Потребности – субъективные явления, побуждающие
к Деятельности и представляющие собой
отражение нужды организма в чем-либо. Потребность - основной источник активности
человека и животных; внутреннее состояние
нужды, выражающее их зависимость от конкретных
условий существования.
Во-первых, становится очевидным необходимость
разделения потребностей на потребности
организма и потребности личности. При
этом потребности организма (нужды) можно
разделить на неосознаваемые (неощущаемые)
и осознаваемые (ощущаемые). Потребности
личности всегда осознаваемы либо на уровне
ощущений (биологические потребности),
либо на уровне понимания (социальные
потребности).
Во-вторых, очевидно и то, что потребность
тесно связана с нуждой. Однако нужда организма
в чем-то отражает его объективное состояние,
а потребность личности связана с осознанием
нужды, т. е. имеет субъективную сторону.
В-третьих, понятно, что из потребности
личности невозможно исключить потребностное
состояние, отражаемое в сознании субъекта
и сигнализирующее о необходимости удовлетворения
возникшего желания.
Наконец, в-четвертых, само возникновение
потребности является механизмом, запускающим
активность человека на достижение цели,
способную удовлетворить его потребность.
Функции потребностей
Выделяют две основные функции
потребностей личности: сигнальную и побуждающую.
Первая состоит в том, что возникновение
потребности сигнализирует человеку о
появлении дефицита, изменении состояния
(физического или психического), нужности
чего-то. Именно измененное состояние,
осознаваемое либо неосознаваемое человеком,
является сигналом, запускающий деятельность.
Вторая функция состоит в побуждении
активности, деятельности для удовлетворения
потребности, с целью устранения или усиления
потребностного состояния. Потребность
выступает как источник активности, побудитель
деятельности, поведения человека.
Можно выделить две
классификации потребностей. В первой из них все потребности
разделяются набиологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).
Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и
видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде,
сне, жилище, безопасности, сексуальные
потребности, потребность экономии сил.
Социальные потребности отражают
потребности человека принадлежать к
какой-либо группе, в признании, доминировании,
лидерстве, самоутверждении, внимании
и привязанности окружающих, в уважении
и любви, дисциплинированности, независимости-зависимости.
Идеальные потребности - это
потребности познания окружающего мира,
смысла своего существования, самоуважении
и самореализации, собственно познавательные
потребности, эстетические потребности.
Другая классификация делит
все виды потребностей на два больших
класса: потребности сохранения {нужды) иразвития {роста).
Первый класс включает в себя:
физиологические (голод, жажда, сон, активность,
секс) (по А. Маслоу),
потребность в безопасности (по А. Мас-лоу) и сохранении (по К. Обуховскому),
изобилия (полнота удовлетворения биологических
потребностей) (по Р. Акоффу),
биологические (по П. В. Симонову),
материальные (по Ф. М. Достоевскому).
Второй класс потребностей -
это:
потребности в уважении
и любви,
самоуважении,
самоактуализации (по А. Маслоу),
познавательные, в том числе и познания смысла
жизни,
потребности в эмоциональном
контакте, (по К. Обуховскому),
социальные и идеальные
потребности (по П. В. Симонову).
Мотив - внутренняя, устойчивая психологическая
причина поведения или поступка человека,
то, что побуждает человека к деятельности
и придает его деятельности осмысленность.
Важнейшими характеристиками мотива являются сила и устойчивость мотива.
Сила мотива выступает показателем непреодолимого
стремления личности и оценивается по
степени и глубине осознания потребности
и самого мотива, по его интенсивности.
Устойчивость мотива оценивается по его наличию
во всех основных видах деятельности человека,
по сохранению его влияния на поведение
в сложных условиях деятельности, по его
сохранению во времени. По сути, речь идет
об устойчивости (ригидности) установок,
ценностных ориентации, намерений.
В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:
побуждающую функцию, которая характеризует энергетику
мотива, иными словами, мотив вызывает
и обусловливает активность человека,
его поведение и деятельность;
направляющую функцию, которая отражает направленность
энергии мотива на определенный объект,
т. е. выбор и осуществление определенной
линии поведения, поскольку личность всегда
стремится к достижению конкретных целей.
Направляющая функция тесно связана с
устойчивостью мотива;
регулирующую функцию, суть которой состоит в том,
что мотив предопределяет характер поведения
и деятельности, от чего, в свою очередь,
зависит реализация в поведении и деятельности
человека либо узколичных (эгоистических),
либо общественно значимых (альтруистических)
потребностей. Реализация этой функции
всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция
состоит в том, какие мотивы оказываются
наиболее значимыми и, следовательно,
в наибольшей мере обусловливают поведение
личности.
Наряду с указанными выделяют
стимулирующую, управляющую, организующую
(Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров),
смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую
(А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский)
функции мотива.
В отечественной психологии
ведущие мотивы объединяются в понятии
направленность личности, которое включает
влечения, желания, стремления, интерес,
склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
Классификация мотивов
Общепризнано отсутствие единой
и удовлетворяющей всех классификации
мотивов. Классификаций мотивов ровно
столько, сколько существует оснований
для их классификации. Одним из таких оснований
может бытьсодержание потребностей. С
этой точки зрения выделяют биологические
и социальные мотивы, мотивы достижения
и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.
Выделение личных и общественных
мотивов, эгоистических и общественно-значимых,
идейных и нравственных значимо связано
с установками личности.
Различают мотивы по видам деятельности: мотивы
общения и игры, учения и профессиональной
деятельности; по времени проявления: постоянные
(действующие на протяжении длительного
отрезка жизни), ситуативные (обусловленные
содержанием и длительностью ситуации)
и кратковременные (в течение ограниченного
интервала времени).
По силе проявления мотивы
разделяют на сильные, умеренные и слабые,
а по степени устойчивости на
сильно-, средне- и слабоустойчивые.
Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов,
ориентирующих деятельность личности
и относительно независимых от наличной
ситуации. Это установки, ставшие свойствами
личности, и проявляющиеся в таких формах,
как влечение, желание, стремление, интерес,
склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
Влечение- наиболее примитивная форма
направленности. Это психическое состояние,
выражающее недифференцированную, неосознанную
или недостаточно осознанную потребность.
Влечение -переходящее явление, так как
представленная в нем потребность либо
угасает, либо осознается и превращается
в желание.
Желание
- это осознанная потребность
и влечение к чему-либо вполне определенному.
Эта форма направленности характеризуется
осознанием не только своей потребности,
но и возможных путей ее удовлетворения.
Стремление
- это волевая форма направленности.
Стремление -собирательное явление, то
есть включает влечение, желание, намерение
и т.д.
Интерес- специфическая форма проявления
познавательной потребности, которая
обеспечивает направленность личности
на осознание целей деятельности и тем
самым способствует ориентировке личности
в окружающей действительности. Интерес
включает эмоциональный, интеллектуальный
и поведенческий компоненты.
Склонность - направленность индивида на
определенную деятельность, соответствующую
интересу и включающая волевой компонент.
Идеал- образ цели склонности индивида, образец,
к которому он стремится, на который ориентируется.
Мировоззрение- система взглядов индивида на
природу, общество, человека и их развитие.
Эта система взглядов является ценностными
ориентациями людей, их принципами познания
и деятельности.
Убеждение- высшая форма направленности
- система мотивов личности, побуждающих
ее поступать в соответствии со своими
взглядами, принципами, мировоззрением.
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация,
не связанная с содержанием определенной
деятельности, но обусловленная внешними
по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация,
связанная не с внешними обстоятельствами,
а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная
мотивация. Мотивация, основанная на положительных
стимулах, называется положительной. Мотивация,
основанная на отрицательных стимулах,
называется отрицательной.
Пример: конструкция
«если я наведу порядок на столе, я получу
конфету» или «если я не буду баловаться,
то получу конфету» является положительной
мотивацией. Конструкция «если я наведу
порядок на столе, то меня не накажут»
или «если я не буду баловаться, то меня
не накажут» является отрицательной мотивацией.
Устойчивая и неустойчивая
мотивация. Устойчивой считается мотивация,
которая основана на нуждах человека,
так как она не требует дополнительного
подкрепления.
Различают два основных типа
мотивации: «от» и «к», или «метод кнута
и пряника». Также различают:
индивидуальные мотивации, направленные
на поддержание гомеостаза
голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному
оптимуму и т. д.
забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному
виду структуры сообщества и т. п.
исследовательское
поведение, игровая деятельность
Мотив самоутверждения — стремление утвердить
себя в социуме; связан с чувством собственного
достоинства, честолюбием, самолюбием.
Человек пытается доказать окружающим,
что он чего-то стоит, стремится получить
определенный статус в обществе, хочет,
чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление
к самоутверждению относят к мотивации
престижа (стремление получить или поддержать
высокий социальный статус).
Мотив идентификации
с другим человеком — стремление быть
похожим на героя, кумира, авторитетную
личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив
побуждает работать и развиваться. Он
является особенно актуальным для подростков,
которые пытаются копировать поведение
других людей.
Мотив власти — стремление индивида
влиять на людей. Мотивация власти (потребность
во власти), при некоторых обстоятельствах,
может быть существенной движущей силой
человеческих действий. Это стремление
занять руководящую позицию в группе (коллективе),
попытка руководить людьми, определять
и регламентировать их деятельность.
Процессуально-содержательные
мотивы — побуждение к активности
процессом и содержанием деятельности,
а не внешними факторами. Человеку нравится
выполнять эту деятельность, проявлять
свою интеллектуальную или физическую
активность. Его интересует содержание
того, чем он занимается.
Экстринсивные
(внешние) мотивы — такая группа мотивов,
когда побуждающие факторы лежат вне деятельности.
В случае действия экстринсивных мотивов
к деятельности побуждают не содержание,
не процесс деятельности, а факторы, которые
непосредственно с ней не связаны (например
престиж или материальные факторы).