Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:54, доклад
Если говорить об индивидуальных особенностях личности, которые находятся в тесной связи с мотивом карьерного роста, то можно воспользоваться классификацией, предложенной американским психологом М. Шоу.
Так же следует упомянуть о некоторых физиологических характеристиках, изменяющихся со временем. Известно, что молодой возраст характеризуется лабильностью психики. Отсюда следует, что возраст от 20 до 40 лет характеризуется способностью к усвоению умений, необходимых для быстрого и эффективного реагирования в нестабильных ситуациях, способностью к более успешному процессу обучения на собственных успехах или ошибках.
Портрет успешной личности
Если говорить об индивидуальных особенностях личности, которые находятся в тесной связи с мотивом карьерного роста, то можно воспользоваться классификацией, предложенной американским психологом М. Шоу. Он “раскладывает” личность на три составляющих:
Все эти три фактора находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Однако в данной работе в связи с обозначенной целью и задачами исследования будут рассмотрены только черты личности.
Возраст. Психологи давно выяснили, что каждому возрасту характерны свои цели, ценности, потребности и определенное проявление индивидуальных особенностей. [Карпов, 1999; Самоукина, 2010;].
Так же следует упомянуть о некоторых физиологических характеристиках, изменяющихся со временем. Известно, что молодой возраст характеризуется лабильностью психики. Отсюда следует, что возраст от 20 до 40 лет характеризуется способностью к усвоению умений, необходимых для быстрого и эффективного реагирования в нестабильных ситуациях, способностью к более успешному процессу обучения на собственных успехах или ошибках. Так же, с увеличением возраста наблюдается снижение рискованности. А оправданный риск – один из факторов успешности управленческой деятельности. Таким образом, анализ различных исследований позволяет предположить, что существует возрастной период, выход за пределы которого характеризуется сменой жизненных ценностей, а значит снижением стремления к карьерному росту и эффективности профессиональной деятельности.
Пол. Считается, что пол в профессиональной сфере не имеет ведущего значения, но, тем не менее, с небольшой вероятностью можно прогнозировать определенные гендерные различия. Хоть и существуют некоторые относительные различия, однозначно можно сказать, что стремление к карьерному росту и продвижение по карьерной лестнице зависит в большей степени не от половой принадлежности.
Образование и способности. Способности и образование, безусловно, важны не только для того, чтобы занять руководящую должность, но и для того, чтобы успешно работать. Прежде всего, это знания и умения. Идею о том, что уровень образовании играет важную роль для руководителя, подтверждают многие авторы.
Способности – это совокупность индивидуальных особенностей личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. Природа способностей обусловлена генетически и социально, однако человек сам формирует свои способности еще и в процессе деятельности, поднимаясь на высшие ступени психического развития. Существенным фактором, определяющим развитие способностей, являются устойчивые интересы личности, ее мотивация, знания и умения. Способности бывают общие (например, интеллектуальные) и специальные (например, управленческие). Наиболее характерная особенность современных взглядов на управленческие способности заключается в их отождествлении с личностными чертами руководителя, которые являются управленческими способностями в собственном смысле или способствуют эффективному выполнению управленческой деятельности.
Что касается интеллекта, то существует два его вида: теоретический и практический (опыт, накопленные знания и умение все это применять на практике для решения каждодневных вопросов). Однако одни лишь знания еще не гарантируют карьерного успеха. Многими исследователями доказано, что большинство успешных руководителей обладает более высоким практическим интеллектом, чем теоретическим; что успешными оказываются руководители, обладающие средними интеллектуальными способностями; а так же что эффективнее и успешнее всего работают те, кто умеет сочетать эмоции и разум.
Питер Ф. Друкер писал, что интеллект, способности, воображение, талант – существенные факторы, которые способствуют эффективности только посредством целенаправленного труда. Взятые по отдельности эти качества всего лишь устанавливают планку возможных результатов и достижений. [Друкер, 2007].Поэтому правильным и важным будет обратить внимание не на оценкуIQкандидата, его специальных способностей, а скорее на те личностные особенности, которые детерминированы мотивом карьерного роста.
Черты личности. На основе обобщения результатов многих исследований, начатых еще Г.Олпортом, Г.Айзенком, Р.Кэттелом, в современной психологии выделяется пять характеристик личности руководителя (“Большая пятерка”):
Личностные черты, входящие в “Большую пятерку” позволяют определить взаимоотношение человека в коллективе, тип его поведения на работе, его эффективность в работе, его профессиональную пригодность и, что еще важнее, его предрасположенность и стремление к карьерному росту.
1.Экстраверсия обозначает
такие качества как
2.Сговорчивость (или доброжелательность
- враждебность). Доброжелательность
обозначает такие качества как
доверчивость, готовность к бескорыстной
помощи, благожелательность, дружелюбие,
услужливость, мягкосердечность. Эти
качества помогают человеку
3.Целеустремленность. В своей
книге Шульц описывает
4.Невротическое состояние (нейротизм). Под нейротизмом понимают показатель эмоциональной устойчивости. Эмоционально устойчивым людям свойственно спокойствие, расслабленность и уверенность в себе, повышенная стрессоустойчивость, устойчивость в интересах, работоспособность. Они не склонны к бурному излиянию эмоций и могут продуктивно работать в напряженных и внештатных ситуациях. Люди, которые в большей степени склонны к невротизму, чаще всего бывают ипохондричными, беспокойными, нервозными, хотя в то же время они бывают более чуткими и отзывчивыми, более критичны к себе и к своей работе. Людям, чьи профессии требуют преодоление стрессовых ситуаций (например, те же руководители), необходимо обладать эмоциональной стабильностью.
5.Готовность приобретать
новый опыт. В большей степени
это интеллектуальное
По данным зарубежных и отечественных исследований факторами, определяющими предрасположенность к карьерному росту и карьерный успех, являются:
М. Вудкок и Д. Френсис в книге “Раскрепощенный менеджер” описывают 11 факторов эффективной управленческой деятельности руководителя. Среди них целесообразным будет выделить 2 фактора, которые способствуют профессиональному развитию и карьерному росту: способность управлять собой (включающее в себя балансирование нагрузок, рациональное распределение сил и времени, управление энергией и эмоциями) и упор на постоянное саморазвитие.
Неумение управлять собой производит серьезный долгосрочный негативный эффект, последствия которого сказываются на всех сферах жизнедеятельности. Саморазвитие, в сою очередь, является неотъемлемым фактором эффективной управленческой деятельности, так как это процесс всестороннего развития личности, в течение которого приобретается способность быть гибким, формировать благоприятные и открытые отношения с другими, управлять текущими событиями, объективно защищать свои взгляды и т.д. Человек, который не думает о своем развитии, чаще всего избегает ответственности за обучение, уклоняется от препятствий, подавляет свои эмоции, не занимается самопроверкой, ограничивает свои побуждения.
Так же на стремление к карьерному росту влияют следующие психологические характеристики
Такое качество как доминантность означает самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, склонность к авторитарному поведению. На основе некоторых исследований [Капустина, 2007; ] доминантность как свойство личности чаще бывает выше у лидеров, чем у последователей и довольно сильно связано с социальным статусом.
Дипломатичность – показатель отношения личности к людям и окружающей ее среде. Дипломатичность как свойство личности означает умение вести себя в обществе, эмоциональную выдержанность, проницательность, осторожность, некоторую хитрость, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость. Обычно, дипломатичную личность противопоставляют простому и прямолинейному человеку с наивной эмоциональной искренностью.
Локус контроля. Все люди делятся на людей имеющих внутренний локус контроля и внешний. Люди с внутренним локусом контроля считают, что они лично контролируют совершенствование своих профессиональных навыков, качество своей работы, повышение в должности, которое, по их мнению, зависит только от их действий, способностей и усилий. Люди с внешним локусом контроля, наоборот, считают, что не способны влиять ни на какие-либо события, происходящие вокруг них, что все зависит от внешних факторов. Отличительной особенностью является то, что люди с внутренним локусом контроля больше интересуются работой, карьерой и профессиональном становлением, чем люди с внешним локусом контроля.
Радикализм обозначает наличие интеллектуальных интересов, направленность на аналитическую и теоретическую деятельность, восприимчивость к новым идеям, отказ принимать что-либо на веру. Исследования свидетельствуют о том, что сильно выраженно это качество у руководителей, ученых, у исследователей и теоретиков. А слабо выражено у малоквалифицированных специалистов.
Залогом успеха человека в карьерном росте является вера в собственные силы, чувство собственной компетентности и эффективности в том, что касается требований, предъявляемых новой должностью. Результаты мета-анализа 114 исследований, приведенных в книге Д.Шульца, доказывают, что чем выше люди оценивают свои способности к освоению новых навыков, тем с большей готовностью ими овладевают. Следовательно, данный психологический фактор влияет как на результативность работы, так и на стремление к профессиональному становлению, карьерному росту.
Тревожность. Оптимальный уровень тревожности является необходимым для эффективного приспособления к реальности. Полное отсутствие тревоги препятствует адаптации и эффективной деятельности. Высокий уровень тревожности проявляется в общей дезорганизации поведения и деятельности. Кэттелл и И. Шейер показали, что высокий уровень тревожности снижает успешность профессиональной деятельности. Тревога способствует успешной деятельности в относительно простых для человека ситуациях, а препятствует в сложных. Экспериментально доказано, что людям с высокой личностной тревожностью свойственны более низкая самооценка и авторитарный стиль деятельности, уклонение от социальных контактов.