Позиция ребенка (взрослого,родителя)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:33, контрольная работа

Описание работы

Как известно, самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем. Образы памяти и воображения помогают ребенку соотносить свое «Я» во всех временных интервалах. Чем младше ребенок, тем большее участие в формировании жизненной перспективы детской личности должен принимать взрослый. С помощью взрослого ребенок учится «вспоминать» период, «когда он был маленьким», начинает обращаться (опять же благодаря взрослому) к своему будущему: «когда я вырасту большой». В норме, притязая на признание, ребенок проецирует себя в будущем как сильную, многое умеющую и многое могущую личность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Роль современной семьи……………………………………………………………4
2.Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка…................11
3.Родительское воспитание……………………………………………………….....15
Заключение…………………………………………………………………………...17
Список литературы……………………………………………..................................18

Файлы: 1 файл

Психология.печатанье..doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

 

НА ТЕМУ «ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА (ВЗРОСЛОГО,РОДИТЕЛЯ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….3

1.Роль современной  семьи……………………………………………………………4

2.Авторитет родителей  и его влияние на развитие  личности ребенка…................11

3.Родительское воспитание……………………………………………………….....15

Заключение…………………………………………………………………………...17

Список литературы……………………………………………..................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как известно, самосознание ребенка с раннего возраста развивается  в плане постижения своего «Я»  в прошлом, настоящем и будущем. Образы памяти и воображения помогают ребенку соотносить свое «Я» во всех временных интервалах. Чем младше ребенок, тем большее участие в формировании жизненной перспективы детской личности должен принимать взрослый. С помощью взрослого ребенок учится «вспоминать» период, «когда он был маленьким», начинает обращаться (опять же благодаря взрослому) к своему будущему: «когда я вырасту большой». В норме, притязая на признание, ребенок проецирует себя в будущем как сильную, многое умеющую и многое могущую личность.

 Развитие необходимой способности ребенка собственной жизни невозможно без содействия взрослого, заинтересованного в формировании у ребенка личностного психологического времени, опосредующего процесс жизнедеятельности, перспективы жизненного пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ  СЕМЬИ

 Воспитание детей,формирование личности ребенка с первых лет его жизни-основная обязанность родителей.Семья влияет на ребенка,приобщает его к окружающей жизни.В социалистическом обществе воспитание рассматривается не только как личное дело родителей,но и как их общественная обязанность.Ценность личности определяется ее значимостью для общества и зависит от воспитания.Главными воспитателями своих детей являются родители.

Осознавая свою ответственность  зауспешное воспитание ребенка,уважая мнение старших членов семьи,родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей,не перекладывая ответственность на бабушек,дедушек или на детское дошкольное учреждение.Они стремятся установить единые требования в семейном и общественном воспитании.

Иная позиция некоторой  части отцов и матерей является ошибочной.Она приносит вред формирующейся  личности ребенка и требует проведения со стороны педагогов детских  садов и других учебных учереждений,серьезной  разъяснительной и практической работы с такими родителями.

Существует много сложных  проблем в вопросах семьи и  семейного воспитания.Драмотичны ситуации,связанные  с алкоголизмом родителей,наркоманией.Не уменьшается пока число детей, от которых при их рождении отказались матери;возрастает количество матерей и отцов,лишенных родительских прав.По данным,сообщенным Государственным комитетом по народному образованию,в стране более 15 миллионов неполных семей(матерей-одиночек,разведенных,вдов с детьми).

Важно при этом выяснить истоки зарождения таких явлений,как алкоголизм,пьянство,наркомания;распространение в части семей стремлений к накопительству,недобросовестного отношения к производственному труду, заботы о благах для своей семьи в ущерб государству,что пагубно влияет на формирующуюся личность ребенка.Открытая борьба с такими явлениями в нашем обществе обязывает педагогов влиять на родителей,формировать у членов семьи ответственность за правильное воспитание детей с первых лет жизни.Современное содержание воспитания и обучения детей,научно обоснованное  и подкрепленное примерами из опыта,усваивается родителями в разнообразнообразных формах их общения с лектором,докладчиком, педагогом,психологом,врачом,юристом,проводящим практическое занятие, консультацию или беседу.

 В настоящее время актуальной задачей продолжает оставаться индивидуальный,дифференцированный подход  к семьям разного типа,забота о том,чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов дошкольного дела семьи не только трудные,но и не совсем благополучные в каких – то конкретных,но важных вопросах.

В каждом детском дошкольном учереждении знают те семьи,в  которых заложен передовой опыт семейного воспитания.К сожалению,не всегда лучший опыт родителей обобщен  и оформлен письменно.Ценно,когда  описывается родителем или воспитателем не только состояние семейного воспитания,но и раскрываются пути и способы получения положительных результатов;рассказывается об ошибках и способах их исправления,о нерешенных проблемах.

    Политика направлена на укрепление  тесной взаимосвязи между актуальными задачами,которые выдвигаются в период нашего общества,и осуществлением широкого комплекса мер по созданию благоприятных условий для жизни и воспитания подрастающего поколения.

     Наиболее распрастраненной является семья однопоколенная,в которой вместе живут мать,отец и их дети. По данным социологов,отделение молодых семей от старшего поколения характерно не только для городского,но и сельского населения.Хорошо это или плохо?Нельзя однозначно ответить на этот вопрос.В этом явлении есть и положительные стороны: молодые семьи привыкают к большей самостоятельности,а значит и ответственности:меньше  конфликтов между(отцами)и(детьми):различие взглядов затрудняет семейные отношения при совместном проживании.Но вместе с тем при раздельной жизни нередко теряются семейные связи-традиции,объединяющии взрослых и детей;у старших исчезает возможность общения со своими внуками, участия в заботе о них и воспитании.

В многопоколенной семье вместе живут мать,отец,дети и представители  старшего поколения-бабушка,дедушка.Если это друная семья,то создается возможность разностороннего общения и взаимовлияния,облегчен быт:старшие помогают в воспитании детей,в уходе за ними.Однако даже при хороших взаимоотношениях в многопоколенной  семье есть свои трудности. В вопросах воспитания молодым родителям важно быть тактичными,но в  определенных случаях необходимо твердо отстаивать позиции современного воспитания.Если совместная жизнь разных поколений не удается,то лучше по возможности разойтись,сохранив добрые взаимоотношения.Но во всех случаях необходимо стремиться с благода,ностью и уважением относиться к представителям старшего поколения (родителям мужа,жены),иначе делу воспитания ребенка будет нанесен огромный вред.

Независимо от того,вместе или врозь живут бабушки и дедушки,их дети и внуки,у дошкольников формируют умение и желание проявлять заботу о старших,оказывать им помощь.В условиях села или маленького города эта задача решается несколько проще:бабушка и дедушка живут недалеко,общение с ними облегчается.Пример отца и матери, их умелое регулирование поведения своих детей имеют решающее значение в семейной жизни, оказывают влияние на физическое и психологическое состояние младшего и старшего поколения в семье.         

Особую группу (около 15 миллионов) представляют неполные семьи. Причины этого социального явления различны,чаще всего это развод.При этом,как правило,ребенок остается с матерью.Не будем останавливатся на проблемах,вызывающих разводы.Обратимся к некоторым педагогическим аспектам этих проблем,рассматривая их с позиции защиты детей.Если мать воспитывает ребенка без отца и ответственно относится к этому,она достойна уважения,внимания,доброго отношения.Ребенок,особенно старший  дошколькик,всегда чувствует отношение окружающих к его маме,остро переживает проявление кем-то недоброжелательности.Если разведенная мать живет со своими родителями,обстановка в доме более семейная,радующая детей.Взрослым важно приложить все силы,чтобы дети,оставшиеся без отца,не чувствовали себя ущемленными.Сдержанность,доброта и требовательность особенно необходимы.Ошибку допускают те матери,родственники,которые,жалея оставленного отцом ребенка,излишне балуют его,потакают неразумным желаниям. 

 Непроста  и проблема встреч  детей с отцом,ушедшим из семьи.Как  ни трудно это для матери,но вскречи с отцом необходимы ребенку.Следует лишь предварительно обсудить этот вопрос, что возможно лишь при высоком культурном уровне отношении взрослых.Родителям стоит учесть рекомендации детского врача-психотерапевта.Многолетняя медико-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста помогла ему выяснить причины возникновения детской нервности,определить способы ее предупреждения и лечения.Ценные замечания есть у него и относительно проявлений нервности у детей из неполных семей.Драматическая ситуация часто наблюдается в распавшейся семье у мальчиков старшего дошкольного возраста.Они страдают из-за того,что в семье нет молодого мужчины-отца,отсутствует пример для подрожания.Девочки,наоборот,больше переживают при расстовании с отцом в младшем дошкольном возрасте.Это происходит из-за потери эмоционального контакта с ним (как известно,девочки,женщины более эмоциональны,чем мужчины).Встаршем дошкольном возрасте они реагируют на расставание с отцом более спокойно,так как отождествляют себя с образом матери.

 При воспитании  мальчика в условиях неполной  семьи мать не должна изнеживать  его.Наоборот,надо подчеркивать  и развивать мужские черты(смелость,благородство по отношению к девочкам и т.д.)систематически организовывать общение со сверстниками,родными (двоюродный брат,дядя);разрешать встречи с отцом(при возможности).

 Совершенно иное отношение вызывают те матери,которые отказываются от рожденных ими детей;те родители,кого лишили родительских прав.Они заслуживают всяческого порицания,должны привлекаться к ответственности.

Увеличение количества неблагополучных семей,неродных матерей  и отцов – одна из актуальнейших  проблем современности.

Для нашей действительности характерным является наличие семей  с одним ребенком.Беспокойство педагогов  связано с тем,чтобы не сормировать

у этих детей равнодушие к окружающим,эгоизм,т.е те черты,которые  могут развиться в семьях с  большим числом взрослых,окружающих ребенка.Многие родители обеспокоины такой возможностью и пытаются предотвратить ее.Особенно ценно для семей с одним ребенком влияние коллектива сверстников детского сада,единство воспитательных воздействий дошкольного учреждения и семьи.

В семьях с двумя и  более детьми создаются самые благоприятные условия для разностороннего развития мальчиков и девочек.Вмногодетных семьях успех воспитаниясвязан с личным примером отца и матери,являющихся образцом для подражения,умением их разумно организовать жизнь и деятельность детей.

   Для современной семьи актуальна проблема стиля отношений между членами семьи.

 Существуют два противоположных типа семейного воспитания – авторитарный и демократический.

 Авторитарный стиль в отношениях супругов характеризуется властностью родителей (чаще отца).При этом они убеждены,чтовоспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения.В семьях такого типа нет дружного коллектива.Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка,с его возрастными особенностями,интересами и желаниями.Хотя дети растут послушными,дисциплинированными,но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознаного отношения к правилу,требованию взрослого.В большой мере это слепое послушание,нередко основанное на опасении быть наказанными (наказания,даже физические,имеют место в таких семьях).В некоторых семьях этого типа как будто бы хорошо решается ряд воспитательных задач,например развитие у детей мышления,памяти,музыкальности,трудовых навыков и привычек.Однако замечено,что и в старшем дошкольном возрасте у этих ребят не проявляются (или проявляются слабо)самостоятельность, инициатива,начала творчества.Факты говорят о том,что к подрастковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями,отдаляются от семьи.

При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни и деятельности всего семейного коллектива.Взаимо-отношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья многопоколенная)характеризуются взаимной любовью и уважением,вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге.В семьях демократического типа деятельными участками жизни семьи,ее труда,отдыха очень рано становятся и дети.Уже с четырех-пятилетними,а тем более с детьми старшего возраста отец и мать обсуждают вопросы,доступные детскому пониманию:кто из них и чем будет заниматься в дни отдыха;как они вместе с родителями будут готовиться к юбилею дедушки,к всенародному празнику;что нужно сделать всем вместе и каждому в отдельности на приусадебном участке и т.д.Так дошкольник приобщается к жизни семьи,к ее нужнам и заботам.Родители стараются лучше познать своих детей,выяснить причины их хороших и дурных поступков.Давая задание,предъявляя требование,взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка,поощряют инициативу.Вместе с тем дети знают слова можно,надо и нельзя. Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины,нравственной,осознаваемой заинтересованности в делах семьи,в событиях окружающей общественной жизни.У детей формируется инициатива,находчивость,начала творческого подхода при выполнении порученного дела,в игре и др.При этом родители пользуются авторитетом у детей.Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей. Понимая значение для дошкольников игры и труда,различных занятий,родители стремятся хорошо организовать эту детскую деятельность. Демократический тип семейного воспитания очень созвучен социальными задачам сегоднешнего дня.

Информация о работе Позиция ребенка (взрослого,родителя)