Понятия об эмоциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы понять такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием исключительно человеческих эмоций. Целью моей работы является определение взаимосвязи эмоций с личностью человека. Задача - дать характеристику и классификацию эмоций, в ходе работы ознакомиться с исследованиями известных психологов, которые выдвигали теории происхождения эмоций.

Содержание работы

Введение
1. Понятия об эмоциях
2. Значение эмоций в жизни человека
3. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная
4. Отличия эмоций от ощущения и чувств
5. Классификация и виды эмоций: собственной эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс
6. Психологические теории эмоций
7. Эмоции и личность
8. Связь эмоций и потребностей человека
9. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств
10. Развитие эмоционально-личностной сферы у человека
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная по психологии 1.docx

— 34.39 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Понятия об эмоциях

2. Значение эмоций в  жизни человека

3. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая,  защитная

4. Отличия эмоций от  ощущения и чувств

5. Классификация и виды  эмоций: собственной эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс

6. Психологические теории  эмоций

7. Эмоции и личность

8. Связь эмоций и потребностей  человека

9. Индивидуальное своеобразие  эмоций и чувств

10. Развитие эмоционально-личностной  сферы у человека

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками  зрения на природу и значение эмоций. Некоторые исследователи рассматривают  эмоции как кратковременные, переходящие  состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся  под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект - неразрывны. Некоторые учёные считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний . Другие, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения .

Существует мнение, что  человек может избежать психопатологических  расстройств, решить многие личностные проблемы, просто отказавшись от неадекватных эмоциональных реакций, то есть, подчинив эмоции жёсткому контролю сознания. В  то же время, согласно другим представлениям, лучшим средством в этих случаях  является высвобождение эмоций для  их естественного взаимодействия с  гомеостатическими процессами, драйвами, когнитивными процессами и двигательными  актами. Драйвами мы будем называть физиологические потребности, или  нужды, составляющие базу всей животной жизни. К ним относятся голод, жажда, потребность в выведении  из организма продуктов жизнедеятельности, потребность в безопасности (избегание  боли) и половое влечение. Иногда эти потребности называют «потребностями, обеспечивающими выживании», поскольку  от их удовлетворений зависит сама жизнь индивида. Драйвы сообщают индивиду об опасностях, регистрируемых автоматическими  системами регуляции гомеостаза, системами контроля за кровообращением, дыханием, температурой тела. Совместная работа драйвов и гомеостатических процессов, обеспечивает основу жизнедеятельности организма, но можно ли их рассматривать как основу и источник мотивации, которая действует на человека в повседневной жизни? В благоприятных условиях окружающей среды, когда удовлетворение потребностей не составляет труда, драйвы не проявляют себя как мотивы.                                                                  Для того чтобы понять такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием исключительно человеческих эмоций.

Целью моей работы является определение взаимосвязи эмоций с личностью человека. Задача - дать характеристику и классификацию  эмоций, в ходе работы ознакомиться с исследованиями известных психологов, которые выдвигали теории происхождения  эмоций.

 

  1. Понятия об эмоциях

 

Эмоция - это нечто, что  переживается как чувство, которое  мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие . Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом, как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет её в определённое русло. Если человек охвачен гневом, он не бросится наутёк, а если испуган, то вряд ли решится на агрессию. Эмоция регулирует, или фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека умиляться самым обыденным вещам, идти по жизни лёгкой походкой.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная  функция состоит в том, что  благодаря эмоциям, мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и  лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечателен тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно  доказывает врождённый характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и  наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что значит возбуждать, волновать, потрясать. Психология сравнительно недавно обратилась к серьёзному исследованию проблемы эмоций. Эмоции появились у человека в процессе эволюции. Каждая эмоция исполняла те или иные адаптивные функции. Эмоция возникает, как результат нейрофизиологических процессов, которые в свою очередь могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции, а при невозможности получить желаемое - отрицательные.

 

  1. Значение эмоций в жизни человека

 

Эмоции играют чрезвычайно  важную роль в жизни людей. Сегодня  никто не отрицает связь эмоций с  особенностями жизнедеятельности  организма. Хорошо известно, что под  влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень - гневом, желудок - апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и так далее. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других - бледнеет. Сердце так чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе именно его считали вместилищем души, органом чувств, не смотря на то, что изменения происходят одновременно и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторной системах. Под воздействием негативных эмоций у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, есть много примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. При этом оказывается вербальное воздействие на эмоциональное состояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств.

Помимо регуляции состояния  организма, эмоции и чувства выполняют  функцию регуляции поведения  человека в целом. Это следует  из того, что человеческие чувства  и эмоции имеют длительную историю  филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять  целый ряд специфических функций, свойственных только для них. К таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщённой оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

 

3.Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная

 

1) индикация, или оценка (эмоции -- оперативная обобщенная оценка текущих ситуаций -- благоприятных или неблагоприятных, опасных);

2) образование переживания,  накопление эмоционального опыта  в эмоциональной (аффективной)  памяти (эмоции как один из  способов представления реальности, связывающий действительность с  образом);

3) объединение, синтез (эмоциональный  фон позволяет объединять отдельные  отношения, образы, сенсорный материал, синтезирует, обобщает отдельные  переживания);

4) предвосхищение будущего  события;

5) активация (эмоции способны  активизировать работу организма,  мобилизовать его ресурсы, если  это необходимо в конкретной  ситуации);

6) побуждение (эмоции побуждают  деятельность, потому что связаны  с мотивом; эмоции как выражение  мотива);

7) регуляция -- организующая функция (но иногда эмоциональный аффект способен и дезорганизовать деятельность);

8) связь с познавательными  процессами (эмоции сопровождают  все познавательные процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение,  творчество);

9) экспрессия (эмоциональные состояния человека выражаются в мимике, интонации, что позволяет людям лучше понять друг друга, способствует коммуникации);

10) символ личностных проблем  (чем сильнее эмоция, тем значимее  проблема; поэтому важно понять  причину нежелательного эмоционального  состояния, найти решение проблемы, порождающей негативные эмоции, и тем самым способствовать  позитивному развитию личности).

 

4. Отличия эмоций от ощущения и чувств

 

1. Независимость от ситуации, т. е. чувства выступают как обобщение эмоций.

2. Чувства связаны с ведущими мотивами человека, а эмоции - нет, поэтому чувства и эмоции могут не совпадать по отношению к одному и тому же объекту.

3. Чувства можно воспитывать, формировать и вызывать. В зависимости от направленности чувства делятся:

- на моральные (переживание  человеком его отношения к  другим людям);

- интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью);

- эстетические (чувство красоты  при восприятии явлений искусства  и природы);

- практические (связанные с деятельностью человека).

 

5. Классификация и виды эмоций: собственной эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс

 

Существует множество  классификаций эмоций. Кроме того, что их разделяют на положительные  и отрицательные, используя критерий мобилизации ресурсов организма, стенические  и астенические эмоции. Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъём, в то время как астенические - действуют противоположным образом. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.) от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями. По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс. Интерес (как эмоция) - положительное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость - положительное  эмоциональное состояние, связанное  с возможностью достаточно полно  удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента  была не велика.

Удивление - эмоциональная  реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание - отрицательное  эмоциональное состояние, связанное  с полученной информацией о невозможности  удовлетворения важнейших жизненных  потребностей.                                                      Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызываемое препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение - отрицательное  эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с  идеологическими, нравственными или  эстетическими принципами и установками  субъекта.

Презрение - отрицательное  эмоциональное состояние, возникающее  в межличностных взаимоотношениях и порождаемое не согласованностью жизненных позиций, взглядов и поведения  с позициями объекта чувств.

Страх - отрицательная эмоция, появляющаяся при получении субъектом  информации о возможной угрозе его  жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд - отрицательное эмоциональное  состояние, выражающееся в осознании  несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным  представлениям о подобающем поведении  и внешнем облике.

Из соединения фундаментальных  эмоций возникают такие комплексные  эмоциональные состояния, как, например тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит  в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и так далее).          Аффект - наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека. Эта эмоция обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Отличительные черты: ситуативность, обобщённость, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит мобилизация организма, движения носят импульсивный характер. Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю. Отличительная черта аффекта - ослабление сознательного контроля, узость сознания.                                                                        Страсти - это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности ближе к чувствам. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель                                                          Собственно эмоции носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, и могут слабо проявляться во внешнем поведении, особенно если человек умело скрывает свои эмоции.

Информация о работе Понятия об эмоциях