Понятия и основные закономерности психического развития в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом Он заключается в изменениях, носящих закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от низших к высшим уровням жизнедеятельности, ее структурное и функциональное совершенствование Онтогенез происходит в разных направлениях, а именное:
1) как становление организма - морфофизиологические онтогенез;
2) развитие человека как сознательного общественного существа - онтогенез психики;
3) развитие личности - социальный онтогенез

Файлы: 1 файл

Документ WordPad.doc

— 60.89 Кб (Скачать файл)

 

1) разноплановая взаимодействие факторов развития;

 

2) сенсорные дефекты, болезни;

 

3) педагогическая запущенность;

 

4) семейный микроклимат, который предопределяется типом семьи, стилем ее внутренних и внешних отношений;

 

5) особенности общения взрослых на разных возрастных этапах развития ребенка;

 

6) течение кризисных и сенситивных периодов и т.п.;

 

7) отношение взрослых и детей к окружающей действительности (потребительское, созерцательное, творческое и т.д.);

 

8) национальные традиции обучения и воспитания;

 

9) отношение взрослых к детям (авторитарное, партнерское т.д.);

 

10) общий уровень общественной психологической культуры, который сегодня остается достаточно низким

Сензитивные периоды развития

 

Сензитивные периоды развития - Возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим.

 

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

 

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

 

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

 

Важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развития: функциональное, прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности.

 

Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сензитивен) для развития психики в определенном направлении. Сензитивные периоды (каждый детский возраст по-своему сензитивен!) указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные потенции детства.

 

С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.

 

Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить времени, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент - задача и родителей школьника, и его учителей.


Информация о работе Понятия и основные закономерности психического развития в онтогенезе