Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 12:03, контрольная работа
1)Цифробуквенный код. Цифробуквенный код – это одна из самых популярных (и древних) мнемотехник. Эта методика основана на том, что каждой цифре присваивается определенная буква. Для запоминания больших чисел из таких букв составляются слова, словосочетания, предложения или даже небольшие истории.
Сравнительный анализ познавательных процессов 2
Приемы мнемотехники 11
Сущность социализации 14
Характеристика студенческой группы 19
Список использованных источников
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу психология
План
Список использованных источников
Тема: «Познавательная сфера человека».
1. Провести сравнительный анализ всех познавательных процессов по следующей схеме:
Процесс (его определение) |
Функции данного процесса (роль в жизнедеятельности человека) |
Виды процесса (с определением и примерами) [9] |
Свойства, качества (определения и примеры) |
Методы исследования (привести конкретные психодиагностические методики, которые позволяют изучать свойства и виды процессы) [7] |
Память - отражение опыта человека путем запоминания сохранения и воспроизведения информации |
– воспроизведение – актуализация закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти; – сохранение – забывание |
- по характеру целей - по характеру психической - по времени закрепления и сохранения, - по степени осмысления |
Объем памяти - количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7 + 2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.
Скорость - время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.
Прочность - длительность сохранения информации.
Точность - правильность и полнота воспроизведения информации.
Готовность- умение своевременно вспомнить требуемое. |
Классические методы Метод однократного Метод фиксированного числа Метод заучивания Метод уравнивания Метод узнавания Метод сбережения Метод парных ассоциаций Метод антиципации Метод реконструкции Метод измерения объема Дополнение к разделу классические методы Первичная диагностика Методы исследования Методика определения объема Методика исследования Методика заучивания цифр методика исследования Методика заучивание 10 слов Методика исследования Методика исследования Mетодика иссл. Методика иссл. продуктивности Методика иссл. Методика сравнения процессов Методика «Двойная стимуляция Методика исследования Методика исследования опосредованного запоминания « Методика целенаправленный Методика исследования памяти Методика исследования Методика «Предъявление Методика «Составление Методика «Упорядочивание Методика «Предъявление Методика «Придумывание Методика «Варьирование задач Методика «Варьирование Методика «Накладывание фигурок на |
Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект |
обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и еёактивизации и избирательности |
Непроизвольное внимание,наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящихперед человеком целей. В отличие от непроизвольного произвольноевн Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на которыйоно направлено. В этом случае между объектом, привлекающим к себе внимание и самим процессом внимания нет ничего другого, что участвовало бы в его регуляции. Опосредствованным называют внимание, процессы которого (привлечение внимания, переключение, отвлечение, концентрация, распределение) регулируются с помощью дополнительных, не данных человеку от природы средств. К средствам управления внимания относится речь, специальные знаки, направляющие внимание человека, например стрелка, указывающая в определённую сторону, жест… Природным называют внимание, которое дано человеку
с рождения, от природы, которое включается
в работурано и постепенно улучшается
по мере созревания мозга. Такое внимание
практически не зависит от опыта, приобретаемого
человеком в процессе жизни, от его обучения
и воспитания. Доказано, что уже в конце
1-го месяца жизни ребёнка природное внимание
включено в работу, когда ребёнок начинает
обращать своё внимание на новые раздражители. |
Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Например,если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Концентрацией
внимания называется его свойство, благодаря
которому человек может сосредоточить
его на чём-либо одном, отвлекаясь от всего
остального, что он в данный момент времени
осознаёт или воспринимает. |
1. Корректурная проба. Применяется для исследования устойчивости внимания, способности к его концентрации. Используются бланки с изображением рядов букв, которые расположены хаотично. Испытуемый должен зачеркивать одну или две буквы по выбору экспериментатора. Для проведения исследования необходим секундомер. Иногда каждые 30–60 с отмечают положение карандаша испытуемого. Экспериментатор обращает внимание на количество допущенных ошибок, темп выполнения больным задания, а также на распределение ошибок в течение эксперимента и их характер (зачеркивание других букв, пропуски отдельных букв или строчек и т. д.). 2. Счет по Крепелину. Эта методика была предложена Э. Крепелиным в 1895 г. Ее применяют для изучения особенностей переключения внимания, исследования работоспособности. Испытуемому предъявляются бланки с расположенными на них столбцами цифр. Нужно складывать или вычитать в уме эти цифры, а на бланке записывать результаты. После выполнения задания экспериментатор делает вывод о работоспособности (истощаемости, врабаты-ваемости) и отмечает наличие или отсутствие расстройств внимания. 3. Отыскивание чисел на таблицах Шульте. Для исследования используются специальные таблицы, где в случайном порядке расположены числа (от 1 до 25). Испытуемый должен указкой показывать числа по порядку и называть их. Экспериментатор учитывает время выполнения задания. Исследование с помощью таблиц Шульте помогает выявить особенности переключения внимания, истощаемость, врабатывае-мость, а также сосредоточенность или отвлекаемость. 4. Модифицированная таблица Шульте. Для исследования переключения внимания часто используется модифицированная красно-черная таблица Шуль-те, которая содержит 49 чисел (из них 25 черных и 24 красных). Испытуемый по очереди должен показывать цифры: черные – в порядке возрастания, красные – в порядке убывания. Эта таблица используется для исследования динамики мыслительной деятельности и способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой. 5. Отсчитывание. Испытуемый должен отсчитывать от ста определенное число (одно и то же). При этом экспериментатор отмечает паузы. При обработке результатов исследуют: 1) характер ошибок; 2) следование инструкции; 3) переключение; 4) сосредоточенность; 5) истощаемость внимания. |
Воображениеэто познавательный психический процесс, заключающийся в преобразовании представлений памяти в субъективно новые образы. |
1) представление 2) регулирование эмоциональных
состояний. 3)участие в произвольной
регуляции познавательных 4) формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. 5) планирование и |
- активное и пассивное; - воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. - воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).
|
Агглютинация - это образование путём объединения качеств, свойств или частей, взятых у различных объектов. Например, сказочный образ кентавра - получеловека, полуконя; троллейбус - соединение свойств трамвая и автомобиля. Гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей; схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств; Акцентирования. Этот приём состоит в намеренном усилении в объекте определённых качеств, которые оказываются доминирующими на фоне остальных. Примером выступает рисование карикатур, дружеских шаржей. Путь преувеличения (или преуменьшения) характеристик объекта. Этот приём широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой и совершают подвиги. |
Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса «Неполные фигуры». Методика Пиктограмма («Нарисуй слово»). Методика «Решение необычных проблем». Методика «Четыре скрепки» (О.И. Мотков) Методика «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда). |
Восприятиепознавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. |
- Зрение - поле зрения, острота зрения, цвето- и форморазличение, стереопсис; восприятие положения, дистанции и направления узнавание (объектов, лиц, мест и т. д.), чтение, пространственная ориентация - Слух - восприятие/различение высоты и громкости звука, пространственный слух, восприятие музыки, узнавание (шумов, сигналов, речи) - Осязание, экстрацептивная чувствительность (восприятие давления, температуры, боли; локализация), проприоцептивная чувствительность (восприятие положения и движения), различение признаков объекта (например, размера, формы, качества поверхности), узнавание, пространственная ориентация (положение тела или его частей в пространстве или по отношению друг к другу) - Обоняние восприятие/различение запахов, локализация, узнавание, - Вкус - восприятие/различение вкуса, узнавание |
Виды восприятия: восприятие предметов, времени, движений, пространства. Восприятие пространства опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием “биологических часов”. К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Восприятие движения — потекает следующим образом, если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. |
- активность - участие эффекторных компонентов в процессе восприятия, выступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве. - предметность – отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам. - целостность - отражает не изолированные качества раздражителей, а отношения между ними - константность, относительная независимость воспринимаемых характеристик объекта от их отображений на рецепторные поверхности. - осмысленность Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных. |
Периметрия Проверка (остроты) зрения Цветовые таблицы Исихара (Ishihara—Farbtafel) Farnworth-Munsell-100-hue-Test Стереопсис Titmus-Test; TNO test for stereoskopiv vision Стандартизированный анализ зрительно-пространственных функций восприятия (VS) Faciel-Recognition-Test; Famous-Faces-Test Обнаружение/различение неречевых и речевых раздражителей Звуковые или речевые аудиограммы Временной порог слияния звуковых раздражителей Seashore-Test Дихотические слуховые тесты Узнавание, идентификация стимулыюго материала Определение местонахождения источника звука
|
Мышление - форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. |
- выделяет то общее, что объединяет отдельные предметы, события, факты; - находит как существенные, так и несущественные различия между теми или иными вещами или рассуждениями; - осуществляет сравнительный
анализ возможных путей - предлагает оптимальный вариант решения и последующих действий и, образно говоря, сопровождает действия «светом размышлений»: «хорошо», «лучше так», «стоит еще раз подумать», «желательно внести коррективы» и т.п. |
Логическое мышление Панорамное мышление Комбинаторное мышление Нестандартное мышление Латеральное мышление Концептуальное мышление — методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий. Дивергентное мышление Практическое мышление Oбходное мышление Саногенное мышление Патогенное мышление Стратегическое мышление Музыкальное мышление |
Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной. Синтез – объединение разделенных анализом с вявлением при этом существенных связей. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются сходства и различия. Классификация – группировка предметов по признакам. Обобщение – объединение предметов по общим существенным признакам. Конкретизация – выделение частного из общего. Абстрагирование – выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других. |
Методики для исследования операциональной стороны мышления «Исключение лишнего» (предметный вариант) «Исключение лишнего» (словесный вариант)
«Выделение существенных признаков» Образование аналогий Исследование быстроты мышления Сравнение и определение понятий Понимание переносного смысла пословиц и метафор Методика Векслера Невербальный интеллект – методики исследования .1 Прогрессивные матрицы Равена 2 Методика «Матрица Равена» (школьный вариант) 3 Методика «Матрица Равена» (дошкольный вариант) 4 Оценка образного мышления (на основе методики исключения) 5 Тест «Нарисуй человека» как
метод диагностикиинтеллекта |
Речьформа общения, опосредствованная языком. |
1.Коммуникативная - основная функция (речь возникает в общении и существует для общения). 2.Экспрессивная - ею обязательно
обладает аффективная речь (подлинное
понимание речи достигается не
одним лишь знанием слова + интерпретация,
истолкование выразительных 3.Индикативная (указание на объект) 4.Номинативная (называние) 5.Сигнификативная (внутренняя сторона знака – значение, отражение вообще, слово относится не к одному, а к целому классу предметов) 6.Гностическая (сохранение
и передача общественного 7.Планирование 8.Регуляция действий |
-знаковая незнаковая(аффективная - устная письменная
- монолог диалог Письменная речь – изложение требует максимальной представленности контекста в речи; устная (монолог) – сокращение за счет использования невербальных средств; диалог – сокращение за счет знания участниками наличного контекста общения. |
- содержательность – речь должна иметь внутренний смысл, в этом случае она приносит человеку новые знания, удовлетворение, радость. - точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила. - понятность – владение
общеупотребительнм словарем, а
также в отдельных ситуациях
– словами ограниченного - чистота речи - отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. -выразительностью речи
называются такие особенности
ее структуры, которые поддерживают
внимание и интерес у - богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. |
- методика оценки - толкование пословиц; - ассоциотивный эксперимент; -метод семантического - метод незаконченных Методика «Изучение понимания речи» Методика «Найди игрушку» Логопедические методики, например (Методика изучения уровня звуковой стороны речи, методика выделения звука на фоне слова и др.) |
2 Изучая литературу по
Среди основных мнемонических приемов и методов можно выделить следующие [12,с.50-60]:
1)Цифробуквенный код. Цифробуквенный код – это одна из самых популярных (и древних) мнемотехник. Эта методика основана на том, что каждой цифре присваивается определенная буква. Для запоминания больших чисел из таких букв составляются слова, словосочетания, предложения или даже небольшие истории.
Работу данной мнемотехники продемонстрируем на примере. Ниже приведен цифробуквенный код, который основан на соответствии между согласными звуками, с которых начинается большинство цифр, и, собственно, самими цифрами от 0 до 9.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 н р («раз») д т ч п ш с в м («много», т.к. «д» уже занята цифрой 2)
Чтобы свободно использовать цифробуквенный код, эту таблицу нужно очень хорошо выучить, ее нужно знать не хуже, чем таблицу умножения. А для того чтобы запомнить любое число, например, 739812, нужно сделать следующее:
2)Метод вешалок или запоминание цифр методом связанных ассоциаций. Метод слов-вешалок основан на зрительных представлениях и позволяет запомнить в правильном порядке перечень, состоящий из любого количества цифр. Для этого вам нужно присвоить каждой цифре десять так называемых слов-вешалок и хорошо запомнить эти слова. А для того чтобы выучить наизусть какое-то число, состоящее из нескольких цифр, нужно увязать образы цифр этого числа с какой-нибудь историей. Например, если присвоить цифре 1 образ спортсмена, а цифре 5 образ школы, то число 15 можно запомнить историей спортсмена, участвующего в школьных соревнованиях.
3)Совмещение цифр с образами. Этот мнемотехнический прием исходит из того, что у каждой цифры есть форма (то, как она выглядит при написании), и эта форма может напомнить вам очертания каких-нибудь предметов, которые можно использовать в качестве слов-вешалок. Ноль: круг, мяч, солнце. Единица: лом, фонарь, соломинка. И так далее. И как в методе вешалок, при запоминании какого-то числа все его цифры должны быть соединены в какую-то историю.
4)Метод О'Брайена. Данный мнемонический прием также является модификацией метода вешалок. Доминик О'Брайен предлагает использовать для запоминания чисел образы известных вам людей. Каждой цифре или двузначному числу должна быть присвоена какая-то знаменитость и ее характерное действие. Причем важно хорошо запомнить эти соответствия для каждого числа от 1 до 10 (цифра – персона – действие). Например, присвоим Евгению Плющенко, который занимается фигурным катанием, цифру 1, а актеру Никите Джигурде – цифру 5. Для того чтобы запомнить число 51 по методу Доминика О'Брайена достаточно создать у себя в голове незабываемый образ Джигурды на коньках.
5) Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.
6)Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.
7)Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи».
1)Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.
2)Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.
3)Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека – представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.
4)Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.
Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.
1)Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.
2)Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное - не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».
По роду своей деятельности и жизненных ситуаций мне приходится владеть некоторыми мнемотехническими приемами, эффективность которых у каждого человека разная и с моей точки зрения зависит от индивидуальных особенностей и ведущего типа восприятия у человека. Так как я отношу себя к визуалу, основные приемы мнемотехники, используемые мной, это:
Запоминание цифр и чисел обычно происходит у меня посредством совмещения цифр с образами. Я обычно представляю в каком мете расположена цифра на табло и как она глядит, когда набираю пароль или номер телефона по памяти.
Также иногда, для запоминания важного телефона (если под рукой нет ручки) использую систему Шед – составляю специальную фразу, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре.
Иногда использую метод рифмы, если вдруг получилось так, что цифры сочетаются друг с другом и образуют стихотворение.
3. Дайте понятие социализация, опишите стадии, механизмы институты и факторы социализации . Определите особенности социализации студента 2 курса гуманитарного института по следующим параметрам: на какой стадии социализации по мнению разных авторов находится студент; какие механизмы институты и факторы социализации, присутствуют на этой возрастной стадии. Обоснуйте собственную точку зрения.
В отечественной социальной психологии существуют узкое и широкое толкование социализации. Такой подход к её пониманию предложен Б. Д. Парыгиным. Социализация в узком смысле – это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней; в широком – исторический процесс, филогенез. Наряду с понятием «социализация» есть и другие, довольно близкие с ним по значению, например «воспитание» и «адаптация» [4.с.190] Процессы социализации и воспитания протекают параллельно и в тоже время независимо друг от друга. Социализация – стихийный, непрерывный процесс, а воспитание – процесс целенаправленный.