Познавательные процессы: воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 09:54, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение одного из видов познавательного процесса – воображения.
В рамках достижения поставленной цели выявлены для решения следующие задачи:
 определение понятия воображения, его основных видов и процессов;
 анализ приемов создания образов;
выявление индивидуальных особенностей воображения в профессиональной деятельности;
выявление роли воображения в творчестве;

Содержание работы

Введение
1. Понятие о воображении..............................................................................................4
2. Механизмы процесса воображения...........................................................................5
3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы........................6
4. Виды воображения.......................................................................................................8
5. Приемы создания образов.........................................................................................12
6. Индивидуальные особенности воображения профессиональной деятельности.13
7. Воображение и творчество.......................................................................................14
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества.

Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения абстракционизма, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П. Пикассо «Герника» – это не хаотическое нагромождение геометризованных тел или их частей, а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936–1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль. Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы. А образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.

Литературно-художественная деятельность представляет собой процесс, в котором удельный вес творческого воображения особенно велик. Творческий успех писателя прежде всего зависит от его идейной направленности, которая воплощена в замысле произведения. Успех зависит от того, насколько чётко, ясно представит себе автор то, что и во имя чего желает он сказать читателю.

На этом начальном этапе работы могут быть определены только основные вехи и, в первую очередь, идейный замысел произведения. От замысла литературно-художественного произведения зависит его содержание и литературная форма. Выбор литературной формы – ответственный момент в работе, он в известной мере определяет успешное выполнение замысла. Художественное произведение всегда затрагивает ум и сердце читателя, тат как оно насыщено яркими образами и сравнениями, эпитетами, аллегориями.

Создание образов литературных персонажей является одним из центральных моментов творчества писателя. Для того чтобы создать типический образ в литературе, писатель накапливает впечатления, наблюдает явления общественной жизни, стремится проникнуть во внутренний мир человека. Создаваемый писателем образ будет впечатляющим, если в нём гармонически сливаются в единое целое типические и индивидуальные черты.

Личность литературного персонажа, индивидуальное и типическое в нём раскрываются через деятельность, систему поступков, в которых выражаются отношения героя к окружающим и жизни. Поэтому писателю чрезвычайно важно найти, определить такие жизненные ситуации, в которых наиболее чётко выступит та или иная сторона личности или черта характера героя. Сила творческого воображения писателя – в создании литературных образов, отличающихся выразительностью, содержательностью, неповторимостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 Воображение является основной  двигательной силой творческого  процесса человека и играет  огромную роль во всей его  жизни, так как вся жизнедеятельность  человека связана с творчеством, начиная от приготовления пищи  до создания литературных произведений или изобретательства.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

В результате проведенной работы были сделаны вывода,такие как:

  • Воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
  • На основе изучения психологической литературы охарактеризовали виды воображения: произвольное и непроизвольное, воссоздающее и творчес-кое, мечты и фантазии.
  • Функции, которые выполняет воображение: гностически-эвристическую, защитную, коммуникативную, прогностическую.
  • Деятельность воображения осуществляется с помощью определённых механизмов: комбинирование, акцентирование, агглютинация, гиперболизация, схематизация, реконструкция.

 

 

 

 

Список литературы

1. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 215с.

        2. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». - Издательство «Просвещение», Москва, 1999. – 250с.

        3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: 2001. – 324с.

4. Ильенков Э. Личность и творчество. - М., 2006. – 261с

        5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 2005.

6. Маклаков А. Общая психология. -М.2008

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

8. Тулин А. Основы психологии. -М.2008 

 

 

 


Информация о работе Познавательные процессы: воображение