Потребности, виды, развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 08:34, контрольная работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение потребностей, их видов, развития, а так же изучить потребности достижения и их роль в достижение профессионального успеха.

Содержание работы

1. Введение.
2. Определение потребностей.
3. Виды потребностей.
4. Развитие потребностей. Понятие о профессионально – значимых особенностях мотивационно-потребностной сферы личности.
5. Потребности достижения и аффилиации и их роль в достижении профессионального успеха.
6. Заключение.
7. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Работа по психологии.docx

— 40.53 Кб (Скачать файл)

Далее начинается процесс  развитие социальных потребностей. Начинается это в тот момент, когда у  детей появляется интерес к коллективным играм, и они активно и с  удовольствием включаются в такие  игры. Участвуя вместе со сверстниками и взрослыми в групповых играх  и других видах деятельности, дети начинают осознавать значимость человеческих взаимоотношений и положения, которые  человек занимает в системе этих взаимоотношений. Соответственно, у  детей начинается процесс формирования социальных потребностей, таких как  потребность достижения успехов, потребность  установления хороших взаимоотношений  с людьми, стремление быть лидером, внимание, признание, уважение, поощрение  со стороны окружающих людей и другие.

Одновременно с этим идёт процесс формирования потребностей в специфических социальных умениях  и навыках, благодаря которым  можно удовлетворять социальные потребности. Среди них - умение правильно  воспринимать и оценивать людей, общаться с ними, оказывать на них  влияние, брать на себя определённые социальные роли и успешно справляться с их выполнением.

С поступлением ребёнка в  школу у него продолжают развиваться  старые и формироваться новые  потребности. В это время начинается активно формироваться потребность  к знаниям, трудовым умениям и  творчеству. В подростковом возрасте начинается процесс самосовершенствование. Многие начинают заниматься физической культурой, придавая этому особое значение. Этот процесс продолжается в старших  классах, дополнительно порождая потребность в интеллектуальном и нравственном самосовершенствовании.

Таким образом, процесс формирования всей системы человеческих потребностей занимает довольно значительный период. К моменту окончания школы (16лет) основные человеческие потребности  уже сформированы. Но не для каждого  ребёнка все эти потребности  являются, одинаково значимы, и не у всех они есть. Уже в это  время наблюдаются индивидуальные различия среди детей в системе  их интересов и потребностей. Таким  образом, процесс будет идти дальше и какие новые потребности  у человека сформируются, зависит  от его собственного, индивидуального  опыта и образа жизни. В любом  случае часть своих новых потребностей человек приобретает уже после  окончания школы.

Можно выделить два этапа  в процессе развития каждой потребности. Первый этап — это период до первой встречи с предметом, который  удовлетворяет потребность. Второй этап — после этой встречи.

Как правило, на первом этапе  потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована». Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения состояние человека в этот период выражено в беспокойстве или постоянном поиске чего-либо. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности.

Потребности, цели и мотивы – это основные составляющие мотивационной  сферы человека.

Мотив – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. Т.е. это стимул к действию, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотивы могут быть осознанные и неосознанные.

Осознанные – это когда  человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его  потребностей. Они характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Неосознанные – это когда человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности.

Мотивы можно разделить  на внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся такие побудители как: наказание и награда, угроза и требование, давление группы и ожидание будущих благ и т.д. Внутренние мотивы, которые побуждают человека к деятельности как к своей цели. Например, интерес к самим занятиям, любознательность, потребность в информации и т.д.

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация  – это процесс непрерывного выбора решений на основе взвешивания поведенческих  альтернатив.

Совокупность всех мотивов  к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация  определяется как процесс, увязывающий  воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для осуществления определенного  предметного отношения личности к окружающей ситуации.

Высшие мотивы образуют ценностное ядро личности, отказ от которого переживается человеком как отказ от самого себя. Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Под широтой мотивационной  сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - мотивов, потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной  сферы выражается в том, что для  удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может  быть использовано больше разнообразных  мотивационных побудителей более  низкого уровня.

Следующая характеристика мотивационной  сферы - иерархизированность мотивов. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Считается, что в основе поведения всегда лежит мотивация, за исключением деятельности, основанной на безусловных рефлексах. В психологии мотив - это то, что активизирует поведение, либо поддерживает и направляет его. Это определение мотива отличается от обыденного представления, согласно которому мотив аналогичен причинам, объясняющим, почему человек поступил так, а не иначе, и, как правило, скрытым, а не лежащим на поверхности.

Мотивация сотрудников является одним из самых главных вопросов руководителей и менеджеров по персоналу  уважающих себя компаний. Что движет людьми, пришедшими в компанию? Какие  цели - личные и профессиональные - они  преследуют? Чем можно их заинтересовать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребности  достижения  и  аффилиации  и их  роль  в достижении профессионального успеха.

Аффилиация — это потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Обладающий этой потребностью не только постоянно стремится к людям, испытывая удовлетворение от эмоционально положительного общения, но и видит в человеческих отношениях один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека самой значимой.

Аффилиация включает в себя радость оказания помощи другим людям, предпочтение общества одиночеству, интерес к друзьям и сострадание к их неприятностям, сопереживание успеху других, преобладание в отношениях с людьми обязанностей над правами, большое количество друзей. Удовлетворенность аффилиации сопряжена с общением с приятными людьми, с помощью окружающим в преодолении трудностей, наличием хороших друзей, с возможностью получения помощи от других, с удовлетворенностью своим социальным положением, с отсутствием чувства одиночества.

Аффилиация — одна из главных потребностей для работника службы управления персоналом и руководителя-лидера.

Доминирование раскрывается в конфликтах и спорах, в умении быстро убеждать других, в получении  удовольствия от участия в принятии важных решений, в прямоте высказывания своего несогласия, в стремлении к  старшинству и ответственности, в усилении энергии в ответ  на препятствия, в легкости выступления  перед большой аудиторией. Удовлетворенность  доминирования достигается в  борьбе с недостатками других людей, в активном влиянии на их вкусы  и взгляды, в убеждении других, в непосредственном участии в  решении общих проблем, во влиянии  на дела коллектива, в стремлении к  социальному первенству, в выполнении ответственных поручений, в проявлении собственной компетентности.

Для мотивации достижения успеха, как и для учебной мотивации, характерна тенденция разделения на внешнюю и внутреннюю мотивацию. С одной стороны, успех является реальным результатом собственных  действий, их качественной оценкой (внешняя  мотивация достижения успеха), с  другой – отражает оценку достижений со стороны общества и ориентацию на него (внешняя мотивация достижения успеха). С выделением внутренней и  внешней мотивации достижения успеха согласуется выделение двух мотивационных  тенденций: «стремление к успеху»  и «избегание неудачи». Определенное соотношение этих тенденций характерно для каждого человека при преобладании того или другого. Мотив достижения успеха связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи – с тревожностью и защитным поведением

Основной функцией успеха в работе является регуляция дальнейшей активности работника в зависимости от предыдущего результата и поддержание приобретенного опыта. Потребность в достижениях стимулирует поиск работником таких ситуаций, в которых он мог бы испытывать удовлетворение от достижения успеха. Потребность в достижении целей может быть связана с несколькими потребностями по существу, это потребность делать что-либо лучше, чем делалось раньше.

Руководителю, для того чтобы быть лидером, следует иметь высокую потребность во власти (т. е., по существу, заинтересованность в том, чтобы иметь сильное влияние на других) и что высокая потребность в достижении целей характерна для тех руководителей, которые предпочитают работать в одиночку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В своей работе мы дали понятие потребности, какие виды бывают, рассмотрели развитие потребностей на примере человека, также рассмотрели потребности достижения и аффилиации. Из этого можно сделать выводы.

Потребности человека характеризуют  его индивидуальное бытие, его существование. Не все индивидуальные потребности  человека являются и потребностями  общества, они многократно превосходят  общественные потребности. У общества, например, нет биологических потребностей, сексуальных потребностей, это потребности  индивидуальные.

Изучение потребностей убеждает нас в том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально - политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни и путь индивидуального  развития. Разумные потребности, которые  в наибольшей степени формируют  людей, способных на самопожертвование, на защиту своего достоинства и достоинства своей Родины, возникают не вдруг, их формирования требуют больших воспитательных усилий, концентрации воли, характера.

Богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими. В наименьшей степени характер потребностей, их совокупность и субординация зависят от типа личности. Каков человек, таковы и его потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Григорович  Л.  А.  Марцинковская  Т.  Д.  Педагогика  и психология. – М.: Гардарики,  2003.
  2. Захаров  А.В.   Психология  формирования  самооценки. Минск, 1993.
  3. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2010.- 583с.
  4. Мотивация человека.  Макклелланд Д СПб.: Питер, 2007. - 672 с
  5. Общая психология. Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е. И. – М.:  Эксмо-Пресс, 2006
  6. Орлов А.Б. Психология личности и сущность человека. М., 1995.
  7. Психология  и  педагогика. Под  ред. Радугина А.А.- М., 1997.
  8. Цветкова Р. Мотивационная сфера личности: методика изучения // Прикладная психология и психоанализ. - 2003. - №2. - С.66-72.

 


Информация о работе Потребности, виды, развитие