Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 12:19, реферат
Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей.
Познавательная деятельность составляет особую сторону жизни субъекта, то есть самого человека.
Введение
1. Методология и логика познавательной деятельности человека
1.1 Понятие и сущность методологии и логики познавательной деятельности
1.2 Философские взгляды на эффективность познавательной деятельности человека
Заключение
Список использованной литературы
Познание
возможно только при опоре на так
называемый интеллектуальный фонд, под
которым подразумеваются
Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.
Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних - благо, для других - зло).
На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека.
Познание - это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов. Большую роль в творчестве играет интуиция, как тип мышления.
О состоянии познания и практики:
В
философии под практикой
Роль практики в процессе познания:
Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход от улавливания внешних свойств к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению.
Первая ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура).
Восприятие - целостный образ предмета или явления.
Представление - сохранение образов предметов в памяти.
Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.
Вторая ступень познания - рациональное или теоретическое познание. Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение.
Понятие отражает общие принципы и свойства предметов.
Суждение - связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение - связь между несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.
Это касается, прежде всего, познания социальных явлений.
Обе ситуации познания тесно связаны между собой.
Процессу
познания присущи некоторые
1.
Противоречие между субъектом
и объектом. Оно представляет
собой несоответствие между
2.
Иногда познанию присуще
3.
Противоречие между
4.
Противоречия между течениями
в науке, между теориями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
философия рассматривает
Под объектом познания понимается весь окружающий человека мир, все, что находится за пределами его сознания. В более узком смысле является не весь мир, а та его часть, на который направлена познавательная и предметно-преобразующая деятельность человека.
Субъектом познания в широком смысле является все человеческое общество, осуществляющее познавательную деятельность. Эта характеристика касается всех живших на земле и ныне живущих. Продукт познавательной деятельности тех, кто жил раньше, продолжает оставаться в предметном поле научного познания как совокупность гипотез, версий, приближений к истине и даже заблуждений, которые предохраняют от того. Чтобы повторять их еще раз.
В узком смысле субъектом познания является конкретный человек, исследователь или группа людей, осуществляющая совместную познавательную деятельность.
Таким образом, познавательный процесс есть продукт взаимодействия субъекта и объекта. Такое понимание познавательного процесса приводит к важному философскому выводу.
Само
научное познание и его результат
имеют объективные и
Следствие философского вывода: по значимости субъективных и объективных компонент познания можно более четко разграничить основные его виды:
а) научное познание стремится максимально элиминировать (устранить) субъективный компонент знания; научный результат тем чище, тем ближе к объективной истине, чем больше из нее устранены мотивы и цели познания, особенности социального заказа, различные условия и обстоятельства. Например, применительно к знаменитой теореме не имеет никакого отношения, кем был сам Пифагор, к какому сословию он принадлежал, какие философские и социальные идеи провозглашал. Теорема лишь в объективной форме фиксирует соотношение суммы квадратов катетов и квадрата гипотенузы. Все остальное в науке, как говорится, от лукавого.
б) философское познание не может элиминировать субъекта, поскольку оно является мировоззрением человека, субъекта и трактуется как знание человека о мире. Но это знание субъективным не назовешь. Субъективное - есть синоним индивидуально-личностного, иногда предвзятого, а поэтому однобокого и иллюзорного. Философское знание - субъектное по своей природе. Субъект здесь рассматривается не как индивидуальный человек со всеми особенностями его характера, привычек, индивидуальной психики. Он - субъект познания, элемент познавательной ситуации, противоположный объекту. Квалифицируя человека как субъекта познания, философия абстрагируется от индивидуально-личностных особенностей разных людей и рассматривает их лишь как способных отражать свойства субъекта;
в) индивидуальное познание, согласно трактовке особенностей познавательного процесса, как раз и является субъективным, основанным на представлении предметов объективного мира, личных познавательных способностях конкретного человека.
Подобный
вывод о субъективных и объективных
характеристиках
Философский вывод: особенностью взаимодействия субъекта и объекта в социальной сфере является то, что субъект и объект совпадают; для субъекта та объектом познания является он сам; либо человек сам себя познает, либо общество стремится самопознанию.
Следствия философского вывода:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Блинкин С.А. Очерки о естествознании (Уроки творчества).-М.: Знание, 1979.
2.Богданович В.И., Могиленко А.Р., Оганесян М.С. и др. Системный метод и его место в современном естествознании / В кн.: Проблемы философии и методологии современного естествознания. - М.: Наука, 1973, С. 378-383.
Большая советская энциклопедия.-3-е. Изд. Т.9. - М., 1979.
3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: МГУ, 1988. - 315 с.
4.Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: Центр, 1997. - С. 81-90.
5.Кандыба
Д.В. Тайные возможности
6.Концепция современного естествознания: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - С. 262 - 365.
7.Круть
И.В. Системная организация
8.Кузнецов В.И., Идлис., Гутина В.Н. Естествознание. - М., 1996. - Гл. 13-17.
9.Основы физиологии человека: учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. Т. 1,2. - СПб.: Международный фонд истории культуры, 1994.
10.Проблема
развития в современном
11.Проблемы
философии и методологии
12.Рузавин
Г.И. Концепция современного
13.Рузавин
Г.И. Системный подход и
14.Сверлова Л.И., Воронина Н.В. Содержание основных законов естествознания. Концепция современного естествознания: Программа курса и методические материалы для студентов 1-3-курса. - Хабаровск, 1996. - С. 16-20.
15.Современное
естествознание и