Познавательная деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 12:19, реферат

Описание работы

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей.
Познавательная деятельность составляет особую сторону жизни субъекта, то есть самого человека.

Содержание работы

Введение
1. Методология и логика познавательной деятельности человека
1.1 Понятие и сущность методологии и логики познавательной деятельности
1.2 Философские взгляды на эффективность познавательной деятельности человека
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Познавательная деятельность человека.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

     Познание  возможно только при опоре на так  называемый интеллектуальный фонд, под  которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое.

     Познавательный  процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.

     Огромную  роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений  с позиций различных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних - благо, для других - зло).

     На  познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека. 

     Познание - это всегда творческий процесс, а  его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов. Большую роль в творчестве играет интуиция, как тип мышления.

     О состоянии познания и практики:

     В философии под практикой принято  понимать деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира. Основной формой практики является труд.

     Роль  практики в процессе познания:

  1. Практика - источник, основа, движение, сила познания. Запросы практики вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания.
  2. Практика - цель познания. Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их в жизни.
  3. Практика - критерий истинности человеческих знаний. Но этот способ проверки истинности знаний не универсален, т.к. не все можно проверить практически, поэтому наука использует логические доказательства.

     Познание  развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход  от улавливания внешних свойств  к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению.

     Первая  ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

     Ощущение - отражение отдельных признаков  и свойств предметов (температура).

     Восприятие - целостный образ предмета или  явления.

     Представление - сохранение образов предметов в  памяти.

     Эмпирическое  познание всегда субъективно, что порождает  много суждений и оценок одного и  того же явления. Однако именно этот вид  познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.

     Вторая  ступень познания - рациональное или теоретическое познание. Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение.

     Понятие отражает общие принципы и свойства предметов.

     Суждение - связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение - связь между несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.

     Это касается, прежде всего, познания социальных явлений.

     Обе ситуации познания тесно связаны между собой.

     Процессу  познания присущи некоторые противоречия:

     1. Противоречие между субъектом  и объектом. Оно представляет  собой несоответствие между потребностями  человека в практическом преобразовании  мира и недостаточных знаниях о нем.

     2. Иногда познанию присуще противоречие  между данными органов чувств  и мысленным отражением внешнего  мира.

     3. Противоречие между сложившейся  теорией и сложившимися новыми  научными фактами.

     4. Противоречия между течениями  в науке, между теориями. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, философия рассматривает процесс  познавательной деятельности человека как процесс отражения. Познание в идеальной форме воссоздает предметы и процессы объективной  реальности. Для реконструкции этого  процесса требуется осмысление основных категорий процесса познания как отражения. Ими, прежде всего, являются категории объекта и субъекта познания.

     Под объектом познания понимается весь окружающий человека мир, все, что находится  за пределами его сознания. В более  узком смысле является не весь мир, а та его часть, на который направлена познавательная и предметно-преобразующая деятельность человека.

     Субъектом познания в широком смысле является все человеческое общество, осуществляющее познавательную деятельность. Эта характеристика касается всех живших на земле и ныне живущих. Продукт познавательной деятельности тех, кто жил раньше, продолжает оставаться в предметном поле научного познания как совокупность гипотез, версий, приближений к истине и даже заблуждений, которые предохраняют от того. Чтобы повторять их еще раз.

     В узком смысле субъектом познания является конкретный человек, исследователь  или группа людей, осуществляющая совместную познавательную деятельность.

     Таким образом, познавательный процесс есть продукт взаимодействия субъекта и  объекта. Такое понимание познавательного процесса приводит к важному философскому выводу.

     Само  научное познание и его результат  имеют объективные и субъективные характеристики, производные соответственно от объекта и субъекта познания.

     Следствие философского вывода: по значимости субъективных и объективных компонент познания можно более четко разграничить основные его виды:

     а) научное познание стремится максимально  элиминировать (устранить) субъективный компонент знания; научный результат  тем чище, тем ближе к объективной истине, чем больше из нее устранены мотивы и цели познания, особенности социального заказа, различные условия и обстоятельства. Например, применительно к знаменитой теореме не имеет никакого отношения, кем был сам Пифагор, к какому сословию он принадлежал, какие философские и социальные идеи провозглашал. Теорема лишь в объективной форме фиксирует соотношение суммы квадратов катетов и квадрата гипотенузы. Все остальное в науке, как говорится, от лукавого.

     б) философское познание не может элиминировать субъекта, поскольку оно является мировоззрением человека, субъекта и трактуется как знание человека о мире. Но это знание субъективным не назовешь. Субъективное - есть синоним индивидуально-личностного, иногда предвзятого, а поэтому однобокого и иллюзорного. Философское знание - субъектное по своей природе. Субъект здесь рассматривается не как индивидуальный человек со всеми особенностями его характера, привычек, индивидуальной психики. Он - субъект познания, элемент познавательной ситуации, противоположный объекту. Квалифицируя человека как субъекта познания, философия абстрагируется от индивидуально-личностных особенностей разных людей и рассматривает их лишь как способных отражать свойства субъекта;

     в) индивидуальное познание, согласно трактовке  особенностей познавательного процесса, как раз и является субъективным, основанным на представлении предметов объективного мира, личных познавательных способностях конкретного человека.

     Подобный  вывод о субъективных и объективных  характеристиках познавательного  процесса имеет значение, когда объект познания представляет бой природный феномен. Несколько по-иному представляется там, где объектом познания является человеческое общество или сам человек.

     Философский вывод: особенностью взаимодействия субъекта и объекта в социальной сфере является то, что субъект и объект совпадают; для субъекта та объектом познания является он сам; либо человек сам себя познает, либо общество стремится самопознанию.

     Следствия философского вывода:

  1. социальное познание имеет специфические черты, связанные с полным или частичным отождествлением субъекта и объекта познания;
  2. особенность такой познавательной процедуры заключается в том, что существенным фактором познания являются субъектные и субъективные характеристики;
  3. субъектные параметры - суть характеристики объекта (общества или человека) в их общезначимом выражении;
  4. субъективные параметры связаны с ролью субъективного фактора: воли, социальной и индивидуальной психики, социальных и индивидуальных феноменов веры, убеждений, стереотипов мышления и поведения, индивидуально-личностные характеристик такого объекта, каким является общество, социальная группа, индивид;
  5. социальные законы, в отличие от природных, большей степени имеют статистический, вероятностный характер.
 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Блинкин С.А. Очерки о естествознании (Уроки творчества).-М.: Знание, 1979.

2.Богданович В.И., Могиленко А.Р., Оганесян М.С. и др. Системный метод и его место в современном естествознании / В кн.: Проблемы философии и методологии современного естествознания. - М.: Наука, 1973, С. 378-383.

Большая советская энциклопедия.-3-е. Изд. Т.9. - М., 1979.

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: МГУ, 1988. - 315 с.

4.Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: Центр, 1997. - С. 81-90.

5.Кандыба  Д.В. Тайные возможности человека. - М.: КСП, 1995. - Кн. 2.

6.Концепция  современного естествознания: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - С. 262 - 365.

7.Круть  И.В. Системная организация объектов  природы и проблема оснований естественнонаучного знания / В кн. Проблемы философии и методологии современного естествознания. - М.: Наука, 1973. - С. 406-410.

8.Кузнецов  В.И., Идлис., Гутина В.Н. Естествознание. - М., 1996. - Гл. 13-17.

9.Основы  физиологии человека: учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. Т. 1,2. - СПб.: Международный фонд истории культуры, 1994.

10.Проблема  развития в современном естествознании / Сб. статей. - М.: МГУ, 1968.

11.Проблемы  философии и методологии современного  естествознания. - М.: Наука, 1973.

12.Рузавин  Г.И. Концепция современного естествознания. - М.: ЮНИТИ, 1997. - С. 122-135.

13.Рузавин  Г.И. Системный подход и единство  научного знания / В кн. Единство  научного знания. - М., 1988. - С. 237-252.

14.Сверлова  Л.И., Воронина Н.В. Содержание основных законов естествознания. Концепция современного естествознания: Программа курса и методические материалы для студентов 1-3-курса. - Хабаровск, 1996. - С. 16-20.

15.Современное  естествознание и материалистическая  диалектика/ Под ред. В.А.Амбарцумяна. - М.: Наука, 1977.


Информация о работе Познавательная деятельность человека