Понятия «личность», «человек», «индивид»,«индивидуальность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 11:38, контрольная работа

Описание работы

Психология – это наука,изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Изучаетвнутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний,осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.
Слово «личность»происходит от слова «личина», которое в старые времена обозначало маску,надеваемую на себя актером во время спектакля, и соответствующие особенностихарактера того человека, которого актер в маске должен был играть. Через этуроль выражалась психология человека.

Содержание работы

Введение
1. Понятия «личность», «человек», «индивид»,«индивидуальность»
2. Свойства личности
3. Структура личности
4. Понятие любви
5. Любовь с точки зрения психологов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 50.93 Кб (Скачать файл)

Существует так жеразделение черт характера человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационныечерты характера – это такие, которые побуждают, направляют и поддерживаютактивность человека, то есть выступают как мотивы его поведения.

Инструментальные чертыхарактера самостоятельными мотивами поведения не являются, но придают емуопределенный стиль.

Воля

Волю можно определить какнекоторый до сих пор до конца не познанный по своей природе вид энергии, спомощью которого человек может разумно и сознательно управлять своимповедением, а также собственными психическими процессами и состояниями. Воля — это также то, с помощью чего человек на сознательной и разумной основеоказывает влияние на окружающий мир, изменяя его по своему разумению.

Существенный признак волисвязан с тем, что воля практически всегда связана с принятием человекомсознательного, разумного решения, преодолением препятствий и с приложениемусилий для его выполнения (реализации). Волевое решение, кроме того,принимается и реализуется человеком в условиях конкурирующих друг с другомразнонаправленных потребностей, мотивов или влечений, которые примерноодинаковы по своей побудительной силе. Т.к. разница побудительной силы междуними не велика, человеку приходится проявлять волю и выбирать одно из двух.

Воля всегда предполагаетсамоограничение человека: поступая волевым образом, добиваясь поставленнойцели, реализуя какую-либо актуальную потребность, человек, действующий по своейволе, всегда сознательно лишает себя чего-то другого, привлекательного ижелательного для него. Еще один признак участия воли в регуляции поведениячеловека – это наличие продуманного плана для его выполнения. Волевое действие– это акт, направленный на достижение какой-либо конкретной цели.

Существенным признакомволевого действия является то, что оно обычно сопровождается отсутствиемнепосредственного эмоционального удовлетворения, но зато наличием отсроченного,морального удовлетворения, которое возникает не входе выполнения волевогодействия, а в результате его осуществления. Нередко усилия воли направляются нена то, чтобы победить или овладеть обстоятельствами, а на то, чтобы преодолетьсамого себя, т.е. действовать вопреки своим естественным желаниям. Особенно этохарактерно для импульсивных, эмоциональных людей.

Эмоции

Под эмоциями можнопонимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона исвязанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека, выполняющиев его жизни мотивационно – регулирующие, коммуникативную, сигнальную и защитнуюфункции.

Под основными видамиэмоций выделяют: настроение (слабо выраженная, но долго действующая эмоция.Отражает общее состояние человека в данный момент времени); простейшие эмоции(переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей); аффекты(сильные кратковременные бурные эмоции, которые отчетливо проявляются в жестах,мимике человека); чувства (представляют собой комплекс эмоциональныхпереживаний, связанных у человека с теми или иными конкретными объектами);страсть (сильные, чрезмерно выраженные чувства, которыми не способен управлятьчеловек); стресс (не чистая эмоция, а соединение эмоции с определеннымфизическим состоянием организма).

Эмоции, особенно такиекак аффекты, чувства, страсти, не отделимы от личности человека. С.Л. Рубинштейнсчитал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ееорганическую жизнь, ее интересы материального порядка и духовные, нравственныепотребности. Он обозначил их соответственно как органическую чувствительность,предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся,по его мнению, удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные судовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны свладением каким-либо предметом. Они подразделяются на материальные,интеллектуальные и эстетические. Мировоззренческие чувства связаны с моралью ис отношением человека к миру, к людям, к социальным событиям, к нравственнымценностям и категориям. В структуре личности эмоции теснее всего связаны спотребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворенияпотребностей.

Люди, как личности, вэмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам. В частности:по эмоциональной возбудимости; по длительности и устойчивости возникших у нихэмоциональных переживаний; по доминированию положительных и отрицательныхэмоций. Но самый важный признак – это сила и глубина переживаемых чувств, атакже содержание и предметная отнесенность.

Мотивация

В поведении человека естьдве взаимно связанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждениеобеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает зато, как оно складывается в конкретной ситуации. Мотивация связана такимипонятиями, как потребность, мотив, намерения, побуждения и др. В узком смыслепод мотивацией понимается совокупность причин, объясняющих поведение человека. Мотив– это любой внутренний психологический или физиологический по своей природеисточник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность. Мотивыповедения могут быть осознанными и неосознанными, реально действующими и мнимыми,побудительными и смыслообразующими. Потребностью называется состояние нуждычеловека или животного в чем-либо, что необходимо для его нормальногосуществования, физического или психического развития.

Стимулом можно назватьлюбой внешний или внутренний фактор, который на ряду с мотивом управляетповедением, направляя его на достижение связанной с данным мотивом цели.

Намерение — этосознательно принятое, продуманное решение, связанное с желанием что-либосделать.

Побуждение – это не волнеосознанное, неопределенное стремление человека к чему-либо.

Влечением называютцеленаправленное побуждение.

 

 Биологическое исоциальное в структуре личности

Проблема соотношениябиологического и социального начал в структуре личности является одной изнаиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное местозанимают теории, которые выделяют в личности человека две основныеподструктуры, сформерованные под воздействием двух различных факторов –биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что личность человекараспадается на эндопсихическую и экзопсихическую организации. Эндопсихика какподструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психическихэлементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности,отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихикаопределяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, чтопротивостоит личности, к чему личность может так или иначе относиться. Перваявключает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышленияи воображения, а вторая – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы,склонности, идеалы и др. Эндопсихика, имеющая природную основу, обусловленабиологически, в противоположность, экзопсихике, которая определяется социальнымфактором. Личность человека, являющаяся и продуктом, и субъектом историческогопроцесса, не могла сохранять биологическую структуру, рядоположенную иравноправную структуре социальной. Природные предпосылки развития индивида, еготелесная организация, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефектыего физической организации властно влияют на формирование егоиндивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя вличность человека, становиться социальным.

Природные органическиестороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личностикак социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образуетединство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, каксамостоятельные подструктуры личности.

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура личности

Структура личности – этосвязь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности:способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Элементамипсихологической структуры личности являются ее психологические свойства иособенности, которые обычно называют «чертами личности». Их очень много, нопсихологи их пытаются объединить в несколько подструктур. Низшим уровнемличности является биологически обусловленная подструктура, в которую входятвозрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системыи темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальныеособенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявленияпамяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как отврожденных факторов, так и от тренировки, развития этих качеств. Далее, такжеуровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входятприобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Это подструктураформируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения,желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрения,особенности характера, самооценку. Подструктура направленности личностинаиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе,наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей междусобой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений иинтересов, опыта и знаний, способности и умений, темперамента и характера.Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегатьнесовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы болееглубоко понять себя и других, нужны определенный психологические знания всочетании с наблюдательностью.

Иерархическая структураличности (по К.К. Платонову)

Уровень (подструктура) содержание Соотношение биологического и социального Подструктура биологических, конституционных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые, возрастные особенности Биологический уровень Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (ощущения, восприятие, мышление, память, внимание, эмоции)

Биосоциальный уровень

(биологического больше чем социального)

Подструктура опыта Знания, умения, навыки привычки Социобиологический уровень Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Понятие любви.

   Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Любовь как высшее человеческое чувство - эта часть жизни любого из нас.         

 Любовь – термин, выражающий  несколько разных психических  явлений: любовь к детям; любовь  к матери и Родине; половая  любовь; любовь как предпочтение; условно-рефлекторная любовь.  Общее у этих психических явлений – их эмоциональная основа, переходящая у человека в чувство, и отнесенность к конкретному объекту, вызывающему стремление общаться с ним или воспринимать его. В высшем проявлении любовь связана со стремлением жертвовать собственным благополучием ради объекта любви.    

 Любовь, интимное и  глубокое чувство, устремлённое  на другую личность, человеческую  общность или идею. Наибольшее  внимание обычно привлекают два  аспекта любви — как чисто  психологического феномена (в нём  существуют подразделения на  любовь родительскую, в том числе  материнскую, братскую, детей к родителям  и т. д., хотя чаще всего подразумевается  любовь между мужчиной и женщиной) и как проявления физического  влечения, эквивалента сексуальных  отношений (любовь физическая, или  сексуальная). Термин "любовь" употребляется  и тогда, когда речь идёт об  особой привязанности к природе, животным, музыке, живописи и т. п.     

 Многовековые попытки  дать исчерпывающее определение  любви до сих пор не завершены. вот некоторые определения, взятые из научного словаря :

ЛЮБОВЬ—1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.);

2) интенсивное, напряженное  и относительно устойчивое чувство  субъекта, выражающееся в социально  формируемом стремлении быть  своими личностно-значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.      

 В любви целью является не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости, наслаждения через отражённые радость и наслаждение любимого. Формула любви проста: если мне хорошо от того, что хорошо тебе, и если я хочу, чтобы тебе было лучше и делаю всё для этого, то я тебя люблю.

Если принять эту точку зрения, то слова "эгоистическая любовь" становятся бессмысленными, так как любовь сама по себе как раз и есть отрицание, преодоление эгоизма, высшая степень развития человеческих отношений. Любовь это не столько взаимоотношения с конкретным человеком, сколько, прежде всего отношение, ориентация личности, определяющая связи человека с миром как целым, а не с одним «объектом» любви. Любовь к одному человеку и равнодушие ко всем остальным – это не любовь, а симбиотическая привязанность или расширенный эгоизм. И, тем не менее, многие считают, что любовь состоит именно в наличии объекта, а не в способности любить. Более того, некоторые полагают даже, что, если человек любит лишь свою «возлюбленную» («возлюбленного), это доказывает силу его (ее) любви. Не понимая, что любовь – это активность, энергия души, многие полагают, что необходимо лишь найти правильный объект любви, а дальше все пойдет само собой. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

  5. Любовь с точки зрения психологов.    

 Вопрос о том, что  же такое "любовь" волновал  умы человечества во все века. К концу ХХ века практикующие  психологи и психотерапевты тоже  принялись исследовать этот феномен. И многим показалось, что многовековая  проблема человечества стала  потихоньку решаться. К этому  времени был накоплен огромный  материал для изучений и анализа. И когда специалисты стали  без заклинаний и мистики изучать  не только многочисленные любовные  сюжеты, но и подробные жизненные  истории их героев от раннего  детства до старости: воспитание - родительское внимание, здоровье - болезни, творчество - застои, жизнелюбие - фатализм. И великая любовная  загадка стала раскрываться с  других сторон, на которые ранее  не обращалось внимания. Было  выявлено, что любовь, влюбленность  и хуже всего, болезненные около  любовные страсти были ошибочно  объединены в одно светлое  понятие и усиленно возводились  на пьедестал.       

 Существует несколько  типов любви. Канадскому психологу  и социологу Джону Алану Ли, удалось создать наиболее известную систематизацию типов любви. Он описал шесть типов, обозначив их греческими терминами. Они отчасти зависят от темперамента человека, хотя имеют значение и уровень его духовной зрелости и воспитание. Нужно учитывать, что чистые виды любви (так же, как и чистые виды темпераментов) не встречаются в жизни никогда. Чаще любовь бывает смешенной: к основе одного типа любви могут добавляться черточки от других видов. Так же, как не бывает одинаковых личностей, не бывает и одинаковой любви у разных личностей.       

Информация о работе Понятия «личность», «человек», «индивид»,«индивидуальность»