Понятия «личность», «человек», «индивид»,«индивидуальность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 11:38, контрольная работа

Описание работы

Психология – это наука,изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Изучаетвнутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний,осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.
Слово «личность»происходит от слова «личина», которое в старые времена обозначало маску,надеваемую на себя актером во время спектакля, и соответствующие особенностихарактера того человека, которого актер в маске должен был играть. Через этуроль выражалась психология человека.

Содержание работы

Введение
1. Понятия «личность», «человек», «индивид»,«индивидуальность»
2. Свойства личности
3. Структура личности
4. Понятие любви
5. Любовь с точки зрения психологов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 50.93 Кб (Скачать файл)

Содержание работы:

Введение

1. Понятия «личность», «человек», «индивид»,«индивидуальность»

2. Свойства личности

3. Структура личности

4. Понятие любви

5. Любовь с точки зрения психологов

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психология – это наука,изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Изучаетвнутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний,осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.

Слово «личность»происходит от слова «личина», которое в старые времена обозначало маску,надеваемую на себя актером во время спектакля, и соответствующие особенностихарактера того человека, которого актер в маске должен был играть. Через этуроль выражалась психология человека.

Современные ученые на вопросо том, что такое личность, отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, аотчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самогофеномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в научнойлитературе, заслуживает того, чтобы его учесть в поисках наиболее полногоопределения личности.

Данная тема актуальна дляее изучения, так со временем наряду с основными направлениями изучения понятия«личность», появляются все более новые направления изучения ее сторон, еесвойств, способов изучения. Даются новые определения самого понятия ивыделяются новые уровни ее структуры.

Тема любви волнует человечество на протяжении почти всей его жизни. Любовь была и злом, и благом; и счастьем, и страданием; и горестью, и радостью. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным.

О любви сказаны миллионы слог и написаны горы книг. Даже беглый взгляд на литературу, кинофильм и на наши собственные ощущения обнаруживает, что жажда любви и удовлетворенных отношений является одной из наиболее сильных и неопределенных сил, формулирующих нашу жизнь. Но по-прежнему, духовный мир человека, его эстетическая сущность - это, пожалуй, одна из наименее познанный наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является - ЛЮБОВЬ.

 

 

 

 

 

1.Понятия «личность»,«человек», «индивид», «индивидуальность»

Личность чаще всегоопределяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологическихсвойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многихопределениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятсяпсихологические качества человека, характеризующие его познавательные процессыили изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются вотношении к людям и к обществу. В понятие «личность» обычно включают такиесвойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют обиндивидуальности данного человека.

«Личность» – этоконкретный человек, взятый в системе таких его психологических характеристик,которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях человека,являются устойчивыми и определяют поступки, имеющие существенное значение, длянего самого и для окружающих людей.

«Личность» – этосоциальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности иобщении, характеризующие меру представленности общественных отношений виндивиде.

Наряду с понятием «личность»в науке используются такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность».Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем:

Термин «человек»относится не к отдельно взятому человеку (в том случае, когда сравниваются егообъем и содержание с объемом и содержанием других понятий), а ко всемучеловеческому роду. Поэтому понятие «человек» иногда называют родовым ивключают в его содержание все свойства, присущие людям в отличие от животных.Сюда кроме собственно психологических свойств также входят физическиеособенности человека, его образ жизни, культура и т.п.

Человек на свет рождаетсячеловеком. Еще в зародыше он обладает природными предпосылками для развитиесобственно человеческих свойств и качеств. Конфигурация тела новорожденногопредполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечиваетвозможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использованияорудий труда и т.д., и этим младенец – уже человек по сумме своих возможностей– отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается фактпринадлежности младенца к человеческому роду, что закрепляется в понятии «индивид»(у животных – особь). Появляясь на свет, как индивид, человек постепеннообретает особое социальное качество, становиться личностью.

Термин «индивидуальность»имеет два близких друг к другу, но различных значения. Одно из значений этогослова указывает на своеобразное сочетание человеческих свойств у данногоиндивида, таких как темперамент, характер, привычки, преобладающие интересы,качество познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), способностии т.д. Другое значение термина подчеркивает то, чем данный человек как индивидотличается от других людей (индивидов). В первое понимание термина могутвходить и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второеопределение термина предполагает указание лишь на то, чем один человек отличаетот другого.

Слово «личность» — самоеузкое из всех сравниваемых здесь по своему объёму и содержанию:

·      Во-первых, в неговключаются только психологические свойства человека;

·      Во-вторых, вобъём и содержание понятия «личность» не входят многие, собственнопсихологические свойства, например, такие как познавательные процессы,психологические состояния человека. Таким образом, термин «личность» охватываетдаже не всю психологию человека.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Свойства личности

Способности

Когда мы пытаемся понять,почему разные люди, поставленные в одинаковые условия жизни, добиваются неодинаковых успехов, мы пользуемся понятием «способности», полагая, что разницув успехах этих людей можно объяснить именно различиями их способностей. Это жепонятие используется тогда, когда необходимо выяснить в силу чего одни людибыстрее, чем другие, обучаются, лучше усваивают новые знания, умения и навыки.

Способности – свойствадуши человека, понимаемые как совокупность его психических процессов исостояний. Это наиболее широкое и старое из всех имеющихся определенийспособностей.

Способности – высокийуровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающихуспешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определениепоявилось в психологии ΧVII — ΧIΧ вв. и употребляется внастоящее время.

Способности – это то, чтоне сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их приобретение,закрепление и использование. Данное определение принято сейчас и наиболеераспространено в отечественной психологии. Оно вместе с тем является наиболееточным из всех.

У человека имеетсямножество самых разных способностей. В первую очередь необходимо различатьэлементарные и сложные потребности.

Элементарными, илипростейшими, называются способности, связанные с работой органов чувств или сосравнительно простыми движениями, например, способность различать цвета, звуки,запахи, скорость и точность простых двигательных реакций. Эти способностиобычно имеются у человека с рождения, но могут совершенствоваться в процессеего жизни и деятельности.

Сложными называютспособности в различным видам деятельности, связанных с человеческой культурой,например, технические, математические, музыкальные и т.п. Все эти способностине являются врожденными, поэтому их называют социально обусловленными.

Способности такжеразделяют на общие и специальные.

Общие – это способности,которые имеются у всех людей (но развиты в различной степени) и которымиопределяются успехи во многих различных видах деятельности. К ним, например,относятся умственные или общие двигательные способности.

Специальные способностивстречаются не у всех людей и определяют успехи в отдельных, специфическихвидах деятельности. Это, как правило способности, для которых необходимоналичие особых задатков. К таким способностям можно отнести музыкальные,литературные, художественно-изобретательные и т.п. наличие у человека общихспособностей не исключает развитие специальных, и наоборот.

Способности разделяют натеоретические и практические.

Теоретические способностипредполагают склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, умениеставить и успешно решать теоретические задачи.

Практические способностипроявляются в умении ставить и решать практические задачи, связанные сконкретными действиями в определенной жизненной ситуации.

Выделяются также учебныеи творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первыеопределяют успешность обучения, усвоения знаний, умений и навыков, в то времякак вторые проявляются в создании человеком предметов материальной и духовнойкультуры, в производстве новых идей, в открытиях и изобретениях, т.е. втворчестве в различных видах деятельностью.

Наконец, выделяюткоммуникативные и предметно-деятельностные способности.

Коммуникативными называютспособности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные собщением с людьми, с взаимодействием человека с людьми, с межличностнымвосприятием и оцениванием, с установлением контактов, расположением людей ксебе, оказанием на них влияния.

Предметно-деятельностныеспособности проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами.

И те, и другиеспособности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их оптимальному сочетаниючеловек получает возможность полноценно и гармонично развиваться.

Способности человека нетолько совместно определяют успешность деятельности и общения, но ивзаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние.

Кроме понятия«способности» в психологии для характеристики способности человека справлятьсяс той или иной деятельностью используют понятия «одаренность», «талант»,«гениальность».

Одаренным называютчеловека, который с рождения обладает хорошими задатками к развитиюспособностей.

Талантливый – эточеловек, который благодаря своим высокоразвитым способностям может добитьсявысоких результатов в том или ином виде деятельности.

Гениальный – это человек,уже добившийся выдающихся, признанных успехов в определенном виде деятельности.

Темперамент

Темпераментом называетсясовокупность свойств, характеризующих динамические особенности психическихпроцессов, состояний и поведения человека, их силу, скорость, возникновение,прекращение и изменение.

Идея и учение отемпераментах – одни из самых древних в психологии. В своих истоках онивосходят к работам древнегреческого врача Гиппократа, жившего в V веке до н. э.

Гиппократ дал определениетемпераменту и связал его с соотношением разных жидкостей в организме: крови,лимфы и желчи. По древнегреческим названиям этих жидкостей («сангва» — кровь;«флегма» — лимфа или слизь; «хоул» — желтая желчь; «мелан хоул» — черная желчь)получили свои названия введенные Гиппократом типы темпераментов:сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. Сангвиническийтемперамент характеризует человека веселого нрава. Он окружающим людямпредставляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником и балагуром.Такой человек быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряетинтерес к тому, что недавно его волновало и притягивало. Сангвиник многообещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствиемвступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, ковсем людям относится хорошо. Его отличают доброта, готовность прийти на помощь.Однако напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляют. Меланхолическийтемперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя.Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, предаетбольшое значение всему, что лично его касается, обладает повышеннойтревожностью и ранимой душой. Такой человек не редко бывает сдержанным иособенно тщательно контролирует себя при даче обещаний. Он никогда не обещаеттого, что не в состоянии сделать, и весьма страдает от того, что не можетвыполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнениенепосредственно от него самого не зависит. Холерический темпераментхарактеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он сильногоряч и не сдержан. Вместе с тем такой человек быстро остывает и успокаивается,если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражаетсобой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе.Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Этозамедляет ему медлительность вхождения в работу.

Каждый из описанных вышетипов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, если не связыватьего с требованиями, предъявляемыми выполняемой человеком деятельностью к еготемпераменту. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведениячеловека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки.Люди сангвинического типа темперамента, например, обладают быстрой реакцией,легко приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, особенно в начальныйпериод работы, но зато к ее концу снижают работоспособность из-за быстройутомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темпераментмеланхолического типа, отличаются медлительным вхождением в работу, но зато ибольшей выдержкой. Их работоспособность обычно выше к середине или к концуработы, а не в ее начале. В целом же продуктивность и качество работы у сангвиникови меланхоликов примерно одинаковые, а различия касаются в основном динамикиработы. Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяетсосредоточить значительное усилие и реализовать их в короткий промежутоквремени. Однако при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегдахватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться исконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго иупорно работать. Тип темперамента человека не обходимо принимать в расчет там,где работа предъявляет особые требования именно к динамическим особенностямпсихических процессов, движений или действий человека.

Характер

Характер – приобретенныев конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности сосредой, составляющие тип её жизнедеятельности. Характер выступает как формапроявления личности, её готовности осуществлять в более или менее типичныхситуациях при определенных условиях те или иные фиксированные формы/способыповедения. В практике общения людей между собой их характер может проявляться вманере поведения, способах реагирования человека на действия и поступки другихлюдей. Манера общения может быть деликатной, тактичной или же грубой,бесцеремонной. Это также объясняется различиями в характерах людей. Человека свыраженным, сильным или слабым характером всегда можно выделить среди остальныхлюдей. Поступки человека с сильным характером отличаются настойчивостью, целенаправленностью,упорством, а поступки человека со слабым характером отличаются прямопротивоположными свойствами: слабоволием, случайностью, непредсказуемостью ит.п.

Характер имеет многоразличных черт. С научной точки зрения их около 150. Но если подходить к этомувопросу не столь строго, то их более 500. Чаще всего черты характера человекаделят на три группы: волевые, деловые и коммуникативные. Волевыми называютчерты характера, связанные с волей человека. К ним можно отнестицелеустремлённость, настойчивость, упорство или противоположные им чертыхарактера типа уступчивости и безволия. Деловые – это черты характера, которыепроявляются у человека в труде, такие как трудолюбие, аккуратность,ответственность, а также безответственность, лень, недобросовестность.Коммуникативными называют черты характера, которые проявляются в общениичеловека с другими людьми. Это, например, общительность, замкнутость,доброжелательность, злость, отзывчивость и т.д.

Информация о работе Понятия «личность», «человек», «индивид»,«индивидуальность»