Познавательная сфера человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 12:03, контрольная работа

Описание работы

1)Цифробуквенный код. Цифробуквенный код – это одна из самых популярных (и древних) мнемотехник. Эта методика основана на том, что каждой цифре присваивается определенная буква. Для запоминания больших чисел из таких букв составляются слова, словосочетания, предложения или даже небольшие истории.

Содержание работы

Сравнительный анализ познавательных процессов 2
Приемы мнемотехники 11
Сущность социализации 14
Характеристика студенческой группы 19
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya_rabota_po_kursu_psikhologia (1).doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

                Социализация (по Пиаже) – это процесс адаптации к социальной среде, который состоит в том, чтобы ребёнок, достигнув определённого уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. (Психология)

Социализация (по А.А. Радугину) – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного формирования в данном обществе [13] (Социология)

Социализация (по Сластенину) – это процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит её приспособление. (Педагогика)

 

 

Стадии социализации

 

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

1. Первичная  социализация - стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.

2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

3. Стадия интеграции - стремление найти свое место  в обществе. Успешность интеграции  определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы: 
- усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»; 
- отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»; 
- конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая  стадия социализации - наиболее продолжительная  стадия, охватывающая весь периодтрудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой  деятельности - стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению [1,с.130].

 

Механизмы социализации

 

К психологическим механизмам социализации можно отнести следующие [8,c.57].

Импринтинг (запечатление – впечатывание) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим (от лат. ex(s)istentia – существование) – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

Подражание – произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемым средствами массовой коммуникации.

Идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

 

 

Названные психологические механизмы социализации действуют в русле социально-педагогических механизмов социализации, к которым можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского). Общественные нравы (традиции, обычаи, привычки, стереотипы массового поведения и пр.), распространенные в конкретных регионах, поселениях, этноконфессиональных и социальных слоях, регулирующие поведение конкретных людей, включают в себя и просоциальные, и асоциальные, и антисоциальные (нецензурная брань, пьянство, воровство и т.д.) элементы.

Их усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (т. е. действуют импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация).

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, религиозные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этнокон-фессиональной и других групп. Но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. То есть в русле стилизованного механизма действуют в первую очередь подражание и идентификация.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм идентификации. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и в организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных сферах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью как традиционного, так и стилизованного механизмов.

 

Институты социализации

 

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных центрах) были важнейшим - после семьи - фактором. В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.

Также к институтам социализации относят детский сад, школу, институт, трудовой коллектив.

Факторы социализации

Условия, или факторы, социализации в обобщенном виде можно объединить в четыре группы [8,с.53-56].

Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, Интернет, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют или могут влиять на социализацию всех жителей Земли.

Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию живущих в определенных странах (это влияние имеет как прямой характер, так и опосредствованный другими группами факторов).

Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.

Особняком стоят контркультурные организации (криминальные, квазикультовые и др.), которые являются микрофакторами десоциализации входящих в них людей.

Необходимо особо подчеркнуть многофакторность процесса социализации в связи с тем, что были и есть теории, абсолютизирующие один из факторов, игнорирующие или отрицающие роль многих факторов. Так, теологи старого образца единственным социализирующим фактором признавали религиозные общности. Марксизм утверждал в качестве такового класс. Ортодоксальные Фрейдисты принадлежность человека к тому или другому полу рассматривают как определяющий фактор его социализации, а шовинисты всех мастей в качестве такого фактора рассматривают нацию.

В реальности социализация человека протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Эти условия фактически даже не все выявлены, а из известных далеко не все изучены .

 

 

Особенности социализации студента 2 курса гуманитарного института

 

1)Стадия  социализации

- с позиции 5 этапов социализации студент  находится на стадии индивидуализации. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

- с позиции  отечественной социальной психологии, выделяющей три стадии – студент  находится на дотрудовой стадии, так как еще не участвует  в трудовой деятельности. б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе (Андреева)

- с точки зрения периодизации  социализации Э.Эриксона студент  находится на стадии молодости.

 

 

 

по мнению разных авторов находится студент; какие механизмы институты и факторы социализации, присутствуют на этой возрастной стадии. Обоснуйте собственную точку зрения.

Информация о работе Познавательная сфера человека