Понятие, виды и функции общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:46, реферат

Описание работы

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ веке.

Файлы: 1 файл

1.понятие об общении.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

 

Кроме умения слушать, также  важно умение говорить, или ораторское искусство, которому обучали еще  в античности. Оно предполагает умение точно формулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться в общении на реакцию собеседника.

 

Общение обычно проявляется  в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

 

Межличностная сторона  общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с  другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего, это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.

 

Когнитивная сторона  общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют сам этот процесс.

 

Коммуникативная-информационная сторона общения представляет собой  обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т. п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть попят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению очень упрощен. Это обусловлено тем, что в условиях подобного общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

 

Эмотивная сторона общения  связана с функционированием  эмоций и чувств, настроений и состояний  в личных контактах партнеров. Они  проявляются в выразительных  движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.

 

Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие наличность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

 

В зависимости от используемой техники общения и его целей  можно выделить следующие виды2:

 

«Контакт масок» —  формальное общение, при котором  отсутствует стремление понять и  учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

 

Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и  содержание, и средства общения социальными  ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

 

Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность  состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.

 

Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

 

Духовное межличностное  общение между людьми, при котором  раскрываются глубинные структуры  личности. Духовное общение характеризуется  взаимопониманием между людьми, а  в его основе лежит доверие  к личности собеседника.

 

Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

 

Примитивное общение, когда  оценивают другого человека как  нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

 

Деловое общение –  это процесс взаимосвязи и  взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.[5]

 

Деловое общение можно  условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между  партнерами существует пространственно – временная дистанция).

 

Прямое деловое общение  обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия  и внушения, чем косвенное, в нем  непосредственно действуют социально-психологические  механизмы.

 

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

 

Деловое общение реализуется  в различных формах:

 

деловая беседа;

 

деловые переговоры;

 

деловые совещания;

 

публичные выступления.

 

Особенности делового общения:

 

партнер в деловом общении выступает  как личность, значимая для субъекта;

 

общающихся людей отличает хорошее  взаимопонимание в вопросах дела;

 

основная задача делового общения  – продуктивное сотрудничество.

 

Общение выполняет определенные функции. Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Их достаточно много, по главных — шесть.

 

Прагматическая функция общения  отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

 

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать  воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, индивид усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

 

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить  и подтвердить себя.

 

Функция объединения — разъединения людей, с одной стороны, посредством  установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых  сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

 

Функция организации и поддержания  межличностных отношений служит интересам налаживания, сохранения и развития достаточно устойчивых и  продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

 

Внутриличностная функция общения  реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную  по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

 

 


Информация о работе Понятие, виды и функции общения