Позиция ребенка (взрослого,родителя)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:33, контрольная работа

Описание работы

Как известно, самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем. Образы памяти и воображения помогают ребенку соотносить свое «Я» во всех временных интервалах. Чем младше ребенок, тем большее участие в формировании жизненной перспективы детской личности должен принимать взрослый. С помощью взрослого ребенок учится «вспоминать» период, «когда он был маленьким», начинает обращаться (опять же благодаря взрослому) к своему будущему: «когда я вырасту большой». В норме, притязая на признание, ребенок проецирует себя в будущем как сильную, многое умеющую и многое могущую личность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Роль современной семьи……………………………………………………………4
2.Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка…................11
3.Родительское воспитание……………………………………………………….....15
Заключение…………………………………………………………………………...17
Список литературы……………………………………………..................................18

Файлы: 1 файл

Психология.печатанье..doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Однако замечено и  следующее:в семье как будто  бы демократический тип воспитания,но он не дает нужного эффекта,так как родители нарушают важные педогогические принципы.Например,стиль демократических отношений с детьми,уважение личности ребенка имеют место в семье,но родителям не удается при этом определить меру требовательности,организовать режим дня,посильный труд детей.В иных случаях им слишком много объясняют,доказывают,позволяют сыну или дочери пререкаться со старшими.Родители бывают непоследовательны в требованиях,их подходы не едины.

Названные основные типы семейного воспитания и их разновидности характерны и для сельских,и для городских семей.

Ценным средством воспитания являются семейные традиции-передающиеся из поколения в поколение обычаи,нормы  поведения.Их надо изучать,чтобы разумнее использовать в воспитании.Есть традиции семейные(интересное проведение дней рождений,день памяти родных и др.);поучительны национальные традиции,которые формируют любовь и уважение к своей нации и важны для интернационального воспитания;ценны традиции Советской страны(возложение цветов к памятникам воинам,погибшим в боях с фашизмом,празднование революционных праздников).

Когда ребенка постепенно приобщают к существующим традициям  и создают условия для сопереживания,соучастия  в них,то воспитательная сила традиции значительно возрастает.

    

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ  И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Авторитет-одно из важных условий семейного воспитания.Семья оказывает влияние на формирующиюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов,но и всем образом жизни.Отношение в семейном коллективе требует взаимопонимания,ответственности,умения организовать отношения на принципах равенства,товарищества,уважения.

Если родители-люди добрые,отзывчивые,заботливые,внимательные,живут  широкими общественными интересами,а семейный коллектив сплощен общими трудовыми обязанностями,такая семья положительно влияет на воспитание детей.Но если они ведут праздный образ жизни,не хотят трудиться на производстве,им чужды высокие идеалы,семья замкнута в своем узком мирке или каждый ее член живет своей жизнью,в такой семье царит черствый эгоизм.Воспитание в ней серьезно осложнено.

Стиль внутрисемейных отношений  каждая молодая семья вырабатывает не просто.Совместная жизнь молодых супругов в первые годы приводит порой к столкновению индивидуальных представлений,сформированных каждым супругом в родительской семье,о цели семьи,распределении семейных обязанностей и т.д.

Каждая семья накапливает  свой опыт воспитания,вырабатывает взгляд на его цели,конкретное содержание,способы реализации и др.Таким образом,молодая семья фактически создает свою культуру отношений,воспитания,общения.

К сожалению,родители не всегда владеют культурой общения  и отношений:не редко они критикуют  друг друга в присутствии родствиников,друзей,детей.По данным социологов,чаще так поступают жены.Они уверены,что ведут себя правельно,стремясь «улучшить»своих мужей.Между тем психологи обнаруживают, что в семейной этике такое положение приводит к противоположному:критика одного супруга другим задевать человеческое достоинство,самолюбие,вызывает обиду,напряженность в отношениях,ведет к эмоциональным, срывам, конфликтам.

Между супругами накапливаются отрицательные чувства друг к другу,разрушаются эмоциональная близость и контакт,подрывается авторитет.Так возникает отчуждение,которое иногда приводят к распаду семьи.

Формирование личности ребенка опреляется всем образом  жизни семьи. А.С.Макаренко называл его «общим тоном семьи».Он действует на ребенка независимо от отца и матери,а подчас даже вопреки им.Общий тон семьи создается личностью родителей,их гражданским лицом:идейно-политической создательностью,отношением к общественному труду,а также и к домашнему труду,направленому на удовлетворение потребностей всех членов семейного коллектива.В семье,где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские»,одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу,своим родителям,детям,ребенок видит примеры доброго отношения к людям.С раннего возраста малыш живет в обстановке положительного отношения к окружающим,любви,дружбы,доверия,

взаимопонимания.

Хотя большенство родителей  стремятся правильно воспитывать  детей,распространенной ошибкой семейного  воспитания в последние годы стало  неумение воспитывать уважение к  старшим.Обстановка доверия и эмоциональног комфорта без поощрения и поддержки взрослых,постоянного упражнения детей в положительных поступках не воспитывает уважительного отношения к окружающим,в том числе и к самим родителям.

В практике семейного  воспитания распространена такая ошибочка,когда родители,осознав,что поступили неправильно,не признаются в этом своим детям «подпредлогом не потерять авторитет»Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей,но в подростковом возрасте оценке подвергается все поведение родителей, что не проходит бесследно.

Самым распространеным  видом Макаренко считал авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка,демонстрирует ему свои чувства,оберегают от любых трудностей. Обстановка изнежености, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери создает в семье эгоиста, который,подрастая, ни с кем не считается,у которого формируется иждивенческая позиция.

Другой вид семейного воспитания-ложный авторитет доброты.В семьях этого типа родителивсе разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнение любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями капризничают,упрямятся,требуют недозволеного.В результате семья вырастет баловня,предъявляющего непомерные претензии,требования,мало дающего обществу и семье,не признающего запретов.

Противоположным видом семейного воспитания,названным А.С.Макаренко ложным авторитетом подавления,является такой,при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений,исходящий главным образом от отца.В некоторых семьях,живущих со своими родителями,такой тип воспитания часто исходит от представителей старшего поколения.Они требуют подчинения себе не только от детей,но и от остальных взрослых членов семьи,не дают развернуться детским возможностям.При непослушании,сопративлении отец или бабушка раздражаются,кричат.В такой семье часто наказыают ребенка.Естественно,что вырастает безвольный,замкнутый,забитый ребенок или,наоборот,деспот.

Разновидностью ложного авторитета подавления являетсяложный авторитет педантизма.В такой семье родители,стремясь сохранить дистанцию между собой и ребенком,разговаривают с ним подчеркнуто сухо, скучно,по любому поводу читают длинные нотации,назидания.Обычно с  ребенком в таких семьях не считаются,его мнения не спрашивают.В такой обстановке малыш либо подчиняется и выполняет все распоряжения взрослых,либо начинает протестовать,капризничать,упрямиться.В результате вырастает безвольный,безынициативный,несамостоятельный человек с неуживчивым характером.

Другой разновидностью ложного авторитета является тип  семейного воспитания,названный  ложным авторитетом подкупа.Послушание детей и хорошее отношение к себе родители,сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков,бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести,тогда куплю…» - часто слышат разговоры матери с ребенком.В такой семье растет ребенок,который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя.Он из всего постарается извлечь пользу.

Встречаются и такие семьи,в которых оба родителя не обращают внимания на воспитание ребенка.Когда они обнаруживают,что у ребенка неладно с поведением,то применяют разовые воздействия,соправаждающиеся шумом,криками и слезами.Затем все продолжается по-прежниму до следущего события.Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности,с другой - напряжения, порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Режим

 Школа предъявляет первокласнику большие требования.Ребенок включается в систематический учебный труд,у него появляются новые обязанности и заботы,ему приходиться подолгу находиться без движения.Организуя режим для ребенка,родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.

 Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья,но и успешной учебы.

   Режим – это  рациональное и четкое чередование  сна,еды,отдыха,различных видов деятельности в течении суток.Рассмотрим подробнее составные части режима.

   Огромное значение  в подержании работоспособности  первоклассника имеет сон.Недостаточная  продолжительность сна вредно  отражается на нервной системе  ребенка:понижается деятельность коры головного мозга в  ответ на раздражение.

    Но для полноценного  отдыха центральной нервной системы  и всего организма важно обеспечить  не только необходимую продолжительность,но  и достаточную глубину сна.Для  этого нужно следующие:

Приучить ребенка ложиться и вставать в одно и тоже время.Когда ребенок ложиться спать в определенный час,его нервная система и весь организм заранее готовиться ко сну; время перед сном должно проходить в занятиях,успакаивающих нервную систему.Это могут быть спокойные игры,чтение;перед сном необходимо проветрить комнату.В момент засыпания ребенка,а также во время его сна нужно создать спокойную обстановку(устранить яркий свет,выключить телевизор или радиоприемник,перестать громко разговаривать);

Ребенок должен спать  в просторной,чистой,не слишком мягкой постели 

Питание

Пища нужна ребенку  не только для выработки энергии  и восстановления разрушенных в  процессе жизнедеятельности веществ  и клеток,но и для построения новых  клеток и тканей.В организме ребенка  процессы роста происходят особенно интенсивно.В пище должны содержаться в правильном соотношении все вещества,которые входят в состав тканей человеческого организма:белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

    Полноценное  питание детей предусматривает  соотношение белков,жиров и углеводов 1:1:3 (или 1:1:4). Если это соотношение нарушено, то даже высококачественная пища усваивается плохо.

    Пища должна  быть разнообразной и вкусно  приготовленной.Тогда она возбуждает  аппетит,съедается с удовольствием,лучше  усваивается и приносит больше пользы.Ребенка учат есть не спеша,хорошо пережевывая пищу.Он не должен разговаривать во время еды и заниматься посторонними делами,так как все это не благоприятно отражается навыделение желудочного сока и последующем пищеварении.

Гигиенические навыки

    Ребенок старшего  возраста овладевает рядом гигиенических  навыков,которые помогают ему  сохранить здоровье и способствуют  правильному развитию.Он должен  правила личной гигиены и иметь  привычку к самообслуживанию.

   Проснувшийся  ребенок сонлив,у него отмечается некоторая скованность движений.День должен начинаться с утренней гимнастики,которая благотворно действует на его общее состояние и самочувствие.После утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность.Характер и колличество упражнений должны быть строго дозированны.Во время гимнастики ребенок должен быть легко одет:майка,трусы и тапочки.Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке.После гимнастики следуют водные процедуры(обтирание,обливание).

Кожа детей нежна,легко ранима,поэтому требует постоянного ухода.Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо,руки,уши и шею с мылом.Необходимо заботиться и о чистоте ног,приучать детей мыть их ежедневно,особенно летом.У ребенка должна быть собственная расческа.К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта.Чистить зубы необходимо ежедневно,а после каждой еды – полоскать рот теплой водой.

Соблюдение гигиенических  навыков становится привычкой ребенка;но пока эта привычка не сложилась,следует ежедневно напоминать ребенку о необходимости соблюдать правила личной гигиены,постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Хорошие надежды и радость сегодняшнего дня, ожидание счастливого будущего наших детей,- то звено самосознания личности, которое поможет воспитанию с раннего возраста, подростком или молодым человеком. Сами же родители должны учитывать все свои меры воспитания. Будем надеятся,что наши дети будут воспитываться правильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Л.В.Залик,Т.А.Куликова,Т.А.Макарова и др.Воспитателю о работе с семьей.Пособие для воспитателя дет.сада.Под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

-М.: Просвещение,1989.-192с.

2.Захаров.А.И.Как предупридить отклонения  в поведении ребенка.-М.:1986.

3.Никитин.Б.П,Никитина Л.А. Мы и наши дети.-М.:1988.-147с.

4.Макаренко А.С. Лекции о воспитании  детей.-М.:1984.-116 с.

5.Островская Л.Ф.Педагогические  знания-родителям.-М.:1983.-169 с. 

Информация о работе Позиция ребенка (взрослого,родителя)