Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:03, контрольная работа
Считается, что событие, которое обладает всеми признаками травмирующего, оказывает свое действие практически на любого человека. А это значит, что потеря душевного равновесия, бурные психические проявления в этом случае совершенно нормальны. Если травма является сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма является сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы.
И все же при психологически правильном подходе можно избежать конфликтных отношений с такими лицами и в конце концов побудить их дать развернутые показания. Иногда это удается сделать, побеседовав о гражданском долге, их ценностных ориентациях, жизненной позиции.
Однако такая беседа не должна носить резонерский, формально-отвлеченный характер.
Давая оценку криминальной ситуации, являющейся предметом допроса, необходимо формировать у свидетеля личностный смысл ко всему происходящему, персонифицировать его отношение к выясняемым обстоятельствам. С такими лицами бесполезно отвлеченно говорить о долге, процессуальной обязанности граждан давать правдивые показания. Разговор на эту тему целесообразно переводить в круг привычных, близких их сознанию представлений.
Во время расследования одного уголовного дела о групповом изнасиловании на допрос был вызван свидетель Н., который, не являясь очевидцем преступления, знал, в какое время подозреваемые вернулись в общежитие с места происшествия Данные о том, что Н. видел их во втором часу ночи, когда те возвратились, опровергли бы их утверждение, что они никуда не отлучались и, следовательно, не могли быть на месте происшествия.
С первых же минут допроса Н. обращала на себя внимание его пассивность, «запамятование» им таких обстоятельств, которые он, молодой человек, никак не должен был бы забыть за короткое время, которое прошло с момента совершения преступления. Своим поведением в кабинете следователя он как бы показывал, что все, о чем спрашивают, его совершенно не касается, так как он не совершал преступления и не имеет к нему никакого отношения. Тогда следователь стал расспрашивать его о родных и близких. Оказалось, что у свидетеля имеются родители, сестра, к которым он питает теплые родственные чувства. После этого следователь спросил его, как бы он отнесся к тем людям, которые совершили аналогичное преступление, если бы в числе потерпевших оказались его близкие. Такой прием побудил свидетеля изменить свое отношение к совершенному преступлению, и в конечном итоге он дал правдивые показания.
Коммуникативная ситуация, обусловленная допросом потерпевшего. В большинстве случаев допрос потерпевшего проходит в бесконфликтной ситуации, поскольку человек, пострадавший от преступления, чаще всего заинтересован оказывать помощь правоохранительным органам, тем более когда он видит, что работники этих органов активно защищают его права и законные интересы.
Потерпевший, подвергшийся преступному нападению, длительное время может испытывать состояние психической напряженности, которое искажающим образом воздействует на процессы восприятия, памяти, мышления, что, в свою очередь, отрицательно влияет на полноту и достоверность его показаний. Нельзя также не учитывать и того, что сама ситуация допроса, актуализирующая в сознании потерпевшего обстоятельства совершенного преступления, в значительной мере обостряет его и без того сильные переживания.
Особенно уязвимой оказывается психика потерпевших по делам об изнасилованиях. Чувство стыда, состояние психической подавленности (стресса), переживаемые потерпевшей, несомненно должны учитываться следователем при выборе форм обращения, при формулировании вопросов, особенно интимного характера. Тональность речи следователя должна соответствовать коммуникативной ситуации допроса, особенно в его начальной стадии. Недопустимыми в общении с потерпевшей являются неуместная улыбка, ирония, тем более шутливый тон.
Общение с потерпевшими ставит перед следователем задачу снять у них состояние избыточной психической напряженности, отвлечь, насколько это возможно, от переживаний, попытаться успокоить, переключить внимание на другие, личностно более важные обстоятельства.
В установлении психологического контакта с потерпевшими особенно велика роль эмпатического слушания, которому должно соответствовать поведение следователя в момент допроса (сдержанное, внимательное выражение лица, заинтересованность при постановке вопросов и т.п.).
Искажающее влияние на показания потерпевшего нередко оказывает опасность, которой он подвергался. Это может проявляться в описании им внешнего вида преступника, в наделении его признаками, которых у того не было. Этому способствует и подсознательное стремление потерпевшего оправдаться перед самим собой, перед близкими, знакомыми, перед следователем, а иногда и просто желание скрыть свои неблаговидные поступки. Мотивом дачи ложных показаний потерпевшим может быть чувство стыда за свое трусливое поведение, неумение постоять за себя и за других. Поэтому во время первых контактов с потерпевшим нужно проявлять особую сдержанность в оценках его поведения.
При наличии данных, что на потерпевшего может быть оказано психическое воздействие со стороны заинтересованных лиц, следователь должен принять упреждающие меры, которые оградили бы потерпевшего от этого, а самое главное — убедили его в том, что единственно правильной является позиция, не допускающая искажения им истины, несмотря ни на какое постороннее влияние. В любом случае следователь должен продемонстрировать свою решимость установить истину и защитить его права.