Понятия об эмоциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы понять такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием исключительно человеческих эмоций. Целью моей работы является определение взаимосвязи эмоций с личностью человека. Задача - дать характеристику и классификацию эмоций, в ходе работы ознакомиться с исследованиями известных психологов, которые выдвигали теории происхождения эмоций.

Содержание работы

Введение
1. Понятия об эмоциях
2. Значение эмоций в жизни человека
3. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная
4. Отличия эмоций от ощущения и чувств
5. Классификация и виды эмоций: собственной эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс
6. Психологические теории эмоций
7. Эмоции и личность
8. Связь эмоций и потребностей человека
9. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств
10. Развитие эмоционально-личностной сферы у человека
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная по психологии 1.docx

— 34.39 Кб (Скачать файл)

 

6. Психологические теории эмоций

 

В XVIII - XIX вв. не было единой точки  зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений.

1. «Периферическая» теория  эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.

2. «Таламическая» теория  эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.

3. Круг Папеса и теории активации. Эмоция - это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса».

Когнитивные теории эмоций. Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют когнитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме  представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:

Эмоция = П х (Ин - Ис). П - актуальная потребность. (Ин - Ис) - оценка вероятности.

7. ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ

 

Эмоции, какими бы разными  они ни казались, неотделимы от личности. "То, что радует человека, что его  интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему  смешным, более всего характеризует  его сущность, его характер, индивидуальность"

С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.       Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности .                                                                                             Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций

Экспериментальным путем  было установлено, что на возникающие  эмоции большое влияние оказывают  не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение - пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей. Это лежит в основе разнообразных систем психотерапевтических воздействий, распространившихся в нашей стране за последние годы.

Второй существенный момент, связанный с личностным аспектом эмоций, заключается в том, что  сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как  личность. Особое значение для такой  характеристики имеет описание чувств, типичных для человека.

Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.

Эмоции входят во многие психологически сложные состояния  человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение  и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм.                                            Юмор -- это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения. 

Ирония -- это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение, однако, еще нельзя назвать недобрым или злым. . Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

Кроме перечисленных сложных  состояний и чувств, следует назвать  еще трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может  идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний  человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии  повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в  направлении постепенного включения  в нравственную регуляцию более  высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п

 

8. Связь эмоций и потребностей человека

 

Эмоции, какими бы разными  они не казались, неотделимы от личности. Ф. Крюгер писал: «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность». С.Л. Рубинштейн, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материального порядка и её духовные, нравственные потребности. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, в основном связанные с удовлетворением органических потребностей. Эти чувства, соответственно их предметам, подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными. Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам .

Отношение эмоций и потребностей далеко не однозначно. У животного, у которого существуют лишь органические потребности, одно и то же явление  может иметь положительное и  отрицательное значение в силу многообразия органических потребностей: удовлетворение одной может идти в ущерб другой. Поэтому одно и то же течение жизнедеятельности  может вызвать и положительные, и отрицательные эмоциональные  реакции. Ещё менее однозначно это отношение у человека. Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное и даже противоположное - как положительное, так и отрицательное - эмоциональное значение.

 

9. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств

 

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую  роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в  особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных  переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и  интересы человека.

Чувства выполняют в жизни  и деятельности человека, в его  общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего  его мира человек стремится действовать  так, чтобы подкрепить и усилить  свои положительные чувства. Они  у него всегда связаны с работой  сознания, могут произвольно регулироваться.

Эмоции влияют на выраженность переживаний человека. Настроение большинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Люди весьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому и наоборот.

 


Информация о работе Понятия об эмоциях