Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:55, реферат
Многие теории анализируют факторы, оказывающие влияние на моти-вацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с моти-вацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: 1) теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу; 2) теория ERG, разработан-ная Альдерфером; 3) теория приобретенных потребностей МакКлелланда и 4) теория двух факторов Герцберга.
Введение 3
Потребности 4
Теория потребностей А. Маслоу 7
Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда 9
Теория потребностей К. Альдерфера 11
Теория двух факторов Ф. Герцберга 12
Заключение 15
Список литературы 17
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский
государственный университет
Псковский филиал
Реферат
По дисциплине
«Психология сервисной
на тему: «Потребности как движущая сила развития человека и общества. Теории потребностей»
Выполнила: студентка группы ОМ-121
Быстрякова У.Е.
Проверил: к.псх.н. Соловьев Н.Н.
г.Псков, 2013г.
Содержание
Введение 3
Потребности 4
Теория потребностей А. Маслоу 7
Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда 9
Теория потребностей К. Альдерфера 11
Теория двух факторов Ф. Герцберга 12
Заключение 15
Список литературы 17
Человек живет в сложном и разнообразном мире. Не на все процессы, явления и события он реагирует одинаково, не все они воспринимаются личностью с достаточным интересом. Что же определяет избирательность в человеческом поведении? Что является источником активности личности? Психологи считают, что это потребности. По их мнению, потребности - это переживаемое человеком стремление к какому-то объекту, условиям среды, необходимых для развития и существования вообще. Поэтому потребности определяют направленность мышления, чувств и воли человека. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей, является целенаправленной деятельностью. Удовлетворяя ту или иную потребность, достигая цели, человек стремится создать новые объекты, новые условия среды, которые в свою очередь порождают и новые потребности.
Многие теории анализируют факторы,
оказывающие влияние на мотивацию. В значительной
мере фокус этих теорий сконцентрирован
на анализе потребностей и их влиянии
на мотивацию. Эти теории описывают структуру
потребностей, их содержание и то, как
данные потребности связаны с мотивацией
человека к деятельности. В данных теориях
делается попытка дать ответ на вопрос
о том, что внутри человека побуждает его
к деятельности. Наиболее известными теориями
мотивации этой группы являются: 1) теория
иерархии потребностей, разработанная
Маслоу; 2) теория ERG, разработанная Альдерфером;
3) теория приобретенных потребностей
МакКлелланда и 4) теория двух факторов
Герцберга.
Потребности - это испытываемая личностью нужда в чем-либо. Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Так, например, растение нуждается в солнечном свете, тепле, влаге и питательных веществах, которые оно получает из почвы. Человек, как и другие живые существа, также нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь связи с внешним миром, общаться с индивидами другого пола, получать пищу, развлечения и т.д.
Немалую роль в постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей. В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования. Более того, сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности в человеческой жизнедеятельности.
Характерными особенностями
-конкретный содержательный
-более или менее ясное
-наличие хотя и часто
-ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения);
-повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать.
Потребность является определяющей причиной поступков человека, первоисточником и движущей силы его деятельности. Все другие используемые при описании поведения человека понятия (установки, ценности, интересы, мотивы и т.п.) являются производными от потребностей и порождаются ими. Необходимо помнить о значительном разнообразии этих потребностей. Потребности частично и весьма предвзято отражаются в сознании человека, осознаются им. Осознать — значит получить актуальную или потенциальную возможность сообщать свое знание другому.
Как известно, наиболее трудным в управлении является регулирование побудительных стимулов человека, при которых у него возникает желание работать так, чтобы содействовать достижению целей организации. Достичь цели — значит добиться эффективного руководства предприятием. Однако менеджер не должен забывать о врожденных приоритетах природы человека: на первом месте — всегда личные интересы, на втором — групповые и лишь на третьем — общественные.
Каков же круг потребностей, побуждающих людей к тем или иным действиям, в том числе к характеру, объему и содержанию работы?
Поведение людей веками пытались объяснить
их разумом, чувствами и волей. Отказ
от взгляда на мышление человека как
на источник и движущую силу его
деятельности, признание потребностей
определяющей причиной человеческих поступков
представляет величайшее завоевание научной
мысли. Оно послужило началом подлинно
научного объяснения целенаправленного
поведения людей.
Абрахам Маслоу признавал, что люди
имеют множество различных
1.Физиологические потребности, являющиеся необходимыми для выживания – потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
2.Потребности в безопасности и уверенности в будущем – потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.
3.Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности – чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
4.Потребности в уважении – потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5.Потребности самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Система потребностей Маслоу – иерархическая, то есть потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Для того чтобы следующий, более
высокий уровень иерархии потребностей
начал влиять на поведение человека, не
обязательно удовлетворять потребность
более низкого уровня полностью. Таким
образом, иерархические уровни не являются
дискретными ступенями. Например, люди
обычно начинают искать свое место в некотором
сообществе задолго до того, как будут
обеспечены их потребности в безопасности
или полностью удовлетворены их физиологические
потребности.
Широко распространенной концепцией потребностей, определяющих мотивацию человека к деятельности, является концепция МакКлелланда, связанная с изучением и описанием влияния потребностей достижения, соучастия и властвования. В соответствии с идеями МакКлелланда эти потребности, если они достаточно сильно присутствуют у человека, оказывают заметное воздействие на поведение человека, заставляя его предпринимать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.
Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящие перед ним цели более эффективно, чем он это делал ранее. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели. При этом они обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего они могут достичь и что они могут сделать. Люди с выраженной потребностью достижения склонны делать умеренно рискованные решения и ожидают немедленной обратной связи от осуществленных ими действий и принятых решений. Им нравится принимать решения и отвечать за решение задачи, они одержимы теми задачами, которые решают, и легко берут на себя персональную ответственность.
МакКлелланд на основе проведенных исследований пришел к выводу, что данная потребность может быть отнесена не только к характеристике отдельных людей, но и к характеристике отдельных обществ. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеют хорошо развивающуюся экономику. И наоборот, в обществах, характеризуемых низкой потребностью достижения, экономика развивается низкими темпами либо совсем не развивается.
Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень важным является тот факт, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не безразличны к ним и их действиям.
Потребность властвовать является
третьей крупной потребностью, влияние
на поведение человека которой было изучено
и описано МакКлелландом. Данная потребность
так же, как и две предыдущие, является
приобретенной, развивается на основе
обучения, жизненного опыта и состоит
в том, что человек стремится контролировать
ресурсы и процессы, протекающие в его
окружении. Основной направленностью
данной потребности является стремление
контролировать действия людей, оказывать
влияние на их поведение, брать на себя
ответственность за действия и поведение
других людей. Потребность властвования
имеет два полюса: стремление иметь как
можно больше власти, контролировать все
и всех и, в противоположность этому, стремление
полностью отказываться от каких-либо
притязаний на власть, желание полностью
избегать таких ситуаций и действий, которые
связаны с необходимостью выполнять властные
функции.
Клейтон Альдерфер выявил недочеты в иерархической теории потребностей Маслоу и, устраняя их, разработал собственную концепцию, известную как теория потребностей — ERG (existence, relatedness, growth). Альдерфер предлагает три основные потребности: существование, отношения, рост.
Потребность существования включает физические условия и материальные нужды, такие как пища, вода, условия работы и факторы безопасности и обеспеченности.
Потребность в отношениях включает взаимоотношения человека с обществом (например, принятие в группу) как на работе, так и вне работы.
Потребность в росте, сочетает чувство собственного достоинства и потребность в развитии своих способностей.
Наиболее существенное отличие теории Альдерфера от теории Маслоу состоит не в уменьшении количества уровней потребностей с 5 до 3, а в отрицании иерархии этих уровней. Вместо этого, по теории Альдерфера, любой из уровней или все три уровня могут иметь существенное значение в каждый данный момент времени.
Он также предполагает, в отличие от Маслоу, что чем меньше удовлетворяются потребности взаимосвязи (отношений с другими), тем более важными становятся потребности существования (физические/материальные), и что чем меньше удовлетворяются потребности роста (самооценка и самореализация, или самовыражение), тем более важными становятся потребности взаимосвязи.
Теория была создана Ф. Герцбергом на основе данных интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в разных странах. Интервьюируемых просили описать ситуации, в которых они чувствовали полное удовлетворение или, наоборот, неудовлетворение от работы.
Ответы были классифицированы по группам. Изучая собранный материал, Ф. Герцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами.
На удовлетворенность работой влияют:
-достижения (квалификация) и признание успеха;
-работа как таковая (интерес к работе и заданию);
-ответственность;
-продвижение по службе;
-возможность профессионального роста.
Эти факторы он назвал “мотиваторами”.
На неудовлетворенность
-способ управления;
-политика организации и администрация;
-условия труда;
-межличностные отношения на рабочем месте;
-заработок;
Информация о работе Потребности как движущая сила развития человека и общества. Теории потребностей