Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:12, контрольная работа
Потребности как фундаментальное условие существования человека и первооснова его психики.
Современная теория мотивации
Установите последовательность (иерархию) потребностей в направлении от низших к высшим (по А. Маслоу).
а) в пище
б) в реализации потенциала
в) в безопасности
г) в компетентности
д) в любви.
Задание………………………………………………………………………….…3
Введение…………………………………………………………………….……..4
1.Потребности как фундаментальное условие существования человека и первооснова его психики…………………………………………………………5
2.Современная теория мотивации…………………………………………..……8
3. Установите последовательность (иерархию) потребностей в направлении от низших к высшим (по А. Маслоу)…………………………………………..12
Заключение……………………………………………….………………………13
Список литературы………………………………………………………….….
Мотивация
объясняет целенаправленность действия,
организованность и устойчивость целостной
деятельности, направленной на достижение
определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации — это то,
что принадлежит самому субъекту поведения,
является его устойчивым личностным свойством,
изнутри побуждающим к совершению определенных
действий. Мотив также можно определить
как понятие, которое в обобщенном виде
представляет множество диспозиций.
Из всех возможных диспозиций наиболее
важной является понятие потребности. Ею называют
состояние нужды человека или животного
в определенных условиях, которых им недостает
для нормального существования и развития.
Потребность как состояние личности всегда
связана с наличием у человека чувства
неудовлетворенности, связанного с дефицитом
того, что требуется (отсюда название «потребность»)
организму (личности).
Опредмечивание
При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.
На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).
Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.
В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:
Мотивацию,
анализируемую как процесс, можно
представить в виде ряда последовательных
этапов.
I этап – возникновение потребностей. Человек
ощущает, что ему чего-то не хватает. Он
решает предпринять какие-то действия.
Потребности бывают самые различные, в
частности: физиологические; психологические;
социальные.
II этап – поиск путей обеспечения потребности,
которую можно удовлетворить, подавить
или просто не замечать.
III этап – определение целей (направлений) действия.
Определяется, что именно и какими средствами
нужно сделать, каким образом обеспечить
потребность. Здесь выявляется, что нужно
получить, чтобы устранить потребность,
получить то, что желательно, и в какой
мере можно добиться того, что необходимо.
IV этап – реализация действия. Человек затрачивает
усилия, чтобы осуществить действия, которые
открывают ему возможность приобретения
того необходимого, что нужно для устранения
потребности. Поскольку процесс работы
оказывает влияние на мотивацию, то на
этом этапе может происходить корректировка
целей.
V этап – получение вознаграждения за реализацию
действия. Проделав необходимую работу,
человек получает то, что он может использовать
для устранения потребности, либо то, что
он может обменять на желаемое для него.
Здесь выявляется, насколько выполнение
действий обеспечило желаемый результат.
В зависимости от этого происходит изменение
мотивации к действию.
VI этап – ликвидация потребности. Человек или
прекращает деятельность до возникновения
новой потребности, или продолжает искать
возможности и осуществлять действия
по устранению потребности.
Очень непросто выявить, какие мотивы
являются ведущими в мотивационном процессе
конкретного человека в конкретных условиях.
Знание логики процесса мотивации не обеспечивает
решающих преимуществ в управлении данным
процессом. Здесь немаловажным фактором
является неочевидность мотивов. Можно
догадываться, какие мотивы преобладают,
но в конкретном виде их вычленить достаточно
трудно.
Теория мотивации по А. Маслоу
Особый вклад в теорию мотивации внес Абрахам Маслоу, разработавший иерархию потребностей человека. Благодаря ему стало известно о сложности и структуре человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию. Работая над своей теорией мотивации в 40-е гг. XX в., Маслоу, проанализировав потребности, определил последовательность их возникновения (иерархию).
Первое
место занимают физиологические
потребности, необходимые для выживания
индивида. Они включают потребности
в пище, воде, отдыхе, а также сексуальные
потребности.
На втором месте находятся потребности
в безопасности и уверенности в будущем.
В их число входят: потребности в защите
от физических и психологических опасностей
со стороны окружающего мира и уверенность
в возможности удовлетворения физиологических
потребностей в будущем.
Третье место занимают социальные потребности,
называемые иногда потребностями в причастности.
Это понятие, которое включает чувство
принадлежности к кому или чему-либо.
На четвертом месте находятся потребности
в уважении, в которые входят потребности
в самоуважении, компетентности, уважении
со стороны окружающих, признании.
На пятом месте находятся потребности
самовыражения, т. е. реализации своих
потенциальных возможностей и росте как
личности.
В соответствии с теорией Маслоу все потребности
можно сгруппировать в строгой иерархической
последовательности, т. е. физиологические
потребности, потребности в безопасности
и защищенности относятся к первичным
потребностям, а все остальные принадлежат
к вторичным.
Этим еще раз подчеркивается, что потребности
нижних уровней требуют первоочередного
удовлетворения и, следовательно, влияют
на поведение человека, прежде чем на мотивации
начинают сказываться потребности более
высоких уровней.
В определенный период времени человек
будет стараться стремиться к удовлетворению
той потребности, которая для него является
наиболее важной. Прежде чем приступать
к удовлетворению более высоких потребностей,
человек удовлетворяет потребность более
низкого уровня. Человек, испытывающий
голод, в первую очередь будет стараться
найти пищу и только после этого попытается
построить убежище. Однако, живя в удобстве
и безопасности, человек будет стремиться
к деятельности и социальным контактам
и только после этого начнет стремиться
к уважению со стороны окружающих. И только
после того, как человек почувствует внутреннюю
удовлетворенность и уважение окружающих,
его потребности начнут расти с его потенциальными
возможностями.
Данная теория внесла важный вклад в понимание
того, что лежит в основе стремления людей
осуществлять трудовую деятельность.
Руководители различных рангов стали
понимать, что мотивация людей определяется
довольно-таки широкой областью их потребностей.
Для того чтобы мотивировать работника,
менеджер должен предоставить ему возможность
в удовлетворении его важнейшей потребности
таким образом, чтобы достичь целей организации.
3. Установите последовательность (иерархию) потребностей в направлении от низших к высшим (по А. Маслоу).
а) в пище
б) в реализации потенциала
в) в безопасности
г) в компетентности
д) в любви.
Выполнение:
а) в пище (физиологические потребности)
в) в безопасности (потребности в безопасности и защищенности)
д) в любви (социальные потребности)
г) в компетентности (потребность в уважении)
б) в реализации потенциала (потребность в саморазвитии)
Заключение
В результате проведенных исследований, на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можно заключить, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна.
В современной
психологии в настоящее время
существует множество различных
теорий, подходы которых изучению
проблемы мотивации настолько различны,
что порой их можно назвать
диаметрально противоположными. Тем
не менее, сама сложность данного
понятия, многоуровневая организация
мотивационной сферы человека, сложность
структуры и механизмов ее формирования,
открывает широкие возможности
для применения всех упомянутых теорий.
Целостная картина может
Мотивация является ключом к поведению человека. Не только внешняя среда и ситуация определяет состояние личности, но и ее внутренние причины.
Мотивационные факторы, такие как: ориентированность на достижения успехов, избегания неудачи, тревожность, определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний, потребность в общении (аффилиация), потребность власти, альтруизм и агрессивность - в процессе становления личности становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. Это -- наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям.
Сфера применения
знаний по мотивации на сегодняшний
день очень обширна. А результат
от практического применения этих знаний
действительно огромен в
Изучения
в области мотивации
Список литературы
Гиппенрейтер Ю.Б. Психология мотиваций и эмоций. \ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: 2006.
Дружинин. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: 2006.
Маклаков
А. Г.
М15 Общая психология — СПб: Питер, 2001 —
592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»)
ISВN 5-272-00062-5