Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию,
самоусовершенствованию.
Мотив достижения — стремление достичь
высоких результатов и мастерства в деятельности;
оно проявляется в выборе сложных заданий
и стремлении их выполнить.
Просоциальные
(общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные
с осознанием общественного значения
деятельности, с чувством долга, ответственностью
перед группой или обществом.
Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) —
стремление к установлению или поддерживанию
отношений с другими людьми, стремление
к контакту и общению с ними.
Негативная
мотивация — побуждения, вызванные
осознанием возможных неприятностей,
неудобств, наказаний, которые могут последовать
в случае невыполнения деятельности.
Вопрос 2
Свойства потребностей. Потребности
характеризуются рядом специфических
свойств:
• силой - потребности создают психическое
напряжение разной степени интенсивности.
Причём если потребность долго не удовлетворяется,
то напряжение постепенно возрастает;
• периодичностью возникновения - многие
потребности возникают с определённой
частотой через относительно равные промежутки времени;
• наличием предметного содержания. Потребность
- это всегда потребность в чём-то. В широком
смысле то, в чём возникла нужда, и составляет
«предметное содержание» потребности.
В качестве такового могут выступать самые
разнообразные объекты и процессы - от
еды до самосовершенствования человека.
Но человек осознаёт потребность как нужду
не в белках, жирах и углеводах, а в приготовленной
определённым образом пище, не в кислороде,
а в воздухе и т.д.
• наличием определённого способа
удовлетворения - удовлетворение каждой
потребности человека предполагает выполнение
определённого типа действий. Когда потребность
оказывается удовлетворённой, человек
испытывает удовольствие, облегчение.
Потребности характеризуются рядом особенностей:
1) потребности обусловливают избирательность
реагирования человека именно на то, что
составляет их предметное содержание.
Например, едущий в автобусе проголодавшийся
человек, глядя в окно, будет непроизвольно
обращать внимание на продуктовые магазины
и палатки, кушающих что-либо людей и т.д.;
2) не все потребности осознаются человеком.
Во-первых, некоторые потребности организма,
связанные с недостатком минеральных
веществ, витаминов и т.п., обладают настолько
малой силой, что не могут вызывать ощущения
и создавать сколько-нибудь заметное психическое
напряжение. Во-вторых, иногда напряжение,
создаваемое потребностью, осознаётся
как эмоциональное состояние неудовлетворённости,
но при этом человеку требуется приложить
волевое усилие, чтобы определить (понять,
осознать), с чем оно связано . В таком случае
неосознаваемые или недостаточно осознаваемые
потребности называют влечениями. В-третьих,
нередко даже характеризующиеся значительной
силой потребности не осознаются человеком
в связи с использованием им того или иного
механизма психологической защиты ;
3) для своего удовлетворения потребность
должна быть осознана, причём в сознании
человека должно отразиться её предметное
содержание. Только после понимания человеком
того, в чём возникла потребность, он может
направить свою активность на поиск цели
(предмета и т.п.), которая способна её удовлетворить.
4) пережитые человеком
осознанные потребности запоминаются
им. Поэтому у человека постепенно
накапливаются знания о свойственных
ему потребностях. Необходимо подчеркнуть
ошибочность отождествления тех
потребностей, о которых человек
знает, что они ему свойственны,
и актуальных, испытываемых им
в настоящий момент. «Здесь и
сейчас» только последние обладают
побудительной силой;
5) осознанные потребности образуют собой
иерархию, т.е. упорядоченно располагаются
по степени их важности для человека. Наиболее
важные для нормального самочувствия
и благополучного существования человека
потребности занимают верхнюю, самую высокую
ступень в иерархии. Они тесным образом
связаны с целью и смыслом жизни человека,
поэтому он уделяет их удовлетворению
больше всего внимания, времени и сил.
Наименее важные для человека потребности
занимают последнюю, самую низкую ступень
в иерархии. Человек уделяет их удовлетворению
минимум внимания, времени и сил.
6) предметное содержание
потребностей может трансформироваться
в ценности человека. Это происходит
в том случае, когда у человека
формируется положительное отношение,
например, к тому объекту, который
неоднократно удовлетворял его
потребность и гарантированно, с
его точки зрения, будет удовлетворять
её и впредь;
7) удовлетворение потребностей предполагает
вступление человека в определённые отношения
с окружающим миром
Вопрос 3
“Пирамида” потребностей по
А. Маслоу
1. Физиологические
потребности – в половом удовлетворении,
пище (растительная, белковая и минеральная),
кислороде, физических движениях, жилище,
сне и отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных
воздействий климата (жары, холода и т.д.).
Их еще называют витальными, т.е. ответственными
за сохранение жизни человека.
2. Потребности в безопасности выражают
стремление сохранить и защитить свою
жизнь, обезопасить себя, родных и свое
жилище от вторжения, стихийных бедствий,
дискомфорта. Физическая безопасность
– потребность в хорошем здоровье, отсутствии
насилия над личностью и жизнью человека.
Речь идет об уверенности в завтрашнем
дне, о стабильности условий жизнедеятельности,
потребности в определенном постоянстве
и регулярности окружающего социума, например
в безопасности на улицах, в отсутствии
войн и конфликтов, а также о стремлении
избежать несправедливого обращения.
Экономическая безопасность – потребность
в гарантированной занятости, страховании
от несчастных случаев, желание иметь
постоянные средства существования (заработок).
3. Социальные потребности свидетельствуют
о том, что человек – существо социальное,
коллективное и вне группы жить не может.
Мы жаждем дружбы, привязанности, любви,
принадлежности к сообществу, общения,
участия в организациях, заботы о другом
и помощи близких. Социальные потребности
указывают на стремление человека не выделяться,
быть как все, быть равным другим. Их еще
называют потребностью аффиляции. Брак,
семья, родство, община, церковь, клубы,
кампании – все это производные от потребности
принадлежать коллективу.
4. Престижные потребности,
или потребность в оценке, напротив, показывают,
что человеку вместе с тем присуще свойство
выделяться чем-либо, обгонять других,
быть не равным им, обращать на себя особое
внимание и искать преимущества. Стремление
выделиться движет служебным ростом, желанием
сделать карьеру, получить более высокие
статус, престиж, признание, оценку. Их
называют еще эгоистическими, или потребностями
в оценке, ибо они ориентированы на самого
себя. Стремление, мотивация к успеху,
достижениям, соперничеству относятся
именно сюда.
5. Духовные потребности,
или потребность в самореализации, - это
стремление к самореализации, стремление
выразить через творческую активность
все, на что способен человек, реализовать
себя. Однако духовные потребности многообразны
и чрезвычайно важны в жизни человека.
Пять потребностей А. Маслоу
назвал основными, или базисными потребностями,
а за их роль в стимулировании человеческой
деятельности – мотивационными переменными.