общения, создавать психологический  контакт между партнерами;

 

обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;

 

выражать эмоции и  отражать истолкование ситуации.

 

Невербальные средства общения делятся на:

 

Визуальные средства общения — это:

 

кинесика — движение рук, ног, головы, туловища;

 

направление взгляда  и визуальный контакт;

 

выражение глаз;

 

выражение лица;

 

поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);

 

кожные реакции (покраснение);

дистанция (расстояние до собеседника, персональное пространство);

 

вспомогательные средства общения, в том числе особенности  телосложения (половые, возрастные) и  средства их преобразования (одежда, косметика, очки.).

 

Акустические (звуковые) средства общения — это:

 

паралингвистические, то есть связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон);

 

экстралингвистические, то есть не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи.).

 

3. Тактильно-кинестизические  средства общения — это:

 

физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

 

такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

 

4. Ольфакторные средства общения  — это;

 

приятные и неприятные запахи окружающей среды;

 

естественный и искусственный  запахи человека.

 

Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

 

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям  мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы.

 

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о  психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо  менее информативно, чем его тело. Связано это с тем, что мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем его тело. В общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации.[3]

 

Поза – это положение человеческого  тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного  поведения человека. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц.

 

Показано, что «закрытые» позы (когда  человек как-то пытается закрыть  переднюю часть тела), «наполеоновская» поза стоя (руки, скрещенные на груди) и  сидя (обе руки упираются в подбородок) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, критики. «Открытые» же позы (стоя – руки раскрыты ладонями вверх, сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

 

Так же легко, как и поза, может  быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для обеих общающихся сторон. В чем особенности языка жестов? Во-первых, женщины понимают его лучше, чем мужчины. Во-вторых, язык жестов понимается на одну, две десятые секунды быстрее, чем язык слов. В-третьих, на долю этого языка приходится до 60% информации, передаваемой при общении. Важно помнить, что поднятая голова и опущенные плечи означают интерес, настрой на успех и контроль над ситуацией, тогда как опущенная голова и поднятые плечи – признак замкнутости, страха, неуверенности в себе. Голова набок – это любопытство и т.д.

 

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые  высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний являются сигналом лжи.

 

И, наконец, походка человека, т.е. стиль  передвижения, по которой довольно легко можно распознать его эмоциональное  состояние.

 

Помимо перечисленных экспрессивно-выразительных движений, к кинесическим средствам общения также относится взгляд, или визуальный контакт, тесно связанный с мимикой. Визуальный контакт и является оперативным средством обеспечения взаимодействия. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова – на собеседника. Устойчивый визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Если мы хотим, чтобы нам поверили, не менее 2/3 времени разговора следует смотреть в лицо собеседнику. Однако при деловом общении не рекомендуется смотреть прямо в глаза собеседнику: деловым считается взгляд, направленный в переносицу. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека.

 

Следующие виды невербальных средств общения связаны с  голосом, характеристики которого создают  образ человека, способствуют распознанию  его состояний, выявлению психической  индивидуальности. Характеристики голоса относят к просодическим и  экстралингвистическим явлениям.

 

Просодика – это общее  название таких ритмико-интонационных  сторон речи, как высота, громкость  голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

 

Экстралингвистическая система – это включение в  речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

 

К примеру, энтузиазм, радость  и недоверие обычно передаются высоким  голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком  диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность чем-либо или личные проблемы. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.[4]

 

Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный  строй речи, оценивать силу и тон  голоса, скорость речи, которые практически  позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо его, а иногда вопреки ему. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.

 

Не менее существенное значение имеют так называемые территории и зоны межличностного контакта. Здесь выделяют несколько зон: интимная зона – от 0 до 45 см.(общение самых близких людей), личностная зона для межличностного общения – от 45 до 120 см.(общение со знакомыми людьми), зона общения с незнакомыми людьми – от 120 до 3-х метров и, наконец, зона публичного общения ,например, с группой подчиненных– от 3-х до 6-ти метров. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. Отсюда вытекают вполне конкретные рекомендации.

 

Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое  общение предполагает не только и  не столько передачу эмоциональных  состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при  помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму. О роли языка в общении сказано немало. Самое главное, - это умение слушать. Все понимают, что слушать можно по-разному. Представление о том, что «слушать» и «слышать» – это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактом разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания. Слушание – сложный процесс, требующий определенных навыков и общей коммуникативной культуры. Это означает, что нельзя перебивать собеседника, потому что очень часто к нам обращаются якобы за советом, тогда как на самом деле человеку нужен не наш совет – ему нужно излить свою душу.

Информация о работе Понятие, виды и функции общения