Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
Охарактеризуйте понятие «ощущение»……………………………………..4
Проанализируйте сущность, виды и свойства восприятия…….....9
Установите соответствия между основными понятиями и понятиями выражающими их признаки, особенности и другие характеристики…………………………………………………………………………………13
Заключение ……………………………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 43.99 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

                                 

 

                                  Кафедра философии и социологии

                                             Контрольная работа

                                     по дисциплине: «Психология»

Тема: Познавательные процессы.

Вариант 10.

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Кулиева  Ш.Э.

                                                                                                Группа: Дневная 

                                                                                                   Специальность: БМ    

№ Зачетной книжки:  11МЛД11093

Проверил: Кидинов  А.В.         

 

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………………………………………………3
  2. Охарактеризуйте понятие «ощущение»……………………………………..4
  3. Проанализируйте сущность, виды и свойства восприятия…….....9
  4. Установите соответствия между основными понятиями и понятиями выражающими их признаки, особенности и другие характеристики…………………………………………………………………………………13
  5. Заключение ……………………………………………………………………………………..14
  6. Список литературы…………………………………………………………………………..15

 

  1. Введение

 

Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего  мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что  образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что  являются средствами, инструментами  всякого познания. Без раскрытия  их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов  при познании внешнего мира.

К познавательным психическим процессам  относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. В психологической  структуре личности важное место  занимает познавательная сфера, которая  включает в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Каждый их перечисленных  психических процессов выполняет  свои особенные познавательные функции.

 С помощью познавательных  процессов человек получает и  осмысливает информацию, отображает  объективный мир, преобразуя его  в субъективный образ. Таким  образом, познавательные процессы  – это различные по сложности  и адекватности уровни отражения  реальности, которые образуют систему.

 

  1. Понятие «Ощущение»

 

 

 

Ощущением называется процесс психического отражения конкретных, отдельных  свойств, качеств, сторон предметов  и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в  данный момент, в форме особых субъективных образований. Через ощущения нам  представлены физико-химические свойства окружающего мира и даже собственного тела. Ощущения как субъективные образования  возникают на основе аналогичного по названию психофизиологического процесса.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений  реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие  раздражителей на органы чувств называется раздражением. Возбуждение систем нервных  клеток при обязательном участии  клеток коры головного мозга и  дает ощущение.

Физиологическая основа ощущений —  сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые  непосредственно осуществляют анализ раздражений — анализаторами.

Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).

Периферический отдел — все  органы чувств (глаз, ухо, нос, кожа), а  также специальные рецепторные  аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах).

Человек имеет довольно много всевозможных органов чувств и соответствующих  им ощущений. Они отличаются друг от друга таким важным свойством, как  модальность. Модальность — это  специфическая субъективная окраска, которая характерна для каждого  ощущения. В зависимости от модальности различают следующие группы ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, болевые, двигательные, органические, статические и вибрационные. Охарактеризуем их:

1.  Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на сетчатку глаза, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов — палочки и колбочки, названые так за их внешнюю форму;

2. Слуховые ощущения (дистантные). Благодаря этому виду ощущений человек способен слышать речь, имеет возможность общаться. Раздражители — звуковые волны. Слуховые ощущения отражают высоту звука, громкость, тембр. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам — речевые, музыкальные, шум.

3. Кожные ощущения (контактные). В  кожных покровах имеется несколько  анализаторных систем: тактильная (ощущения  прикосновения), температурная(ощущение  холода и тепла), болевая. Тактильные  ощущения руки, объединяясь с  мышечно-суставной чувствительностью,  образуют осязание. Осязание представляет  собой специфическую человеческую, выработавшуюся в труде систему  познавательной деятельности руки. Температурные ощущения связаны  с регулированием теплообмена  между организмом и окружающей  средой. Распределение тепловых  и Холодовых рецепторов на  коже неравномерно. Наиболее чувствительно  к холоду спина, наименее —  грудь. Болевые ощущения сигнализирую  организму о необходимости отдалиться  от раздражителя и имеют ярко  выраженный эмоциональный тон.

4. Статистические ощущения сигнализируют  о положении тела в пространстве. Рецепторы расположены в вестибулярном  аппарате внутреннего уха. Резкие  и частые изменения положения  тела в пространстве могут  провести к головокружению.

5. Вибрационные ощущения. К слуховым  ощущениям примыкает вибрационная  чувствительность. У них общая  природа отражаемых физических  явлений. Вибрационные ощущения  отражают колебания упругой среды.  Этот вид чувствительности образно  называют «контактным слухом».  У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Специальных вибрационных рецепторов и человека не обнаружено.

6. Обонятельные ощущения (дистантные) отражают запахи окружающих предметов.  Органы обоняния — клетки верхней  части носовой полости.

7. Вкусовые ощущения(контактные) вызываются  действием на вкусовые рецепторы  веществ, растворенных в слюне  или воде. Вкусовые рецепторы  — вкусовые палочки, расположенные  на поверхности языка, глотки, неба — различают ощущения  сладкого, кислого, соленого и  горького.

Особое место и роль в жизнедеятельности  человека занимают интероцептивные (органические) ощущения. Они возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах  и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

В зависимости от функционального  назначения ощущения подразделяются на три группы: экстероцептивные, интероцептивные  и проприоцептивные. Рецепторы могут  находиться непосредственно на поверхности  тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Промежуточное положение занимают проприоцепторы, которые служат для  ощущения движения и положения органов  тела, а также участвуют в определении  свойств, качеств объектов, в частности  при осязании их рукой находящиеся  в мышцах и связках. Таким образом, периферический отдел анализатора  выполняет роль воспринимающего  аппарата. Рецепторы имеют очень  жесткую специализацию в том  плане, что каждый из них способен реагировать только на определенные физико-химические свойства ощущаемых  предметов и явлений.

Ощущения обладают некоторыми важными  свойствами, знание которых имеет  большое значение для понимания  многих жизненных ситуаций и явлений. Кроме модальности к ним относятся  энергетические параметры, временные  характеристики, адаптация, сенсибилизация и синестезия. Рассмотрим их более  подробно.

 

Для возникновения ощущения необходимо, чтобы вызывающий стимул достиг определенной величины. Минимальная сила раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущений. Раздражители меньшей силы, которые не вызывают возникновения ощущений, называют подпороговым. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора.

Максимальная сила раздражителя, при  которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение, называется абсолютным верхним порогом  ощущений.

Важнейшим свойством ощущений является интенсивность. Чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее возникающее  ощущение.

Минимальное различение между двумя  раздражителями, вызывающие едва заметное различение ощущений, называется порогом  различения.

Латентный период — промежуток времени, через который возникает ощущение. Изменение чувствительности анализатора  под воздействием раздражителя называется адаптацией.

Сенсибилизация — это повышение  чувствительности под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений (развитие слуха  у детей с помощью упражнений). Ощущения одной модальности могут  изменяться под влиянием раздражения  других органов чувств.

Это происходит в результате взаимодействия ощущений(например,зрительная чувствительность повышается под влиянием некоторых  обонятельных раздражителей).

Классификация ощущений

По характеру отражения и месту расположения рецепторов:

Экстроцептивные, отражающие свойства и явления внешней среды и  имеющие рецепторы на поверхности  тела.

Интроцептивные, имеющие рецепторы  во внутренних органах и тканях тела и отра-жающие состояние внутренних органов.

Проприоцептивные, рецепторы, которые располагаются в мышцах и связках и дают ин-формацию о движении нашего тела и его положении. Подкласс проприоцепторов представляющий собой чувствительность к движению, называется кинестезический и кинестетический.

Экстроцепторы (2 группы) – контактные и дистантные рецепторы.

Контактные – передают раздражение  при непосредственном контакте.

Дистантные – реагируют на раздражитель, исходящий от удаленного объекта.

Общие свойства ощущений.

Ощущения – это форма отражения  адекватных раздражителей.

 Качество – это основная  особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя. Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она определяет функциональное состояние органов чувств, но главное – время действия раздражителя. Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

 

 

  1. Сущность, виды и свойства восприятия

 

 

Восприятие  — это психический познавательный процесс целостного отражения предметов  и явлений объективного мира при  их непосредственном воздействии в  данный момент на органы чувств. На основе восприятия у человека формируется субъективный образ объекта.

Восприятие  — результат деятельности системы  анализаторов.

Восприятие  предполагает выделение из комплекса  воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным  отвлечением от несуществующих. Оно  требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание, движение глаз/рассматривание) и сложную аналитико-синтетическую  деятельность мозга по синтезу целостного образа. Восприятие не дано человеку генетически, а формируется в процессе активной жизнедеятельности. Наиболее активный период его формирования — первые годы жизни и дошкольный возраст.

Закономерность  объективного восприятия заключается  в том, что одну и ту же информацию люди воспринимают по разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д.

 

Восприятие  обладает такими свойствами, как:

1.     Целостность - восприятие есть  всегда целостный образ предмета. Восприятие формируется в процессе  практической деятельности, то есть  восприятие — это система перцептивных  действий, которыми надо овладеть(например, люди, которым вернули зрение, видят  мир расплывчато).

2.     Константность — благодаря константности  мы воспринимаем окружающие предметы  как относительно постоянные  по форме, цвету, величине и  т.д. Источником константности  восприятия являются активные  действия перцептивной системы.  Многократное воздействие одних  и тех же объектов при разных  условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариационную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию.

3.     Структурность восприятия. Восприятие  не является простой суммой  ощущений. Мы воспринимаем фактически  абстрагированную из этих ощущений  обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем  не отдельные звуки, а мелодию,  хотя отдельные звуковые ощущения  различны.

4.     Осмысленность(категориальность) восприятия. Восприятие тесно связано с  мышлением, с пониманием сущности  предметов.

Информация о работе Познавательные процессы