Познавательная сфера человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 12:03, контрольная работа

Описание работы

1)Цифробуквенный код. Цифробуквенный код – это одна из самых популярных (и древних) мнемотехник. Эта методика основана на том, что каждой цифре присваивается определенная буква. Для запоминания больших чисел из таких букв составляются слова, словосочетания, предложения или даже небольшие истории.

Содержание работы

Сравнительный анализ познавательных процессов 2
Приемы мнемотехники 11
Сущность социализации 14
Характеристика студенческой группы 19
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya_rabota_po_kursu_psikhologia (1).doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  по курсу психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

  1. Сравнительный анализ познавательных процессов                                                  2
  2. Приемы мнемотехники                                                                                              11
  3. Сущность социализации                                                                                            14
  4. Характеристика студенческой группы                                                                     19

Список использованных источников                                                                         21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Познавательная сфера человека».

1. Провести сравнительный анализ  всех познавательных процессов по следующей схеме:

 

Процесс (его определение)

Функции данного процесса (роль в жизнедеятельности человека)

Виды процесса (с определением и примерами) [9]

Свойства, качества (определения и примеры)

Методы исследования (привести конкретные психодиагностические методики, которые позволяют изучать свойства и виды процессы) [7]

Память  - отражение опыта человека путем запоминания сохранения и воспроизведения информации

– воспроизведение

– актуализация закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти;

– сохранение

– забывание

- по характеру целей деятельности,

- по характеру психической активности

- по времени закрепления и  сохранения,

- по степени осмысления

Объем памяти - количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7 + 2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

 

Скорость - время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

 

Прочность - длительность сохранения информации.

 

Точность - правильность и полнота воспроизведения информации.

 

Готовность- умение своевременно вспомнить требуемое.

Классические методы исследования памяти

Метод однократного предъявления

Метод фиксированного числа предъявлений

Метод заучивания

Метод уравнивания

Метод узнавания

Метод сбережения

Метод парных ассоциаций

Метод антиципации

Метод реконструкции

Метод измерения объема кратковременной памяти

Дополнение  к разделу классические методы исследования памяти

Первичная диагностика развития памяти

Методы исследования произвольной и непроизвольной памяти

Методика определения объема кратковременной памяти

Методика исследования оперативной памяти

Методика заучивания цифр

методика исследования слуховой оперативной памяти на числа

Методика заучивание 10 слов

Методика исследования  зрительной и слуховой памяти

Методика исследования динамики процесса заучивания

Mетодика иссл. непроизвольного запоминания и условий его продуктивности

Методика иссл. продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания

Методика иссл. непосредственного и опосредованного запоминания

Методика сравнения процессов активного воспроизведения и узнавания

Методика «Двойная стимуляция со свободным выбором

Методика исследования  ассоциативной памяти

Методика исследования опосредованного запоминания «Пиктограмма

Методика целенаправленный анализ числового ряда

Методика исследования памяти с помощью текстов

Методика исследования зависимости запоминания от установки личности

Методика «Предъявление организованных последовательностей

Методика «Составление связного текста из отдельных высказываний

Методика «Упорядочивание геометрических фигур

Методика «Предъявление сходных фигур вперемежку

Методика «Придумывание арифметических задач

Методика «Варьирование задач на раскладку карточек

Методика «Варьирование принципов выбора слов».

Методика  «Накладывание фигурок на схему».

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект

обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и еёактивизации и избирательности

Непроизвольное внимание,наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящихперед человеком целей.

В отличие от непроизвольного произвольноевнимание управляется сознательной целью.Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем эторешение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на которыйоно направлено. В этом случае между объектом, привлекающим к себе внимание и самим процессом внимания нет ничего другого, что участвовало бы в его регуляции.

Опосредствованным называют внимание, процессы которого (привлечение внимания, переключение, отвлечение, концентрация, распределение) регулируются с помощью дополнительных, не данных человеку от природы средств. К средствам управления внимания относится речь, специальные знаки, направляющие внимание человека, например стрелка, указывающая в определённую сторону, жест…

Природным называют внимание, которое дано человеку с рождения, от природы, которое включается в работурано и постепенно улучшается по мере созревания мозга. Такое внимание практически не зависит от опыта, приобретаемого человеком в процессе жизни, от его обучения и воспитания. Доказано, что уже в конце 1-го месяца жизни ребёнка природное внимание включено в работу, когда ребёнок начинает обращать своё внимание на новые раздражители. 
  Социально обусловленным называется внимание, которое человек приобретает после рождения и совершенствует в процессе жизни. Это внимание к предметам и явлениям, связанным с культурной жизнью человека (книги, музыка, инструменты, приборы, вещи сделанные руками человека, события происходящие в социуме).

 Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Например,если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их.

Концентрацией внимания  называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить его на чём-либо одном, отвлекаясь от всего остального, что он в данный момент времени осознаёт или воспринимает. 
  Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. 
  Под переключаемостью понимается его сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Ригидность как противоположное свойство переключаемости проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит содного объекта на другой. На это расходуется много времени, причём отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же как и концентрация внимания на новом объекте. 
  Все указанные свойства внимания  (устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и количественной характеристикой – объёмом. 
Под  объёмом внимания понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удерживать в сфере своего внимания в один и тот же момент времени.

1. Корректурная проба. Применяется для исследования устойчивости внимания, способности к его концентрации. Используются бланки с изображением рядов букв, которые расположены хаотично. Испытуемый должен зачеркивать одну или две буквы по выбору экспериментатора. Для проведения исследования необходим секундомер. Иногда каждые 30–60 с отмечают положение карандаша испытуемого. Экспериментатор обращает внимание на количество допущенных ошибок, темп выполнения больным задания, а также на распределение ошибок в течение эксперимента и их характер (зачеркивание других букв, пропуски отдельных букв или строчек и т. д.).

2. Счет по Крепелину. Эта методика была предложена Э. Крепелиным в 1895 г. Ее применяют для изучения особенностей переключения внимания, исследования работоспособности. Испытуемому предъявляются бланки с расположенными на них столбцами цифр. Нужно складывать или вычитать в уме эти цифры, а на бланке записывать результаты.

После выполнения задания экспериментатор делает вывод о работоспособности (истощаемости, врабаты-ваемости) и отмечает наличие или отсутствие расстройств внимания.

3. Отыскивание чисел на таблицах Шульте. Для исследования используются специальные таблицы, где в случайном порядке расположены числа (от 1 до 25). Испытуемый должен указкой показывать числа по порядку и называть их. Экспериментатор учитывает время выполнения задания. Исследование с помощью таблиц Шульте помогает выявить особенности переключения внимания, истощаемость, врабатывае-мость, а также сосредоточенность или отвлекаемость.

4. Модифицированная таблица Шульте. Для исследования переключения внимания часто используется модифицированная красно-черная таблица Шуль-те, которая содержит 49 чисел (из них 25 черных и 24 красных). Испытуемый по очереди должен показывать цифры: черные – в порядке возрастания, красные – в порядке убывания. Эта таблица используется для исследования динамики мыслительной деятельности и способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

5. Отсчитывание. Испытуемый должен отсчитывать от ста определенное число (одно и то же). При этом экспериментатор отмечает паузы. При обработке результатов исследуют:

1) характер ошибок;

2) следование инструкции;

3) переключение;

4) сосредоточенность;

5) истощаемость внимания.

Воображениеэто познавательный психический процесс, заключающийся в преобразовании представлений памяти в субъективно новые образы.

1) представление действительности  в образах и иметь возможность  пользоваться ими, решая задачи.

2) регулирование эмоциональных  состояний. 3)участие в произвольной  регуляции познавательных процессов  и состояний человека, в частности  восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.

4) формирование внутреннего  плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

5) планирование и программирование  деятельности, составление таких  программ, оценки их правильности, процесса реализации.

- активное и пассивное;

- воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность.

- воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

 

Агглютинация - это образование путём объединения качеств, свойств или частей, взятых у различных объектов. Например, сказочный образ кентавра - получеловека, полуконя; троллейбус - соединение свойств трамвая и автомобиля.

Гиперболизация   — увеличение или уменьшение объекта и его частей;

схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;

Акцентирования.  Этот приём состоит в намеренном усилении в объекте определённых качеств, которые оказываются доминирующими на фоне остальных. Примером выступает рисование карикатур, дружеских шаржей.

Путь  преувеличения (или преуменьшения) характеристик объекта. Этот приём широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой и совершают подвиги.

Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса «Неполные фигуры».

Методика Пиктограмма («Нарисуй слово»).

Методика  «Решение необычных проблем».

Методика «Четыре скрепки» (О.И. Мотков)

Методика «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда).

Восприятиепознавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств.

- Зрение - поле зрения, острота зрения, цвето- и форморазличение, стереопсис; восприятие положения, дистанции и направления

 узнавание (объектов, лиц, мест и т. д.), чтение, пространственная  ориентация

- Слух - восприятие/различение  высоты и громкости звука, пространственный  слух, восприятие музыки, узнавание (шумов, сигналов, речи)

- Осязание, экстрацептивная  чувствительность (восприятие давления, температуры, боли; локализация), проприоцептивная  чувствительность (восприятие положения  и движения), различение признаков  объекта (например, размера, формы, качества поверхности), узнавание, пространственная ориентация (положение тела или его частей в пространстве или по отношению друг к другу)

- Обоняние

восприятие/различение запахов, локализация, узнавание,

- Вкус - восприятие/различение вкуса, узнавание

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, движений, пространства.

Восприятие пространства опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием “биологических часов”. К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований.

Восприятие движения — потекает следующим образом, если  предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве.

- активность   -  участие эффекторных компонентов в процессе восприятия, выступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве.

- предметность – отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам.

- целостность - отражает не изолированные качества раздражителей, а отношения между ними

- константность, относительная независимость воспринимаемых характеристик объекта от их отображений на рецепторные поверхности.

- осмысленность Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных.

Периметрия

Проверка (остроты) зрения

Цветовые таблицы Исихара (Ishihara—Farbtafel)

Farnworth-Munsell-100-hue-Test

Стереопсис

Titmus-Test; TNO test for stereoskopiv vision

Стандартизированный анализ зрительно-пространственных функций восприятия (VS)

Faciel-Recognition-Test; Famous-Faces-Test

Обнаружение/различение неречевых и речевых раздражителей

Звуковые или речевые аудиограммы

Временной порог слияния звуковых раздражителей

Seashore-Test

Дихотические слуховые тесты

Узнавание, идентификация стимулыюго материала

Определение местонахождения источника звука

 

Мышление - форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами.

- выделяет то общее, что объединяет отдельные предметы, события, факты;

- находит как существенные, так и несущественные различия  между теми или иными вещами  или рассуждениями;

- осуществляет сравнительный  анализ возможных путей решения  проблемы;

- предлагает оптимальный  вариант решения и последующих действий и, образно говоря, сопровождает действия «светом размышлений»: «хорошо», «лучше так», «стоит еще раз подумать», «желательно внести коррективы» и т.п.

Логическое мышление

Панорамное мышление

Комбинаторное мышление

Нестандартное мышление

Латеральное мышление

Концептуальное мышление — методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.

Дивергентное мышление

Практическое мышление

Oбходное мышление

Саногенное мышление

Патогенное мышление

Стратегическое мышление

Музыкальное мышление

Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.

Синтез – объединение разделенных анализом с вявлением при этом существенных связей.

Сравнение – сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются сходства и различия.

Классификация – группировка предметов по признакам.

Обобщение – объединение предметов по общим существенным признакам.

Конкретизация – выделение частного из общего.

Абстрагирование – выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Методики для исследования операциональной стороны мышления

«Исключение лишнего» (предметный вариант)

«Исключение лишнего» (словесный вариант)

 

«Выделение существенных признаков»

Образование аналогий

Исследование быстроты мышления

Сравнение и определение понятий

Понимание переносного смысла пословиц и метафор

Методика Векслера

Невербальный интеллект – методики исследования

.1 Прогрессивные матрицы Равена

2 Методика «Матрица Равена» (школьный  вариант)

3 Методика «Матрица Равена» (дошкольный  вариант)

4 Оценка образного мышления (на  основе методики исключения)

5 Тест «Нарисуй человека» как  метод диагностикиинтеллекта Методика  Гудинаф-Харрис

Речьформа общения, опосредствованная языком.

1.Коммуникативная - основная функция (речь возникает в общении и существует для общения).

2.Экспрессивная - ею обязательно  обладает аффективная речь (подлинное  понимание речи достигается не  одним лишь знанием слова + интерпретация, истолкование выразительных моментов)

3.Индикативная (указание на объект)

4.Номинативная (называние)

5.Сигнификативная (внутренняя  сторона знака – значение, отражение  вообще, слово относится не к  одному, а к целому классу предметов)

6.Гностическая (сохранение  и передача общественного опыта  в виде знания, познание существенных сторон предмета)

7.Планирование 

8.Регуляция действий

-знаковая      незнаковая(аффективная

    - устная       письменная

 

- монолог      диалог

Письменная речь – изложение требует максимальной представленности контекста в речи; устная (монолог) – сокращение за счет использования невербальных средств; диалог – сокращение за счет знания участниками наличного контекста общения.

  - содержательность – речь должна иметь внутренний смысл, в этом случае она приносит человеку новые знания, удовлетворение, радость.

- точность речи чаще  всего связывают с точностью  словоупотребления. Точность словоупотребления  зависит от того, насколько говорящий  знает предмет речи, насколько  он эрудирован, умеет ли логически  мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

- понятность – владение  общеупотребительнм словарем, а  также в отдельных ситуациях  – словами ограниченного употребления,, в которую включены профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, т.е. слова, употребляемые в определенной сфере

- чистота речи - отсутствие  в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов.

-выразительностью речи  называются такие особенности  ее структуры, которые поддерживают  внимание и интерес у слушателя  или читателя;

- богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

- методика оценки продуктивности  вербального воспроизведения;

- толкование пословиц;

- ассоциотивный эксперимент;

-метод семантического дифференциала;

- метод незаконченных предложений;

Методика «Изучение понимания речи» Методика «Найди игрушку»

Логопедические методики, например (Методика изучения уровня звуковой стороны речи, методика выделения звука на фоне слова и др.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Изучая литературу по психологии  памяти, выделить и описать основные  приемы (мнемотехники) запоминания. Проанализировать  собственное владение мнемическими  приемами, выделить наиболее эффективные  из них ( с вашей точки зрения для вас лично, объяснить почему именно эти).

 

 

Среди основных мнемонических приемов и методов можно выделить следующие [12,с.50-60]:

  • Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.
  • Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
  • Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
  • Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.

 

Запоминание цифр и чисел


1)Цифробуквенный код. Цифробуквенный код – это одна из самых популярных (и древних) мнемотехник. Эта методика основана на том, что каждой цифре присваивается определенная буква. Для запоминания больших чисел из таких букв составляются слова, словосочетания, предложения или даже небольшие истории.

Работу данной мнемотехники продемонстрируем на примере. Ниже приведен цифробуквенный код, который основан на соответствии между согласными звуками, с которых начинается большинство цифр, и, собственно, самими цифрами от 0 до 9.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 н р («раз») д т ч  п ш с в м («много», т.к. «д» уже занята цифрой 2)

Чтобы свободно использовать цифробуквенный код, эту таблицу нужно очень хорошо выучить, ее нужно знать не хуже, чем таблицу умножения. А для того чтобы запомнить любое число, например, 739812, нужно сделать следующее:

  1. Разбить наше число на пары цифр: 73-98-12.
  2. После этого нужно перекодировать цифры в слова: первая согласная в слове - это первая цифра двузначного числа, а вторая согласная должна соответствовать второй цифре по цифробуквенному коду. Для числа «73» (буквы «с» и «т») можно составить слова: сет, соты, сто, сито и другие. Для цифр 9 и 8 составим слово МаВр, а для цифр 1 и 2 – РаДуга.
  3. Теперь составленные слова, обозначающие пары цифр, нужно использовать для создания определенной истории, например «СТо МаВров увидели РаДугу».

2)Метод вешалок или запоминание цифр методом связанных ассоциаций. Метод слов-вешалок основан на зрительных представлениях и позволяет запомнить в правильном порядке перечень, состоящий из любого количества цифр. Для этого вам нужно присвоить каждой цифре десять так называемых слов-вешалок и хорошо запомнить эти слова. А для того чтобы выучить наизусть какое-то число, состоящее из нескольких цифр, нужно увязать образы цифр этого числа с какой-нибудь историей. Например, если присвоить цифре 1 образ спортсмена, а цифре 5 образ школы, то число 15 можно запомнить историей спортсмена, участвующего в школьных соревнованиях.

3)Совмещение цифр с образами. Этот мнемотехнический прием исходит из того, что у каждой цифры есть форма (то, как она выглядит при написании), и эта форма может напомнить вам очертания каких-нибудь предметов, которые можно использовать в качестве слов-вешалок. Ноль: круг, мяч, солнце. Единица: лом, фонарь, соломинка. И так далее. И как в методе вешалок, при запоминании какого-то числа все его цифры должны быть соединены в какую-то историю.

4)Метод О'Брайена. Данный мнемонический прием также является модификацией метода вешалок. Доминик О'Брайен предлагает использовать для запоминания чисел образы известных вам людей. Каждой цифре или двузначному числу должна быть присвоена какая-то знаменитость и ее характерное действие. Причем важно хорошо запомнить эти соответствия для каждого числа от 1 до 10 (цифра – персона – действие). Например, присвоим Евгению Плющенко, который занимается фигурным катанием, цифру 1, а актеру Никите Джигурде – цифру 5. Для того чтобы запомнить число 51 по методу Доминика О'Брайена достаточно создать у себя в голове незабываемый образ Джигурды на коньках.

5) Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.

6)Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.

7)Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи».

 

Запоминание имен и лиц


1)Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

2)Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

3)Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека – представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

4)Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

 

Запоминание иностранных языков


Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

1)Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

2)Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное - не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

 

 

По роду своей деятельности и жизненных ситуаций мне приходится владеть некоторыми мнемотехническими приемами, эффективность которых у каждого человека разная и с моей точки зрения зависит от индивидуальных особенностей и ведущего типа восприятия у человека. Так как я отношу себя к визуалу, основные приемы мнемотехники, используемые мной, это:

  1. Ассоциации
  2. Рифмы
  3. созвучие

 

Запоминание цифр и чисел обычно происходит у меня посредством совмещения цифр с образами. Я обычно представляю в каком мете расположена цифра на табло и как она глядит, когда набираю пароль или номер телефона по памяти.

Также иногда, для запоминания важного телефона (если под рукой нет ручки) использую систему Шед – составляю специальную фразу, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре.

Иногда использую метод рифмы, если вдруг получилось так, что цифры сочетаются друг с другом и образуют стихотворение.

 

При запоминании лиц и имен классический мой прием - Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей, значимых учителей, соседей, с которыми постоянно общаешься.

Запоминание фамилий. Запоминаю фамилии – интересные необычные я обычно посредством представления образа, который звучит в фамилии.


 

 

 

 

 

 

 

3. Дайте понятие социализация, опишите стадии, механизмы институты и факторы социализации . Определите особенности социализации студента 2 курса гуманитарного института по следующим параметрам: на какой стадии  социализации по мнению разных авторов находится студент; какие механизмы институты и факторы социализации, присутствуют на этой возрастной стадии. Обоснуйте собственную точку зрения.

 

 

            В отечественной социальной психологии существуют узкое и широкое толкование социализации. Такой подход к её пониманию предложен Б. Д. Парыгиным. Социализация в узком смысле – это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней; в широком – исторический процесс, филогенез. Наряду с понятием «социализация» есть и другие, довольно близкие с ним по значению, например «воспитание» и «адаптация» [4.с.190] Процессы социализации и воспитания протекают параллельно и в тоже время независимо друг от друга. Социализация – стихийный, непрерывный процесс, а воспитание – процесс целенаправленный.

Информация о работе Познавательная сфера человека