Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
Охарактеризуйте понятие «ощущение»……………………………………..4
Проанализируйте сущность, виды и свойства восприятия…….....9
Установите соответствия между основными понятиями и понятиями выражающими их признаки, особенности и другие характеристики…………………………………………………………………………………13
Заключение ……………………………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 43.99 Кб (Скачать файл)

5.     Избирательность восприятия проявляется  преимущественным выделением одних  объектов по сравнению с другими.  Например, даже чернильные пятна  всегда воспринимаются как что-то  осмысленное (собака и т.д.). И  только психические больные воспринимают  случайные чернильные пятна как  таковые.

6.     Адекватность восприятия измеряется  мерой соответствия образа воспринимаемому  объекту: предмету, явлению, ситуации.

7.     Восприятие всегда часть определенной  деятельности. Поэтому оно активно  в своей сущности.

8.     Предметность. Благодаря предметности  субъект может полагаться на  свои образы и адекватно вести  себя в тех или иных предметных  ситуациях. Предметность — это  свойство образа быть отнесенным  к воспринимаемому предмету.

9.     Зависимость восприятия от содержания  психической жизни человека, от  особенностей его личности носит  название апперцепции.

 

Восприятие  — это сложный и многомерный  психический процесс. Поэтому существует несколько его классификаций  по различным основаниям:

1.     по ведущему органу чувств  в формировании субъективного  образа (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое);

2.     в зависимости от содержания  и особенностей воспринимаемой  реальности (восприятие пространства, восприятие времени, восприятие  движения, восприятие пространства)

3.     в зависимости от способа актуализации (произвольное и непроизвольное). Произвольное восприятие подчинено  специальной перцептивной цели (что-то  воспринять, заметить, обнаружить. Формируется  такой вид восприятия в период  младшего школьного возраста. Непроизвольное  восприятие возникает непреднамеренно,  стихийно. Оно актуализируется новизной, яркостью, необычностью и т.д.

4.     Восприятие является одним из  инструментов обеспечения социального  бытия человека: общения и предметной  деятельности. В соответствии с  этим выделяют восприятие социальное  и предметное. Социальное восприятие  является одним из структурных  компонентов общения. На его  основе происходит ориентировка  субъекта в элементах внешнего  физического облика другого человека, во всех внешних проявлениях  его внутренней психологической  сущности. Предметное восприятие  включено в структуру предметно-практической  деятельности человека. Оно позволяет  субъекту ориентироваться в свойствах  тех объектов, на которые направлена  его деятельность. Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения - ведущего органа чувств у человека. Выяснилось, что восприятие человеком осмысленных изображений происходит достаточно сложным образом. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. Анализ записей движений глаз показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию. При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. В повседневной практике, и это установлено абсолютно точно, при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых, мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и многом другом.

Нередко при восприятии контурных и штрихованных изображений, а также соответствующих  элементов реальных предметов у  человека могут возникать зрительные иллюзии. Таких иллюзий известно множество. Наличием иллюзий в сфере  восприятия, которые могут быть вызваны  самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации  воспринимаемого материала.

 

4.Практическая работа

 

 

Задание:

А) Деятельность                                       1)Констатность

Б)Внимательность                                   2)активность     

В)Ощущуение                                       3)Навык

Г)Восприятие                                            4)Мотив

                                                                     5)Анализатор

                                                                     6)Непроизвольность

                                                                     7)Апперцепция

 

 

Выполнение:

 

 

А) Деятельность                                       1)Констатность


Б)Внимательность                                   2)активность     


В)Ощущуение                                    3)Навык


Г)Восприятие                                            4)Мотив


                                                                     5)Анализатор

                                                                     6)Непроизвольность

                                                                     7)Апперцепция

 

 

  1. Заключение

 

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему  проверенных знаний психологию знают  немногие, в основном только те, кто  ею специально занимается решая научные  и практические задачи.

Вместе с тем, как система  жизненных явлений, психология знакома  каждому человеку. Она представляется ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений, памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.  Основные психические  явления мы непосредственно можем  обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

 Название «психология» отчасти  утратило свой первоначальный  достаточно узкий смысл, когда  оно относилось только к субъективным  непосредственно воспринимаемым  и переживаемым человеком явлениям  сознания. Однако до сих пор,  по сложившимся веками традициям,  за этой наукой сохраняется  ее прежнее название.

 Предметом изучения психологии  являются конкретные факты психологической  жизни, выяснения психологических  законов и закономерностей. Другими  словами психология изучает факты,  закономерности и механизмы психологической  жизни. 

 Психология включает в себя  несколько разделов. Приведу примеры  некоторых из них: общая психология  исследует индивида, выделяя в  нем познавательные процессы  и личность. познавательные процессы  охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и  речь. С помощью этих процессов  человек получает и обрабатывает  информацию о мире, они же участвуют  в формировании и преобразовании  знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и  поступки человека. Это эмоции, способности,  диспозиции, установки, мотивация,  темперамент, характер и воля.

 

  1. Список Литературы

 

Брунер Д. Психология познания. М., 1977

Годфруа Ж: Что  такое психология. М., 1994

Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного  восприятия. М., 1970

Ловиненко А.Д. Психология восприятия. М., 1987

Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М., 1975

Хрестоматия по ощущению и восприятию. МГУ, 1975

Грановская P.M. Элементы практической психологии Л., 1984

Миракян А.И. Константность и полифункциональность восприятия. М., 1992

Психология  познавательных процессов. Самара, 1992

Психология  и педагогика (под ред. Радугина А. А.). М., 1997

Немое P.M. Психология. М., 1997

Маккена Т. Истые  галлюцинации. М., 1996

Цветкова  Л.С. Афазия и восприятие. М., 1997

 


Информация о работе Познавательные процессы