Потребности как движущая сила развития человека и общества. Теории потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:55, реферат

Описание работы

Многие теории анализируют факторы, оказывающие влияние на моти-вацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с моти-вацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: 1) теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу; 2) теория ERG, разработан-ная Альдерфером; 3) теория приобретенных потребностей МакКлелланда и 4) теория двух факторов Герцберга.

Содержание работы

Введение 3
Потребности 4
Теория потребностей А. Маслоу 7
Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда 9
Теория потребностей К. Альдерфера 11
Теория двух факторов Ф. Герцберга 12
Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

potr.docx

— 34.89 Кб (Скачать файл)

-неуверенность в стабильности работы;

-влияние работы на личную жизнь.

Эти внешние факторы получили название “факторов контекста”, или “гигиенических”  факторов.

Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность  работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении. Факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, связывались с недостатками работы и внешними условиями.  С этими факторами легко связать неприятные ощущения, которых необходимо избегать.

Если гигиенические факторы  создают плохую ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности работой, а дают скорее нейтральное отношение. Сами по себе факторы гигиены не вызывают удовлетворения, но их ухудшение порождает неудовлетворенность трудом.

Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до “плюса”.

Для того чтобы не появилась неудовлетворенность  трудом, достаточно наличие гигиенических  факторов, повышение же производительности труда достигается с помощью  мотиваторов.

Ф. Герцберг сделал следующие выводы:

-отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом;

-наличие мотиваторов может лишь частично компенсировать отсутствие факторов гигиены;

-в обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия;

-максимальное позитивное эмоциональное воздействие достигается с помощью мотиваторов и при наличии факторов гигиены.

Главный практический вывод заключается  в том, что руководители должны дифференцированно  и весьма осторожно подходить  к использованию различных стимулов и, когда потребности низших уровней удовлетворены, не делать ставку на гигиенические факторы как основные. И напротив, не следует тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников.

 

Заключение

Изложенные концепции позволяют  сделать вывод о том, что отсутствует какое-либо единое учение, объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая из изложенных теорий имеет определенное принципиальное отличие. Так, например, в концепции Маслоу потребности расположены иерархически, и восхождение по ним идет снизу вверх. В теории Альдерфера также имеется определенная иерархия. Однако эта теория в качестве одного из важнейших положений имеет утверждение о том, что движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и обратно сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня. МакКлелланд ввел по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. При этом он принимает во внимание взаимоотношение отдельных групп потребностей, отойдя от рассмотрения изолированного влияния отдельных групп потребностей на поведение человека. В теории Герцберга потребности делятся на две большие группы: мотивирующие и «здоровья». Тем самым указывается на то, что не все потребности постоянно оказывают мотивирующее влияние на человека, а только те из них, которые приводят к развитию состояния удовлетворенности.

Как видно, каждая из теорий имеет  что-то особенное, отличительное, что  дало ей возможность получить широкое  признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Однако при этом, несмотря на принципиальные различия, все четыре вышеописанные теории имеют нечто общее, позволяющее установить определенные параллели между ними. Характерной особенностью всех четырех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации человека. Сравнивая классификации всех четырех теорий, можно отметить, что выделенные в различных теориях группы потребностей достаточно определенно соответствуют друг другу. 

Список литературы

1. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. – 320с.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Перевод с англ. – М.: Дело, 1997. — 704 с.

3. Менеджмент: учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:Экономистъ, 2006. – 670с.

4. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И./ Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.

5. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая  психология: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. -- М.: Наука, 1994. - 304 с.

6. http://www.pragmatist.ru/motivaciya-truda/dvuxfaktornaya-teoriya-f-gercberga-motivacionno-gigienicheskaya.html

 


Информация о работе Потребности как движущая сила развития человека и общества. Теории потребностей