Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 09:32, реферат
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Введение.
1.Восприятие как психический познавательный процесс.
2. Восприятие по основной модальности и по цели.
3. Влияние психических свойств личности на восприятие информации.
4.Типы восприятия.
Дополнительная литература.
Обоняние - вид химической чувствительности (хеморецепции), способность ощущать и различать пахучие вещества как запахи. Пахучие вещества в виде газа, пара, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта. В формировании обонятельного восприятия участвуют и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, температурные, болевые. Функциональное предназначение восприятия запахов, или обоняния, - обеспечение животных и человека информацией о химических стимулах, находящихся как на расстоянии, так и в непосредственной близости от них. Для человека обонятельная система значительно менее важна, чем для многих других биологических видов, во всяком случае, само выживание человека как биологического вида, от нее не зависит. Однако в сочетании с восприятием вкуса восприятие запахов играет в жизни человека важную роль. Оно помогает ему в отборе продуктов питания (распознает несвежие продукты) и в поддержании чистоты окружающей среды, а в некоторых случаях является и источником эстетического наслаждения.
Вкус -- восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций). Существование всего лишь четырех первичных вкусов вовсе не означает, что мы способны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Четыре первичных вкуса являются источниками чрезвычайно разнообразных и сложных вкусовых ощущений. При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (после соленого, пресная вода кажется сладкой). Адекватными раздражителями для вкуса являются разнообразные химические вещества. Поэтому вкус представляет собой один из видов хеморецепции. Ощущение вкуса вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. Целостный вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов.
По цели: непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное - есть цель, требующая усилий (наблюдение).
Наблюдение. Важная форма произвольного восприятия -- наблюдение -- преднамеренное, планомерное, восприятие предметов или явлений окружающего мира. В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность. Нужно научиться пользоваться органами чувств, научиться осязать, видеть, слышать и т.д. Мы часто не различаем отдельные звуки иностранного языка, не слышим фальши в исполнении музыкального произведения или не видим ее в передаче цветовых тонов картин. Успех наблюдения в значительной степени определяется четкой постановкой задачи.
3. Влияние психических
свойств личности на восприятие информации.
К психическим свойствам личности относятся
направленность, темперамент, характер,
способности. Направленность ли
Особенности темперамента также влияют на способность
человека воспринимать информацию. Психические
свойства личности, которые характеризуются
скорость протекания и интенсивность
психических процессов, ригидность-пластичность,
сензитивность (чувствительность), психо-физиологическая
устойчивость (устойчивость к риску), работоспособность,
эмоциональность - все воздействует на
принятие, отклонение, искажение информации.
Люди холерического темперамента легче
воспринимают быстро передаваемую информацию,
имеющую яркий эмоциональный фон. Обладатели
флегматического темперамента, напротив,
лучше реагируют на порционную информацию,
передаваемую в спокойном режиме. Особенность:
интенсивность, подвижность, уравновешенность
или сбалансированность активности с
торможением, ригидность (пластичность
- способность приспосабливаться), активность,
энергичность.
Способность полноценно и адекватно принимать
информацию предопределяется чертами характера - целенаправленностью, инициативностью,
активностью, дисциплинированностью,
выдержкой, стойкостью и др. Невыдержанный
человек может не выслушать до конца и
принять неверное решение, недисциплинированный
может изменить информацию в соответствии
со своими установками.
Способности также оказывают влияние на
восприятие человеком поступающей из
внешних источников информации. Суть этого
влияния сводится к тому, что человек лучше
и активнее реагирует на информацию, непосредственно
связанную с его способностями. Интеллектуальные,
творческие, деловые, организаторские,
художественные, музыкальные и иные способности
способствуют тому, что их обладатель
селективно, то есть избирательно принимает
информацию из всего информационного
потока. Это означает, что он порой слышит
и видит гораздо больше, чем не имеющий
таких способностей.
4.Типы восприятия.
Каждый человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств - зрения слуха и осязания. Однако, как правило, один из этих информационных каналов является ведущим, а остальные - вспомогательными. В связи с этим людей условно разделили на 4 группы - визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты (или дигиталы).
Аудиалы - это люди, которые в большей степени воспринимают информацию на слух;
Визуалы - с помощью зрения;
Кинестетики - через тактильные (телесные) ощущения: вкус, обоняние, осязание и пр.
Дискрет (или дигитал) - так называемый логический тип, поскольку восприятие и обработка информации у него происходит в виде различных формул, знаков, цифр, схем, их зависимостей и логического осмысления. Лет 10 - 15 назад дискретов не выделяли в отдельную группу, их объединяли в одну группу с кинестетиками.
Мир аудиала - это мир звуков,
мелодий, ритмов, разговоров. Они легко
запоминают услышанное. В детстве ребенок
- аудиал может выучить урок, просто внимательно
выслушав учителя. Аудиалы любят поговорить.
Это великолепные рассказчики, которые
нередко разговаривают сами с собой, особенно,
если чем-то увлечены.
В одной из комедий Островского героиня - аудиал говорит: «Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух?»
Голоса у аудиалов обычно очень мелодичные, выразительные, зачастую они обладают хорошим музыкальным слухом, из них получаются прекрасные ораторы. В книгах и фильмах они любят диалоги, очень чувствительны к тембру голоса собеседника.
Для визуалов, очень важно, чтобы то, что их окружает, было красиво. Они придают большое значение своему внешнему виду, могут согласиться надеть что-то для них не очень удобное, но красивое и эффектное. Это не означает, что они не ценят удобную одежду, просто внешний вид для них важнее. Эта их особенность проявляется уже в детстве: маленький визуал любит сам выбирать, что надеть, даже может начать капризничать, если с его выбором не соглашаются.
Выбирая какие-то предметы, одежду, мебель, визуалы придают очень большое значение гармоничности форм и сочетанию цветов. Во время общения обычно соблюдают такую дистанцию, чтобы лучше видеть собеседника. Если есть возможность, садятся в некотором отдалении, что позволяет увеличить поле зрения. Визуалы - хорошие рассказчики. Они воспринимают информацию в картинках, в образах и могут красочно ее описать. Объясняя что визуалу, желательно сопровождать объяснение показом рисунков, картинок, фотографий, графиков, таблиц. В крайнем случае можно показать руками размеры и расположение предметов. Сами визуалы тоже нередко жестикулируют, показывая руками направление, расстояние и расположение предметов.
Для установления с визуалом хорошего контакта, важно знать слова и выражения, которые они часто употребляют и предпочитают слышать:
Кинестетики - это люди, которые очень чувствительны к прикосновениям, внимательно относящиеся к своему телу, ценящие удобство и комфорт. Для них визуальные и слуховые образы стоят на втором месте, на первом - ощущения. И чем они приятнее, тем кинестетик чувствует себя комфортнее.
Внешний вид для него не столь важен. Кинестетик может носить старый свитер с заплатками только потому, что он удобен. Он постоянно пытается что-то трогать, теребить, любит сидеть поближе к собеседнику, чтобы время от времени до него дотрагиваться. Способ восприятия мира кинестетика - движение: ему просто необходимо двигаться, ходить, бегать, трогать, пробовать, нюхать... В книгах и кинофильмах для него главное - сюжет, а красочные диалоги и описания он нередко пропускает.
Атмосферу, окружающую кинестетика, многие назвали бы «бедламом». На их рабочем столе всегда царит хаос, который для визуала стал бы кошмаром. А для кинестетика эта атмосфера самая комфортная - ничего не надо искать, все под рукой.
Кинестетики любят носить вещи, которые не давят, не жмут, особенно это касается обуви. Но при этом одежда должна быть приятной на ощупь и хорошо пахнуть, так как запахи для них важны так же, как тактильные ощущения.
Кинестетик очень стабилен, не любит перемен. Во взаимоотношениях для кинестетиков самое важное - действие. Они с трудом воспринимают «просто разговоры», когда человек не ищет решения проблемы, а хочет просто «немного пожаловаться, поплакаться, поболтать». «Просто рассказ» для них лишен смысла, а если лишен смысла, значит, по их мнению, нечего просто так и болтать.
Дополнительная литература:
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа: учеб. для
вузов / А.Г.Асмолов. - М.: Смысл, 2001.
Аверин В.А. Психология личности: учеб.пособие
/ В.А.Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,
2001.
Крысько В.Г. Психология и педагогика.
Курс лекций / В.Г.Крысько. - М.: Омега - Л,
2004.
Старовойтенко Е.Б. Психология личности
в парадигме жизненных отношений: учеб.пособие
/ Е.Б.Старовойтенко. - М.: Трикста: Академ.
Проект, 2004
Первин Л.А. Психология личности: теория
и исследования / Л.А.Первин. - М.: Аспект
Пресс, 2000.
Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. Кн.1. Общие
основы психологии / Р.С.Немов. - М.: Просвещение,
Владос, 1994.
http://allrefs.net/c14/12buq/
Типы СМИ и их воздействие на человека.
Выделяют три типа СМИ телевидение, радио и печатные издания газеты, журналы. СМИ являются основным и зачастую единственным источником информации для населения.
Человек, каждый из нас, ежедневно сталкивается пользуется, обращает внимание если не со всеми тремя типами СМИ, то, по крайней мере, с одним из них. При условии, что человек даже не ставил перед собой цели просмотреть, прослушать теле - или радиопередачу или изучить информацию, опубликованную в конкретном печатном издании, то, вс равно, волей или неволей, он прислушивается, присматривается, вникает в смысл текста, который разными способами доносят до его внимания СМИ. Даже если получаемая при этом информация не имеет особого значения для данного конкретного человека, то какая-то е, пусть даже самая небольшая и незначительная, часть оседает в памяти.
А если информация тиражируется, дублируется разными источниками, то, безусловно, вероятность е запоминания, а, возможно, впоследствии и использования возрастает. Поэтому СМИ способны порождать те образы поведения, на которые мы склонны ориентироваться в своей жизнедеятельности.
Теперь становится понятно, почему СМИ часто называют четвртой властью. Итак, СМИ прямо или косвенно влияют на сознание людей, их жизненные позиции. Рассмотрим особенности каждого типа СМИ. Печать имеет дело с вербальной печатной информацией, она позволяет читателю самому установить темпы восприятия и порядок отбора информации, создат возможности для неоднократного обращения к одному и тому же тексту для углублнного его анализа.
Печатное слово превосходит устное в передаче сложного содержания, но уступает последнему, если содержание простое. Также, для восприятия печати необходим некоторый уровень грамотности как минимум и некая способность к абстрактному мышлению. Влияние печатного слова, газетной публицистики на сознание читателей, на их жизненные позиции и ценностные установки было предметом исследования Н.Н.Теплякова Петренко, Тепляков 1985. Ставилась задача выявить изменения как категориальной структуры индивидуального сознания читателей, так и их отношения к затронутым газетной публицистикой лицам, воплощающим ту или иную жизненную позицию.
Поводом послужило письмо в редакцию 16-летней школьницы Алисы, которая пыталась доказать, что материально более обеспеченные дети, образующие своеобразную школьную элиту, и в духовном плане более развиты, имеют более широкий круг интересов, пользуются большим признанием среди сверстников. Н.Н.Тепляков сделал следующие выводы.
Эффект воздействия газетной публицистики в плане изменения категориальной структуры восприятия проявляется первоначально на единичных, отдельных объектах, что в дальнейшем несколько перестраивает общую структуру восприятия данного содержания. Таким образом, новое, противоположное уже существующему представление о предмете не разрушает сразу сложившуюся структуру категоризации В.Ф.Петренко 1997, а проявляется в отщеплении ряда качеств, присущих этому предмету. Это способствует появлению двоякого мнения о данном предмете, увеличивая когнитивную сложность объектов оценивания В.Ф.Петренко 1997, тем самым, подготавливая основание для перестройки сложившегося мнения.
Радиовещание имеет свою специфику звучащее слово и акустическая, реальная картина в радио информации, возможность сообщить о ходе события непосредственно в момент его совершения, прямое обращение практически к неограниченной аудитории. Для современного человека значительное число межличностных контактов, которое опосредовано техническими средствами, СМИ становятся реальным фактором социализации наряду с межличностным общением и даже оказывают обратное влияние на структуру и содержание общения.
Телевидение способно передавать зримую и слышимую информацию, в том числе сообщения в момент совершения события. Телевидение соединило достоинства технических средств коммуникации и традиционных форм социального взаимодействия условность театра, реализм репортажа, эстетику кино, эмоциональную напряжнность массового действия, камерность общения и т. д. завоевав благодаря этому всеобщую популярность. В.Ф.Петренко 1997 По данным социологов, телевидение поглощает до 23 времени культурного досуга.
Сутки среднестатистического человека, по мнению социологов, поделены на три составляющие сон 8 часов, работа 8 часов, просмотр телепередач 4-6 часов, остальные 2-4 часа на всю оставшуюся жизнь. У телевидения уже нет конкурентов ни среди печати, радио, кино, театра, музея и книги, ни среди некогда привычных занятий семья, спорт, туризм и пр Оно интенсифицирует процессы массовой коммуникации, усиливает воздействие СМИ на все стороны жизни общественного сознания.
Современная наука выяснила чем ниже порог образования и культурные запросы, тем больше времени проводит человек у экрана телевизора. Своеобразный язык и выразительные средства телевидения преобладание диалогических форм общения на телеэкране, принцип коллажа как способа организации информации, мозаичность построения программ, сиюминутность переживания времени, ощущение предельной достоверности происходящего явились в значительной степени результатом технического прогресса и глубоко проникли в современную культуру.
Существует своеобразный телевизионный стиль как особая форма экспликации общественного сознания, отражающая мировосприятие и мышление человека. В.Ф.Петренко 1997 Телевидение не просто передат тексты, но и внедряет способ их структурирования, определнный тип восприятия и мышления. Важнейшей особенностью ТВ-стиля, определяющим принципом телекоммуникации является открытая диалогическая форма контакта, воспроизводящая структуру межличностного общения.
Как уже говорилось выше, телевидение кроме звука передат изображение. Огромное значение поэтому приобретает фигура ведущего или героя передачи. Человек на телеэкране перестат быть просто личностью, носителем определнных индивидуальных черт. Его индивидуальные качества становятся основой для построения обобщнного типического образа, воплощающего конкретные ценностные представления аудитории. Целостность образа позволяет ему функционировать в роли устойчивого эталона восприятия.
Итак, телевидению присущи три основных качества экранность, сиюминутность, программность. Однако у телевидения, как и у медали, есть обратная сторона. Экранность экранный образ, из которого строится поток любого повествования. Вс видно и слышно, как в жизни. Но, во-первых, образ, видимый на экране, лишь часть действительности, предлагаемой зрителю.
Информация о работе Познавательные процессы личности и восприятие СМИ