Понятия и основные закономерности психического развития в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом Он заключается в изменениях, носящих закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от низших к высшим уровням жизнедеятельности, ее структурное и функциональное совершенствование Онтогенез происходит в разных направлениях, а именное:
1) как становление организма - морфофизиологические онтогенез;
2) развитие человека как сознательного общественного существа - онтогенез психики;
3) развитие личности - социальный онтогенез

Файлы: 1 файл

Документ WordPad.doc

— 60.89 Кб (Скачать файл)

Понятие, характеризующие онтогенез человека (созревание, развитие, формирование, становление, обучения и воспитания)

 

 

 

Развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом Он заключается в изменениях, носящих закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от низших к высшим уровням життедиял льности, ее структурное и функциональное совершенствование Онтогенез происходит в разных направлениях, а именное:

 

1) как становление организма - морфофизиологические онтогенез;

 

2) развитие человека как сознательного общественного существа - онтогенез психики;

 

3) развитие личности - социальный онтогенез

 

Первое направление онтогенеза изучает биология Второй и третий - исследуются в различных областях психологии (возрастной, детской, педагогической, социальной)

 

Онтогенез человека раскрывает ряд взаимосвязанных понятий, прежде всего, понятие \"развития\", которое принадлежит к основным в детской психологии Психическое развитие выступает как последовательный, закономерный процесс количественных и качественных изменений психики, которые происходят в ходе деятельности и общения ребенка с другими людьми и знаменуют собой переход от низших к высшим х уровней жизнедеятельности, ее структурное и функциональное совершенствование.

 

Развитие психики ребенка хотя и обусловлен социальными условиями его жизни, но опирается на созревание организма Последнее понятие отражает морфофизиологических линию онтогенеза

 

Во созреванием понимают, прежде всего, изменения индивида или отдельных его функций и процессов вследствие действия внутренних врожденных факторов Так, можно говорить о созревании органических функций человека или всь ього ее организму.

 

Созревание - проявление онтогенеза, определенный генотипом, заключающийся в последовательном становлении всех систем организма Созревание обеспечивает необходимые для психического развития ребенка свойства его организма (особенно ости нервной системы, прямохождение, органы речи), но не определяет содержания и состава психического развития, обусловленные усвоением человеческого опыта время, психическое развитие ребенка способствует ее доз реванияню.

 

Созревание составляет фундамент развития, но не входит в это понятие как его аспект или сторона, имея качественно отличную природу Так, мы можем говорить об обнаружении цвета глаз ребенка на первых месяц местах ее жизни как проявление созревания, а не развития, так как цвет глаз однозначно предопределен генотипом и не зависит от условий жизни - например, того, на что смотреть ребенку в течение первых х месяцев жизни По-другому детерминирована динамика черт характера человека, которые возникают вследствие развития, а не созревания, поскольку от рождения они заранее не определены и зависят от того, в каких условиях воспитывался ребенок, какие требования к ней выдвигали окружающейчі.

 

 

 

Развитие ребенка, как правило, происходит в условиях общества, неразрывно связан с нацеленными развивающими воздействиями на подрастающего личность окружающих людей Понятие \"формирование\" психических качеств подрастающей личности акцентирует социальную обусловленность психического развития ребенка в условиях общества

 

В процессе формирования можно выделить стихийную компонента (т.е. изменения под влиянием неуправляемых, случайных факторов, например, неформальных подростковых объединений, рекламы, моды, музыки и т.д., характер и и последствия действия которых непредсказуемы) и целенаправленный процесс изменений личности или ее отдельных сторон и качеств результате специально организованных воздействии.

 

Понятие \"становления\" подчеркивает процесс приобретения новых признаков и форм психики в процессе развития ребенка Можно говорить, например, о становлении характера ребенка, его мышление и т.д., то есть это понятие целесообразно применять когда речь идет о развитии отдельной стороны или качества личностиі.

 

Закономерности психического развития ребенка находят отражение в педагогических понятиях воспитания, обучения и т.д.

 

Воспитание - процесс осуществления общественных воздействий, обусловливающих формирование личности, то есть индивида как члена общества, с теми качествами, которые позволяют ему отвечать на требования общества и дают основания и пользоваться правами члена обществ.

 

Одним из направлений воспитания является обучения которое организуется обществом в образовательных учреждениях с целью вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками Психическое развитие личности и обучения тесно взаимосвязаны Обучение ведет за собой разви иток, от особенностей обучения зависят темпы перехода индивида от низших ступеней умственного развития к высшим (ЛСВиготський) Развитие психики человека в условиях обучения достигает таких успехов, которые не возможны при других обстоятельствах частности, исследования показывают, что без специальной педагогической работы абстрактное мышление не возникает у ребенка, а соответственно организовано обучение ускоряет переход детей к абстрактное мышлениеслення.

 

Основные линии психического развития детей в процессе обучения и воспитания:

 

o осложнения знаний В современном мире знания накапливаются очень быстрыми темпами - намного быстрее, чем изменения в учебных программах результате школа не способна обеспечить усвоение учащимися полного объема знаний Поэтому необходимо, чтобы учащиеся усваивали не только знания, а также способы их получения Содержание обучения (виды и особенности знаний) определяет общий тип и структуру умственного развитияку;

 

o усвоения психологических механизмов применения способов и знаний - специальных умственных приемов и умений;

 

o развитие общих свойств личности: направленности, механизмов сознания, волевых качеств и т.д.

 

Заключение о понятиях, характеризующих онтогенез человека: - развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом;

 

- сущность онтогенеза человека в разных своих аспектах раскрывают понятие развития, созревания, формирования, становления, обучения и развития;

 

- психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений психики, которые происходят в ходе деятельности и общения ребенка с другими людьми и знаменуют переход от низших к высшим уровням жизненно тедияльности

 

- созревание - проявление онтогенеза, определенный генотипом, обеспечивающий необходимые для психического развития ребенка свойства его организма;

 

- социальную обусловленность онтогенеза человека в условиях современного общества отражают психологическое понятие формирования и педагогические понятия воспитания и обучения

Лекция 3 Закономерности психического развития в онтогенезе

 

 

 

Мера ума человека - это умение сомневаться

 

Е Гонкур (1822-1896);

 

Ж Гонкур (1830-1870)

 

1 генотипически и средовая обусловленность развития Признаки психического развития

 

2 Факторы развития Принцип психического развития в деятельности

 

3 Проблема детства в возрастной психологии Онтогенез и жизненный путь человека Понятие возраста как центральная категория возрастной психологии

 

4 Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования как показатели возрастного развития

 

5 индивидуальных вариации развития Единство природного и социального в онтогенезе человека

 

6 Движущие силы и условия психического развития

 

7 Принципы и критерии возрастной периодизации Понятие о стабильных и переходные периоды Проблема периодизации развития личности в детском возрасте (БГ Ананьев, ЛИ Божович, ЛС Выготский, ДБ Эльконин, ИС Кон, ОМ Леонтьев, AB Петровский и др.етровський та ін.).

 

1 генотипически и средовая обусловленность развития Признаки психического развития

 

Сущность генотипически и средовой обусловленности развития - выяснение степени зависимости переходов в развитии от процессов созревания и научения

 

Основные подходы:

 

1 позиция - становление психики и поведения является результатом эволюционного преобразования задатков (эволюционная теория);

 

2 позиция - в любого человека независимо от анатомо-физиологических особенностей можно сформировать также любые психологические и поведенческие свойства, развивая их с помощью обучения и воспитания я (революционная теория)

 

3 позиция - конечный результат развития предварительно в генотип не заложен, изменения, происходящие на каждой ступени развития, связаны с генотипом, средой, но определяются случайным совпадением обстоятельств Достижения организма на определенной ступени развития зависят в основном от уровня достижений на предыдущем степени (стохастическая теория);

 

4 позиция - формирование и преобразование определенных функций определяется уровнем частотности их использования в жизни организма (функциональная теория)

 

Наиболее распространенной является стохастическая, или вероятностная, теория (PC Немов)

 

Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, определяемого в их количественных, качественных и структурных преобразованиях

 

Признаки психического развития

 

1) дискретность (скачкообразность, стадийность, прерывность), что обусловлено количественными и качественными изменениями;

 

 

 

2) необратимость изменений, их детерминированность;

 

3) наличие прогрессивных и регрессивных изменений;

 

4) компенсаторнисть и пластичность изменений, их закономерность;

 

5) поступательное направленность;

 

6) системность познавательной деятельности;

 

7) формирование комплексного отношения к действительности и к себе;

 

8) овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной деятельности;

 

9) интегрированность;

 

10) стремления личности к саморазвитию

 

Основные негативные стереотипы о психическом развитии:

 

1) всегда прогрессивный;

 

2) всегда является управляемым и прогнозируемым;

 

3) находится под контролем организованных факторов социального воздействия (абсолютизация возможностей учебно-воспитательного процесса)

 

2 Факторы развития Принцип психического развития в деятельности

 

Различают следующие факторы: биологические, социальные, активность личности, обучения и воспитания

 

1 Биологические факторы развития

 

1) чем больше обнаружены биологические предпосылки, тем значительнее будет их влияние в равнозначных ситуациях;

 

2) в процессе дальнейшего развития влияние наследственных факторов становится все более косвенным, а результаты - вариативными;

 

3) чем сложнее новообразования, тем большее значение в их развитии приобретают врожденные предпосылки;

 

4) в процессе развития врожденные предпосылки являются изменчивыми;

 

5) биологические предпосылки определяют рождения ребенка с присущими ей человеческими особенностями;

 

6) биологические предпосылки не предопределяют окончательного развития психики, а лишь ее природную основу

 

Генная программа определяет признаки организма с помощью ряда процессов, которые могут зависеть от его хросомного аппарата и от внешних условий:

 

1) особенности строения нервной системы;

 

2) физические свойства, которые являются общими для людей (прямохождение, рука как орган познания и т.д.);

 

3) анатомо-физиологические свойства (задатки), на основе которых формируются и развиваются человеческие качества

 

Задатки определяют тип нервной системы (темперамент), пластичность коры головного мозга, чувствительность анализаторов

 

ЦНС опосредуют возможные влияния генотипа на становление психических особенностей и наоборот - влияние среды на выявление генетической программы

 

Влияние внешних условий (алкоголь, никотин, антибиотики, кислородное голодание, облучение, недостаточное питание, родовые травмы и т.д.) определяет особенности развития организма в эмбриональном периоде и может негативно повлиять на реализацию генной программы, которая, в свою очередь, предопределяет особенности динамики психики.

 

31930-х годов в советской психологии сложилась устойчивая традиция недооценивать значение генотипа, однако стремительное прогрессирование в конце XIX-ХХ вв психогенетики, в частности использование популяционного, генеало огичного, близнецового методов и метода принятых или усыновленных, детей, доказывает обратное: генотип является важной доминантой психического развития, который сохраняет психологические особенности предыдущих пок Олин в генеалогическом линии, часто является потенциальной условием минимизации или предотвращения необходимого учебно-воспитательного влияниеу.

 

2 Социальные факторы:

 

1) человеческую среду;

 

2) человек как часть социума;

 

3) человек как часть природы

 

Уровневый социальное влияние:

 

1) макроуровень: влияние космоса, планеты, мира, государства (система образования, национальные традиции обучения и воспитания);

 

2) мезоуровень: вторичные группы (школьную среду);

 

3) микро уровень: первичные группы, например, ровесники, семья

 

3 Активность личности (единство биологического и социального факторов) - субъективная детерминанта развития (поведение, общение, познание, самопознание, потребности, мотивы, уровень самооценки, самосви идомости) Имеет полярные уровне: обычная активность - творческая активностьтивність.

 

Основой активности является действие (спланирована, спорадическая; результативная, случайная)

 

4 Обучение и воспитание - решающие факторы психического развития актуализирует назначения учебно-воспитательного процесса как жизненного познавательного феномена Позиция отрицания этих факторов приводит к формулировки очевидного абсурда: зачем тогда учить и воспитывать личность? ку:

Информация о работе Понятия и основные закономерности психического развития в онтогенезе