Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:10, контрольная работа
Развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом Он заключается в изменениях, носящих закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от низших к высшим уровням жизнедеятельности, ее структурное и функциональное совершенствование Онтогенез происходит в разных направлениях, а именное:
1) как становление организма - морфофизиологические онтогенез;
2) развитие человека как сознательного общественного существа - онтогенез психики;
3) развитие личности - социальный онтогенез
Понятие, характеризующие онтогенез человека (созревание, развитие, формирование, становление, обучения и воспитания)
Развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом Он заключается в изменениях, носящих закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от низших к высшим уровням життедиял льности, ее структурное и функциональное совершенствование Онтогенез происходит в разных направлениях, а именное:
1) как становление организма - морфофизиологические онтогенез;
2) развитие человека как сознательного общественного существа - онтогенез психики;
3) развитие личности - социальный онтогенез
Первое направление онтогенеза изучает биология Второй и третий - исследуются в различных областях психологии (возрастной, детской, педагогической, социальной)
Онтогенез человека раскрывает ряд взаимосвязанных понятий, прежде всего, понятие \"развития\", которое принадлежит к основным в детской психологии Психическое развитие выступает как последовательный, закономерный процесс количественных и качественных изменений психики, которые происходят в ходе деятельности и общения ребенка с другими людьми и знаменуют собой переход от низших к высшим х уровней жизнедеятельности, ее структурное и функциональное совершенствование.
Развитие психики ребенка хотя и обусловлен социальными условиями его жизни, но опирается на созревание организма Последнее понятие отражает морфофизиологических линию онтогенеза
Во созреванием понимают, прежде всего, изменения индивида или отдельных его функций и процессов вследствие действия внутренних врожденных факторов Так, можно говорить о созревании органических функций человека или всь ього ее организму.
Созревание - проявление онтогенеза, определенный генотипом, заключающийся в последовательном становлении всех систем организма Созревание обеспечивает необходимые для психического развития ребенка свойства его организма (особенно ости нервной системы, прямохождение, органы речи), но не определяет содержания и состава психического развития, обусловленные усвоением человеческого опыта время, психическое развитие ребенка способствует ее доз реванияню.
Созревание составляет фундамент развития, но не входит в это понятие как его аспект или сторона, имея качественно отличную природу Так, мы можем говорить об обнаружении цвета глаз ребенка на первых месяц местах ее жизни как проявление созревания, а не развития, так как цвет глаз однозначно предопределен генотипом и не зависит от условий жизни - например, того, на что смотреть ребенку в течение первых х месяцев жизни По-другому детерминирована динамика черт характера человека, которые возникают вследствие развития, а не созревания, поскольку от рождения они заранее не определены и зависят от того, в каких условиях воспитывался ребенок, какие требования к ней выдвигали окружающейчі.
Развитие ребенка, как правило, происходит в условиях общества, неразрывно связан с нацеленными развивающими воздействиями на подрастающего личность окружающих людей Понятие \"формирование\" психических качеств подрастающей личности акцентирует социальную обусловленность психического развития ребенка в условиях общества
В процессе формирования можно выделить стихийную компонента (т.е. изменения под влиянием неуправляемых, случайных факторов, например, неформальных подростковых объединений, рекламы, моды, музыки и т.д., характер и и последствия действия которых непредсказуемы) и целенаправленный процесс изменений личности или ее отдельных сторон и качеств результате специально организованных воздействии.
Понятие \"становления\" подчеркивает процесс приобретения новых признаков и форм психики в процессе развития ребенка Можно говорить, например, о становлении характера ребенка, его мышление и т.д., то есть это понятие целесообразно применять когда речь идет о развитии отдельной стороны или качества личностиі.
Закономерности психического развития ребенка находят отражение в педагогических понятиях воспитания, обучения и т.д.
Воспитание - процесс осуществления общественных воздействий, обусловливающих формирование личности, то есть индивида как члена общества, с теми качествами, которые позволяют ему отвечать на требования общества и дают основания и пользоваться правами члена обществ.
Одним из направлений воспитания является обучения которое организуется обществом в образовательных учреждениях с целью вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками Психическое развитие личности и обучения тесно взаимосвязаны Обучение ведет за собой разви иток, от особенностей обучения зависят темпы перехода индивида от низших ступеней умственного развития к высшим (ЛСВиготський) Развитие психики человека в условиях обучения достигает таких успехов, которые не возможны при других обстоятельствах частности, исследования показывают, что без специальной педагогической работы абстрактное мышление не возникает у ребенка, а соответственно организовано обучение ускоряет переход детей к абстрактное мышлениеслення.
Основные линии психического развития детей в процессе обучения и воспитания:
o осложнения знаний В современном мире знания накапливаются очень быстрыми темпами - намного быстрее, чем изменения в учебных программах результате школа не способна обеспечить усвоение учащимися полного объема знаний Поэтому необходимо, чтобы учащиеся усваивали не только знания, а также способы их получения Содержание обучения (виды и особенности знаний) определяет общий тип и структуру умственного развитияку;
o усвоения психологических механизмов применения способов и знаний - специальных умственных приемов и умений;
o развитие общих свойств личности: направленности, механизмов сознания, волевых качеств и т.д.
Заключение о понятиях, характеризующих онтогенез человека: - развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом;
- сущность онтогенеза человека в разных своих аспектах раскрывают понятие развития, созревания, формирования, становления, обучения и развития;
- психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений психики, которые происходят в ходе деятельности и общения ребенка с другими людьми и знаменуют переход от низших к высшим уровням жизненно тедияльности
- созревание - проявление онтогенеза, определенный генотипом, обеспечивающий необходимые для психического развития ребенка свойства его организма;
- социальную обусловленность онтогенеза человека в условиях современного общества отражают психологическое понятие формирования и педагогические понятия воспитания и обучения
Лекция 3 Закономерности психического развития в онтогенезе
Мера ума человека - это умение сомневаться
Е Гонкур (1822-1896);
Ж Гонкур (1830-1870)
1 генотипически и средовая обусловленность развития Признаки психического развития
2 Факторы развития Принцип психического развития в деятельности
3 Проблема детства в возрастной психологии Онтогенез и жизненный путь человека Понятие возраста как центральная категория возрастной психологии
4 Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования как показатели возрастного развития
5 индивидуальных вариации развития Единство природного и социального в онтогенезе человека
6 Движущие силы и условия психического развития
7 Принципы и критерии возрастной периодизации Понятие о стабильных и переходные периоды Проблема периодизации развития личности в детском возрасте (БГ Ананьев, ЛИ Божович, ЛС Выготский, ДБ Эльконин, ИС Кон, ОМ Леонтьев, AB Петровский и др.етровський та ін.).
1 генотипически и средовая обусловленность развития Признаки психического развития
Сущность генотипически и средовой обусловленности развития - выяснение степени зависимости переходов в развитии от процессов созревания и научения
Основные подходы:
1 позиция - становление психики и поведения является результатом эволюционного преобразования задатков (эволюционная теория);
2 позиция - в любого человека независимо от анатомо-физиологических особенностей можно сформировать также любые психологические и поведенческие свойства, развивая их с помощью обучения и воспитания я (революционная теория)
3 позиция - конечный результат развития предварительно в генотип не заложен, изменения, происходящие на каждой ступени развития, связаны с генотипом, средой, но определяются случайным совпадением обстоятельств Достижения организма на определенной ступени развития зависят в основном от уровня достижений на предыдущем степени (стохастическая теория);
4 позиция - формирование и преобразование определенных функций определяется уровнем частотности их использования в жизни организма (функциональная теория)
Наиболее распространенной является стохастическая, или вероятностная, теория (PC Немов)
Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, определяемого в их количественных, качественных и структурных преобразованиях
Признаки психического развития
1) дискретность (скачкообразность, стадийность, прерывность), что обусловлено количественными и качественными изменениями;
2) необратимость изменений, их детерминированность;
3) наличие прогрессивных и регрессивных изменений;
4) компенсаторнисть и пластичность изменений, их закономерность;
5) поступательное направленность;
6) системность познавательной деятельности;
7) формирование комплексного отношения к действительности и к себе;
8) овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной деятельности;
9) интегрированность;
10) стремления личности к саморазвитию
Основные негативные стереотипы о психическом развитии:
1) всегда прогрессивный;
2) всегда является управляемым и прогнозируемым;
3) находится под контролем организованных факторов социального воздействия (абсолютизация возможностей учебно-воспитательного процесса)
2 Факторы развития Принцип психического развития в деятельности
Различают следующие факторы: биологические, социальные, активность личности, обучения и воспитания
1 Биологические факторы развития
1) чем больше обнаружены биологические предпосылки, тем значительнее будет их влияние в равнозначных ситуациях;
2) в процессе дальнейшего развития влияние наследственных факторов становится все более косвенным, а результаты - вариативными;
3) чем сложнее новообразования, тем большее значение в их развитии приобретают врожденные предпосылки;
4) в процессе развития врожденные предпосылки являются изменчивыми;
5) биологические предпосылки определяют рождения ребенка с присущими ей человеческими особенностями;
6) биологические предпосылки не предопределяют окончательного развития психики, а лишь ее природную основу
Генная программа определяет признаки организма с помощью ряда процессов, которые могут зависеть от его хросомного аппарата и от внешних условий:
1) особенности строения нервной системы;
2) физические свойства, которые являются общими для людей (прямохождение, рука как орган познания и т.д.);
3) анатомо-физиологические свойства (задатки), на основе которых формируются и развиваются человеческие качества
Задатки определяют тип нервной системы (темперамент), пластичность коры головного мозга, чувствительность анализаторов
ЦНС опосредуют возможные влияния генотипа на становление психических особенностей и наоборот - влияние среды на выявление генетической программы
Влияние внешних условий (алкоголь, никотин, антибиотики, кислородное голодание, облучение, недостаточное питание, родовые травмы и т.д.) определяет особенности развития организма в эмбриональном периоде и может негативно повлиять на реализацию генной программы, которая, в свою очередь, предопределяет особенности динамики психики.
31930-х годов в советской психологии сложилась устойчивая традиция недооценивать значение генотипа, однако стремительное прогрессирование в конце XIX-ХХ вв психогенетики, в частности использование популяционного, генеало огичного, близнецового методов и метода принятых или усыновленных, детей, доказывает обратное: генотип является важной доминантой психического развития, который сохраняет психологические особенности предыдущих пок Олин в генеалогическом линии, часто является потенциальной условием минимизации или предотвращения необходимого учебно-воспитательного влияниеу.
2 Социальные факторы:
1) человеческую среду;
2) человек как часть социума;
3) человек как часть природы
Уровневый социальное влияние:
1) макроуровень: влияние космоса, планеты, мира, государства (система образования, национальные традиции обучения и воспитания);
2) мезоуровень: вторичные группы (школьную среду);
3) микро уровень: первичные группы, например, ровесники, семья
3 Активность личности (единство биологического и социального факторов) - субъективная детерминанта развития (поведение, общение, познание, самопознание, потребности, мотивы, уровень самооценки, самосви идомости) Имеет полярные уровне: обычная активность - творческая активностьтивність.
Основой активности является действие (спланирована, спорадическая; результативная, случайная)
4 Обучение и воспитание - решающие факторы психического развития актуализирует назначения учебно-воспитательного процесса как жизненного познавательного феномена Позиция отрицания этих факторов приводит к формулировки очевидного абсурда: зачем тогда учить и воспитывать личность? ку:
Информация о работе Понятия и основные закономерности психического развития в онтогенезе