Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

С давних пор эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных Со времени эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3
1.Понятие потребностей…………………………………………....4
1.2 Особенности потребностей…………………………………….5
2. Виды потребностей………………………………………………7
2.1 Удовлетворение и неудовлетворение личных потребностей...12
2.3 Мотивация.Теория мотивации по Маслоу……………………..14
2.4 Формирование общественных потребностей как социально-экономический процесс……………………………………………………19
Заключение………………………………………………………….22
Список используемой литературы…………………………………23

Файлы: 1 файл

психология-Потребности.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Уральский государственный  экономический университет

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

Контрольная работа (Аналитический реферат)

По психологии

Тема: Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные.

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент  гр. ЭТР – 11 КЧ

Паньшина А.П.

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

План

Введение…………………………………………………………….3

1.Понятие потребностей…………………………………………....4

1.2 Особенности потребностей…………………………………….5

2. Виды потребностей………………………………………………7

2.1 Удовлетворение  и неудовлетворение личных потребностей...12

2.3 Мотивация.Теория  мотивации по Маслоу……………………..14

2.4 Формирование  общественных потребностей как  социально-экономический процесс……………………………………………………19

Заключение………………………………………………………….22

Список используемой литературы…………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В настоящее время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие, как крупного, так и малого бизнеса.

Цель любой  деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы  обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.

С давних пор  эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных Со времени эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что существует в подсознании, что пришло от наших  предков, и укоренилось в обществе настолько сильно. Интересны этим потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая, конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.

 

 

 

1 Понятие потребностей.

Потребность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов .

Потребность —  вид функциональной или психологической  нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая  конкретную форму в соответствии.

Средствами  удовлетворения человеческих потребностей являются блага.

Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние.

Совокупность  действий, направленных на оптимальное  удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение.

Удовлетворению  материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как  совокупность связей и отношений).

Первичным эмоциональным  проявлением потребности человека является влечение.

Социальным  процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация.

Двигательная  активность также является необходимым  условием поддержания нормального  функционального состояния человека.

1.2 Особенности потребностей

1. Потребности  всегда связаны с наличием  у человека чувства неудовлетворенности,  которое обусловлено дефицитом  того, что требуется.

2. Потребности  определяют избирательность восприятия  мира, фиксируя внимание человека  на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

3. Наличие потребности  сопровождается эмоциями: сначала,  по мере усиления потребности  – отрицательными, а затем –  в случае ее удовлетворения – положительными.

4. Количество  потребностей возрастает в процессе  филогенеза и онтогенеза. Так,  число потребностей возрастает  в эволюционном ряду: растения  – примитивные животные –  высокоразвитые животные – человек,  а также в онтогенетическом  ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

5. Потребности  человека образуют иерархическую  систему, где каждая потребность  имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они  уступают первенство другим потребностям.

По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью. Варианты изменения мотивации в процессе реализации потребности отображены на Рис. 1. :

 

Штриховыми  линиями показана эволюция мотивации при невозможности удовлетворения потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды потребностей

Потребности человека образуют иерархическую систему, где  каждая потребность имеет свой уровень  значимости. По мере их утоления они  уступают первенство другим потребностям.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности  на биологические, социальные и духовные.

- К биологическим  можно отнести стремление человека  поддерживать свое существование  (потребность в пище, одежде, сне,  безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).

- К социальным  потребностям относится потребность  человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми  к принадлежности к определенной  группе, в лидерстве и признании.

- Духовные ( идеальные)  потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Биологические потребности «для себя» обеспечивают выживание индивида самого по себе. Биологические потребности «для других» обслуживают выживание вида в целом как общности биологических особей. Предпосылкой развития потребностей «для других» в животном мире являются родительский инстинкт, групповая забота о молодняке, наблюдаемая у многих видов животных, а также способность к эмоциональному резонансу. У человека биологические потребности «для других» проявляются в основном как забота о близких, родных, членах семьи, об их благополучии.

Социальные  потребности «для себя» обусловлены  представлением человека о своих правах, под их влиянием человек стремится улучшить свое общественное положение. Под влиянием социальных потребностей «для других» человек заботится о справедливости по отношению к другим людям, борется за улучшение социального положения какой-либо группы людей, действует, исходя из представлений о своих обязанностях. Общественно-историческая норма удовлетворения потребности «для других» усваивается человеком в процессе его воспитания и воспринимается им как совесть.

Когда человек  занят удовлетворением потребности «для себя», он склонен видеть в другом человеке врага или конкурента. Потребности «для других» предполагают видение в другом друга, соратника, помощника. Потребности «для других» и «для себя» обуславливают альтруистическое и эгоистическое поведение индивида. И то, и другое имеет свое эволюционное значение, способствуя выживанию человечества как целого.

Идеальные (духовные) потребности - это потребности в  новой информации, в познании окружающего  мира, в поиске своего места в  нем, в познании смысла и назначения своего существования на земле, в самовыражении, самореализации, творчестве, эстетическая потребность, потребность освоить некую «идеальную территорию».

Биологические, социальные и идеальные потребности  можно разделить на две группы: потребности сохранения (нужды) и потребности развития (роста).

 

Потребности нужды  удовлетворяются в пределах существующих общественно-исторических норм, их неудовлетворение, как правило, сопровождается отрицательными эмоциями, переживаемыми как тревога, ощущение нависшей угрозы, боязнь наказания.

Удовлетворение  потребностей развития связано с  выходом за пределы существующих общественных норм удовлетворения данной потребности, со стремлением улучшить свое положение. Поэтому удовлетворение потребностей развития вызывает у человека положительные эмоции. Угроза неудовлетворения потребностей развития вызывает у человека тоску, раздражение, вызванные отсутствием удач.

Помимо перечисленных  выше трех основных групп потребностей существуют так называемые вспомогательные потребности: потребность в вооруженности и потребность в преодолении препятствий.

Потребность в  вооруженности навыками и умениями, необходимыми для удовлетворения других потребностей, существует и проявляется  независимо от них.

Она появляется с раннего детского возраста в виде потребностей в игре и в подражании. Подражание позволяет, копируя поведение окружающих, бессознательно усваивать поведение, навыки, благодаря подражанию ребенок обучается речи. Именно подражанию, имитации принадлежит решающая роль в овладении навыками, придающими деятельности человека - производственной, спортивной, художественной и др. - черты мастерства. Реализация потребности в вооруженности у взрослого человека определяет его квалификацию, компетентность, тем самым определяя общественную ценность личности.

Ощущение высокого уровня своей вооруженности делает человека спокойным, уверенным в  себе, сохраняющим самообладание  в сложной и быстро меняющейся обстановке. Недостаточная вооруженность  приводит к ощущению тревоги, чувства своей неполноценности, зависимости от окружающих, зависти и ревности. Для человека, стремящегося стать субъектом в своей жизни, необходим осознанный подход к удовлетворению потребности в вооруженности в соответствии с поставленными жизненными задачами.

Потребность в преодолении препятствий проявляется как качество, называемое обычно волей. Являясь вспомогательной потребностью, она способствует достижению целей, продиктованных актуализацией какой-либо из других - основных (биологический, социальных или идеальных) потребностей. Предпосылкой потребности в преодолении препятствий у животных является описанный И.П. Павловым «рефлекс свободы» - форма поведения, для которой наличие препятствия само по себе служит стимулом к действию. Сильная выраженность потребности в преодолении препятствий выглядит, как склонность человека выбирать труднодостижимые, далекие цели, делает его волевым в глазах окружающих. Иногда активность, вызванная препятствием, может даже оттеснить на второй план первоначальное побуждение человека, тогда потребность в преодолении препятствий проявляется как упрямство.

Именно положительные  эмоции, вызванные удовлетворением  потребности в преодолении препятствий, заставляют спортсменов стремиться к победе над как можно более  сильным соперником.

Индивидуальная выраженность и композиция вспомогательных потребностей в преодолении, вооруженности, а также принципа экономии сил определяют характер человека.

Каждый человек  характеризуется своей неповторимой композицией и внутренней иерархией  основных (биологических, социальных и идеальных) потребностей, которые и определяют его личность.

Биологические потребности удовлетворяются материальными объектами. Среди биологических потребностей выделяют также принцип экономии сил, который может проявляться двояко: и как всем знакомая лень, и как стремление к изобретательству, к совершенствованию навыков.

 Социальные потребности развиваются на базе существующей уже у грудных детей базисной потребности в эмоциональном контакте.

Социальные  потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

1. Потребности  для других

2. Потребности  для себя 

3. Потребности  вместе с другими

Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Удовлетворение и неудовлетворение  личных потребностей

Можно выделить следующие  основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность  появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши  предлагается считать такой, при  котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством  демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить».

Информация о работе Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные