Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 09:54, контрольная работа
Целью работы является изучение одного из видов познавательного процесса – воображения.
В рамках достижения поставленной цели выявлены для решения следующие задачи:
определение понятия воображения, его основных видов и процессов;
анализ приемов создания образов;
выявление индивидуальных особенностей воображения в профессиональной деятельности;
выявление роли воображения в творчестве;
Введение
1. Понятие о воображении..............................................................................................4
2. Механизмы процесса воображения...........................................................................5
3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы........................6
4. Виды воображения.......................................................................................................8
5. Приемы создания образов.........................................................................................12
6. Индивидуальные особенности воображения профессиональной деятельности.13
7. Воображение и творчество.......................................................................................14
Заключение
Список литературы
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убеждён в его реальности. Больное воображение рисует чертей, чудовищ, опасные ситуации.
В отличие от пассивного воображения активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний, рассмотрении чертежей и проектов. Создание образов воссоздающего воображения может происходить со слов других людей на основании письменных и вещественных документов. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися у него знаниями.
Воссоздание того или иного образа во многом зависит от художественного мастерства автора, от способов, приёмов, при помощи которых был оформлен данный образ. Образный язык с использованием сравнений, метафор даёт простор для воссоздания, поскольку оживляет широкий круг знаний и личный опыт читателя. Одновременно то или иное содержание, полнота, яркость воссоздаваемого образа зависят и от степени развития воображения человека, воспринимающего данный образ. Читая, рассматривая, слушая, каждый человек создаёт свой образ соответствующего объекта. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию. В этом отношении показателен факт чтения звёздной карты неба. Опытный астроном, имеющий солидный запас знаний, выгодно отличается от человека, не видящего за миллиардами светящихся огней никакой системы. Следует отметить роль состояний человека в построении воссоздающих образов. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться и воссоздать образ того, что заключено в тексте. Изменённые состояния психики, вызванные болезнью или алкоголем, также могут породить образы, не адекватные их первоначальному содержанию.
С.Л.Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение. Образы, которыми оперирует воображение, различны, это могут быть образы единичные, вещные, обременённые множеством деталей, и образы типизированные, обобщённые схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения - более конкретного и более абстрактного.
Кроме того, образы конкретного воображения могут различаться по той модальности, в которой они представлены. Здесь можно выделить зрительные представления; слуховые представления, обонятельные представления, вкусовые представления, двигательные представления.
Чем разнообразнее образы, используемые в творчестве художником, тем полнее и ярче картины возникают при их восприятии.
Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека. Можно говорить о реальности и нереальности мечты. В первом случае мечта по своей сути тождественна цели деятельности и человек отчётливо представляет её содержание и пути достижения. Для нереальной мечты характерно лишь её содержание при отсутствии или невозможности путей реализации. Нереальная мечта практически неотделима от грёз, которые захватывают человека и позволяют компенсировать жизненные проблемы в плане воображения.
Многие романы Жюля Верна, Герберта Уэллса не оказались примером несбыточного фантазёрства, как считали некоторые их современники. Большинство их идей воплотилось в действительность, и поэтому их творчество может рассматриваться как вид научного прогнозирования. Совершенно другой вид мечты наблюдается у гоголевского Манилова: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома, провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары… Впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами».
В отличие от грёз мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным. Любой предмет человеческой деятельности представляет собой определённую мечту многих поколений людей. Чем длиннее история создания вещи, тем больше она изменялась, тем больше человеческих мечтаний в ней заключено. Каждая новая вещь сначала кажется совершенством, но по мере пользования ею обнаруживаются недостатки, от которых стремятся избавиться, и человек начинает мечтать о новых, более совершенных вещах, лишённых этих недостатков. По сути дела, достичь мечты невозможно, т.к. на этом моменте заканчивается развитие. Воплощённая мечта вызывает новую потребность порождает новую мечту. Этот процесс можно легко проследить по этапам создания оконного стекла. Как известно, первоначально окон в жилища людей не было или их заменяли естественные отверстия. По мере развития цивилизации люди, стремясь защитить жильё от холода, стали закрывать это отверстие какими-либо плёнками, пропускающими дневной свет. Однако непрозрачность такого окна причиняла определённые неудобства и в результате появилось обычное оконное стекло. Современные изобретатели создали стёкла, пропускающие ультрафиолетовые лучи, шумонепроницаемые, пуленепробиваемые, прозрачные только с одной стороны. Так, осуществление одной мечты порождает новые, давая простор для воображения и творчества.
5. Приемы создания образов.
Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.
Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т. д.).
Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т. д.
Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.
Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.
Типизация- прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).
Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).
Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.
Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.
6. Индивидуальные особенности воображения профессиональной деятельности.
Воображение является неотъемлемым проявлением индивидуальности каждой личности. С помощью воображения человек создает, творит, управляет своей деятельностью, материальной и культурной жизнью. Трудно представить человека не умеющего фантазировать, ведь именно за счет воображения создаются уникальные произведения и картины, великие научные открытия и обычные детские сказки.
Индивидуальные особенности воображения зависят от степени его развитости у конкретного человека и типу образов, которыми оно чаще всего оперируются. Особенности воображения связаны со спецификой мышления, восприятия и памяти конкретного человека. Развитие воображения осуществляется в тесном взаимодействии с развитием личности, в процессе воспитания, получения знаний и опыта, а так же в единстве с развитием памяти, воли и чувств.
Достаточно трудно определить возрастные границы в динамике развития воображения. Есть примеры как раннего, так и позднего развития. Первые проявления воображения неразрывно связаны с процессом восприятия.
Рассматривая индивидуальные особенности воображения, в зависимости от преобладания того или иного качества у человека, можно выделить следующие:
Степень яркости и глубины образов. Яркость воображения зависит от эмоциональной сферы человека и уровня чувствительности. На высоком уровне развитости воображение у творческих людей музыкантов, художников, писателей.
Живость и сила воображения. Создание неправдоподобного и не естественного свойственно сказочникам и писателям-фантастам.
Степень правдивости и реалистичности. Фантазии в области не реальных представлений или обыденное фантазирование.
Широта воображения. Богатость содержания воображения, одновре-менное использование представлений с различных сфер, с будущего настоящего и прошлого.
Произвольность воображения. Использование воображения для достижения поставленного результата.
Тип сенсорности. Преобладание слуховых, зрительных или двигательных образов воображения. Принадлежность к какому-либо типу воображения существенно отражается на индивидуальных и психологических особенностях личности.
Профессиональная деятельность человека. Доминирующие потребности человека и область деятельности непосредственно зависят то воображения.
Рассматривая воображение и индивидуальные особенности воображения можно сделать вывод о том, мы создаем в сознании не существующий образ, учитывая прошлый и полученный опыт, тем самым взаимодействуя с объективной реальностью, в этом и заключается суть воображения. Оно развито и проявляется по-разному в любых сферах жизнедеятельности человека. И его не развитость делает обыденную жизнь без эмоциональной и бедной.
7. Воображение и творчество.
Творческую деятельность можно определить как деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
Всю деятельность человека можно разделить на два вида, имеющие свои особенности: воспроизводящий, или репродуктивный, и комбинирующий, или творческий.
Воспроизводящая деятельность – это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. В основе этой деятельности лежит пластичность человеческого мозга, под которой понимается способность вещества изменяться и сохранять следы этого изменения.
Результатом же творческого или комбинирующего поведения является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Мозг не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт человека, но он также комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». Именно эта творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга, называется в психологии воображением или фантазией. Воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому не верно житейское определение воображения, как всего, что не соответствует действительности и не может иметь никакого практического серьезного значения.
Творчество – это не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения, сделавших большие научные открытия или изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит объединению многих крупиц индивидуального творчества.
Безусловно высшие выражения творчества остаются прерогативой гениев, но творчество – необходимое условие существования человека в каждодневной окружающей нас жизни, существования всего выходящего за рамки рутины.
Творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве – в играх детей, которые всегда представляют собой творческую переработку пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Именно умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и есть основа творчества.
Корни творческого комбинирования можно найти и в играх животных, нередко представляющих собой продукт двигательного воображения, но это лишь только начатки творческого воображения, получившие свое высокое развитие только у человека.