Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:04, контрольная работа
Человек, в отличии от животного, выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойствен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость. Человек – не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире – в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с определенным набором биологических черт, присущих ему, как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества.
1. Введение
2. Что такое потребность?
3. Классификация потребностей
4. Трансформация потребностей
5. Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
6. Управление потребностями
7. Заключение
8. Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Психология
по теме: Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные
Исполнитель: студент(ка)
Специальность: ФК
Группа: 11-СР
Ф.И.О: Крючкова М.В.
Екатеринбург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Человек, как и все живые существа, является частью природы, биологической эволюции. Проследив биологическую эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, которая наглядно демонстрирует развитие человека, как биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение конечностей и всей его природной конституции.
Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные потребности. Существуют также и биологически запрограммированные схемы поведения человека, как специфического биологического вида. Биологические факторы, определяющие существование и развитие, определяются набором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека, как биологическое существо, определяет его биологическую природу.
Человек, в отличии от животного, выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойствен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость. Человек – не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире – в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с определенным набором биологических черт, присущих ему, как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества.
Целью данной работы является характеристика биологических, социальных и идеальных потребностей человека.
Потребность, нужда — внутреннее состояние
психологического или функционального ощущения недос
Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью.
Потребность — вид функциональной или психоло
Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься, как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.
Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.
Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии:
- с культурным уровнем и личностью индивида;
- с историческими, географическими и другими факторами страны или региона.
Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма.
Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага.
Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние.
Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение.
Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений).
Первичным эмоциональным
проявлением потребности
Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация, т.е. психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.
Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Потребности — форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода. Потребности живых существ чрезвычайно разнообразны. Существуют разные подходы к их классификации, однако, большинство исследователей выделяют три типа потребностей: биологические, социальные и идеальные.
Биологические потребности. В своих первичных биологических формах потребность выступает как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся во внешней среде, и необходимом для его жизнедеятельности. Биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма. Побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов. Эта активность возобновляется при отклонении параметров внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении.
Биологические потребности (в пище, воде, безопасности и т.д.) свойственны как человеку, так и животным. Однако большинство потребностей у животных носит инстинктивный характер. Инстинкты можно рассматривать как функциональные системы, в которых генетически "предопределены" не только свойства внешних предметов (или живых существ), способных удовлетворить эти потребности, но и основная последовательность поведенческих актов, приводящих к достижению полезного результата.
Биологические потребности человека отличаются от аналогичных потребностей животных. Основное отличие лежит, прежде всего, в уровне социализации биологических потребностей человека, которые могут существенно видоизменяться под влиянием социокультурных факторов. Так, например, социализация пищевой потребности породила высоко ценимое искусство кулинарии и эстетизации процесса потребления пищи. Известно также, что в некоторых случаях люди способны подавлять в себе биологические потребности (пищевую, половую и т.д.), руководствуясь целями высшего порядка.
Потребности, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организма, хорошо известны — это потребности в пище, воде, оптимальных экологических условиях (содержание кислорода в воздухе, атмосферное давление, температура окружающей среды и т.п.). Особое место в этом ряду занимает потребность в безопасности. Неудовлетворенность этой потребности рождает такие ощущения, как тревога и страх.
Социальные
и идеальные потребности.
Социальные потребности (зоосоциальные у животных) в качестве первоосновы включают следующие их виды:
- потребность принадлежать к определенной социальной группе;
- потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы;
-потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе. Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида.
Идеальные потребности составляют биологически обусловленную основу для саморазвития индивида. В эту группу включаются:
- потребность в новизне;
- потребность в компетентности;
- потребность преодоления.
Потребность в новизне
лежит в основе ориентировочно-
При описании потребностной сферы человека
иногда как особый вид потребности выделяется
информационная потребность, которая
представляет собой потребность в разнообразной
стимуляции. Неудовлетворенность информационной
потребности может привести к нарушениям
не только психического равновесия человека,
но и жизнедеятельности его организма.
Так, например,
в экспериментах по полной сенсорной изоляции
здорового человека погружают в специальную
ванну, которая позволяет практически
полностью изолировать его от сенсорных
раздражителей различных модальностей (акустических, зрительных, тактильных
и др.). Через некоторое время (у каждого
человека оно различно) люди начинают
испытывать психический дискомфорт (потеря
ощущения своего тела, галлюцинации, кошмары),
который может привести к нервному срыву.
Простая монотонная стимуляция
рецепторов (например, монотонный звук)
лишь на короткое время улучшает состояние.
Однако если те же стимулы предъявлять
не ритмически, а в случайном порядке
самочувствие человека улучшается. При неизменности
параметров стимула вводится момент неопределенности
и с ним возможность прогноза, несущего
определенный смысл или информацию. Это
способствует нормализации психического
состояния человека. Таким образом, информационная
потребность, хотя и относится к идеальным
потребностям, у человека приобретает
витальную или жизненную значимость.
Одной из природных предпосылок
обучения, тонкие физиологические механизмы
которой пока неизвестны, является потребность
в компетентности. Она проявляется в стремлении
повторять одно и то же действие до полного
успеха его исполнения, и обнаруживается
в поведении высших животных и нередко
маленьких детей. Адаптивный смысл этой
потребности очевиден: ее удовлетворение
создает основу для овладения инструментальными
навыками, т.е. основу для обучения в самом
широком смысле этого слова.
Потребность преодоления
("рефлекс свободы", по определению
И.П. Павлова) возникает при наличии реального
препятствия и определена стремлением
живого существа преодолеть это препятствие.
Рефлекс свободы ярче всего выражен у
диких животных, стимулом для его актуализации
служит какое-либо ограничение (препятствие),
а безусловным подкреплением является
преодоление этого препятствия. Адаптивное
значение этой потребности в первую очередь
связано с побуждением животного к расширению
среды обитания, и в конечном счете к улучшению
условий для выживания вида.
С точки зрения эволюционной
физиологии, перечисленные социальные
и идеальные потребности должны иметь
свое представительство и в мотивационно-потребностной
сфере человека. В ходе индивидуального
развития базисные потребности социализируются,
включаются в личностный контекст и приобретают
качественно новое содержание, становясь
мотивами деятельности.
4. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Понимание приведенной выше классификации потребностей будет малоэффективным, если мы будет трактовать каждую потребность в изоляции от других потребностей или исследовать субординацию потребностей в зависимости от однозначного определения оной какой-либо ведущей потребности. Ни одна человеческая потребность не существует в чистом виде, все они взаимосвязаны и переплетены таким образом, что представляют собой сложную мозаику, множеством нитей связанную с возможностями их реализации в практической деятельности. Потребность как таковая, представляет собой лишь фрагмент внутреннего душевного мира человека и для своей реализации предполагает сложную процедуру: мотивацию выбора предмета потребности, осознание через интересы и цель деятельности. На этом пути потребность претерпевает серьезную трансформацию, превращаясь нередко в свою противоположность.
Информация о работе Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные