Познавательная деятельность сотрудника ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение психических познавательных процессов в деятельности сотрудников ОВД.
Достичь цели поможет решение следующих задач:
1. Выявить психологические особенности познавательной деятельности сотрудника ОВД.
2. Охарактеризовать виды психических познавательных процессов.
3. Проанализировать влияние психических познавательных процессов на успешность работы сотрудников ОВД.

Содержание работы

Введение 3
1. Психологические особенности познавательной деятельности сотрудника ОВД 4
2. Виды психических познавательных процессов 8
3. Влияние психических познавательных процессов на успешность работы сотрудников ОВД 11
Заключение 16
Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы. 17
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Психология ОВД.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Источник: http://dfo.mvd.ru/news/4435/ Дата обращения – 22.12.2012 г.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте психологический  механизм совершения описанного  в задании правонарушения

В данной ситуации процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта, умышленно совершившего преступление, условно можно разделить на два основных этапа.

I этап - мотивационный. На данном этапе у субъекта под воздействием возникшей потребности формируется весьма активное потребностное состояние, которое может затем перейти в мотив противоправного поведения, особенно в тех случаях, когда возникшая потребность не может быть реализована законным способом.

Своеобразным завершением  данного этапа является прогнозирование, протекающее либо в развернутом виде с мысленным проигрыванием ролей-образов, либо в сжатом, свернутом виде, и затем - принятие решения.

После того как решение  принято, оцениваются условия, в  которых будут совершаться противоправные действия с точки зрения того, насколько они будут способствовать достижению поставленных целей, подыскиваются, выбираются средства и способы, орудия совершения преступления.

В случае готовящегося группового преступления распределяются роли с их функциональными обязанностями среди его участников.

 После того как  решение принято, на смену мотивационного  приходит II этап - реализации решения: совершаются противоправные действия и, как следствие этого, наступает преступный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью.

В общей мотивационной  структуре личности потребность  уйти от наказания в отдельные  периоды (особенно до тех пор, пока субъект, совершивший преступление, пребывает в состоянии своеобразной правовой неопределенности) занимает прочное, ведущее положение. Эта потребность порождает такой сильный эмоционально насыщенный мотив, как страх перед наказанием. Он в свою очередь является мощным «мотиватором» всей последующей, в том числе и противоправной, деятельности, направленной на достижение вновь возникающих (теперь уже в связи с совершенным преступлением) целей: уничтожить следы преступления, скрыться от органов правосудия, укрыть от них нажитые преступным путем ценности, устранить свидетелей преступления и т.д.

В этой типично криминальной ситуации виновный переживает состояние психической напряженности, вызванное тем фактором, что достижение преступной цели, раньше, казалось бы, способной удовлетворить его первоначально возникшую потребность, теперь уже выполняет иную функцию - обусловливает появление новых побуждений, направленных на избежание наказания.

В своеобразном мотивационном  профиле личности преступника наряду с ведущим мотивом, обусловленным его потребностью избежать наказания, выявляется новая потребность, связанная с ситуацией правовой неопределенности его положения (недостаточная доказанность его вины, альтернативы в квалификации деяния и в назначении различных видов и мер наказания), затрагивающей жизненно важные для него перспективы. Преступник начинает испытывать потребность устранить возникшую ситуацию неопределенности. Ситуация неопределенности является объективным фактором, который влияет на дальнейшие мотивационные процессы личности правонарушителя, в том числе нередко побуждает его давать правдивые показания.

Анализируя механизм преступного поведения, нельзя также  игнорировать такие важнейшие факторы, определяющие поведение субъекта, как особенности, свойства его личности (направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, характер) и воздействие социальной среды на формирование его личности и поведение до возникновения криминогенной ситуации и непосредственно в ходе нее.

Эти «внешние и внутренние факторы, влияющие на принятие решения совершить преступление, находятся в тесном взаимодействии. Свойства личности, равно как и объем внешней информации, определяют не только количество, но и содержание вариантов поведения, которые корректируются моделями прогнозируемого будущего».

 

2. Опишите психологическую  готовность к совершению названных  деяний

Готовность к умышленному  преступлению (криминальная готовность) складывается из ряда составляющих: интеллектуальной, психологической, нравственной, профессиональной, физической, материальной, организационной.

В данной ситуации у субъекта преступления были сформированы все  перечисленные виды готовности.

- Психологическая готовность - преодоление сдерживающего фактора неопределенности, страха неудачи, возможного наказания.

- Интеллектуальная - анализ своих способностей, степени защищенности предмета посягательства, оценки возможных положительных результатов и отрицательных последствий. Субъект в процессе подготовки к преступлению конкретизировал преступные цели и выделял промежуточные задачи.

- Нравственная - нейтрализация сдерживающего воздействия совести.

- Профессиональная - овладение определенными умениями и навыками, необходимыми для достижения преступного результата.

- Организационная - подбор помощников.

Т.е. в данном случае можно  говорить о полной готовности, готовности к преступлениям определенного  типа, способной мотивировать деятельность, достаточно устойчивая готовность.

Список использованной литературы

 

  1. Асмолов А. С. Психология личности. – М.: Проспект, 2009. – 216 с.
  2. Асямов Ю.С, Пулатов С.В. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел. - М.: Проспект, 2012. – 188 с.
  3. Еникеев М. И. Юридическая психология. – М.: Инфра-М, 2007. – 458 с.
  4. Михайлова В.П. Юридическая психология: учеб. пособие / В.П. Михайлова, Н.И. Корытченкова, Л.А. Александрова. - М.: Флинта, 2007. – 376 с.
  5. Психология. / Под ред. Ковалева А. Г. – М. Инфра-М, 2009. – 442 с.
  6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 386 с.
  7. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 2008. – 316 с.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: АСТ, 2010. – 478 с.
  9. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология в вопросах и ответах / Ю В. Чуфаровский. - М.: Проспект; Велби, 2006. – 258 с.

1 Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 2008. – 316 с. С. 98.

2 Еникеев М. И. Юридическая психология. – М.: Инфра-М, 2007. – 458 с. С. 201.

3 Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 386 с. С. 196.

4 Психология. / Под ред. Ковалева А. Г. – М. Инфра-М, 2009. – 442 с. С.121.

5 Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология в вопросах и ответах / Ю В. Чуфаровский. - М.: Проспект; Велби, 2006. – 258 с. С.150.

6 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: АСТ, 2010. – 478 с. С. 45.


Информация о работе Познавательная деятельность сотрудника ОВД