Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:03, контрольная работа
Внимание - способность человека сконцентрировать свои “познавательные процессы” да одном объекте с целью его изучения (познания).
Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.
Введение 3
1 Познавательные процессы 4
1.1 Внимание 4
1.2 Ощущение 6
1.3 Восприятие 8
1.4 Память 9
1.5 Мышление 11
1.6 Воображение 14
2 Практическая часть 17
Заключение 19
Список использованных источников 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Психология
по теме: Познавательные процессы
Исполнитель: студент
Направление: управление качеством
Профиль: управление
качеством в производственно-
Группа: УК-11Пр
Ф.И.О: Кузнецов Я.А.
Екатеринбург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Познавательные процессы 4
1.1 Внимание 4
1.2 Ощущение 6
1.3 Восприятие 8
1.4 Память 9
1.5 Мышление 11
1.6 Воображение 14
2 Практическая часть 17
Заключение 19
Список использованных источников 20
Введение
В данной работе рассмотрим познавательные процессы такие как внимание, ощущение, восприятие, память, мышление и воображение.
1 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
1.1 ВНИМАНИЕ
Внимание - способность человека сконцентрировать свои “познавательные процессы” да одном объекте с целью его изучения (познания).
Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.
Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
- устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте;
- сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других;
- переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной;
- распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности;
- объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.
Внимание, как и все
остальные психические
Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.
Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.
1.2 ОЩУЩЕНИЕ
Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.
Ощущение - простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде.
Ощущения являются самыми
простыми из всех психических явлений.
Способность к ощущениям
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов.
Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Этот процесс осуществляется посредством органов чувств, или анализаторов человека, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период, во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство.
В зависимости от видов стимулов-раздражителей:
В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями:
Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения.
Важно владеть приемами временной активизации работы органов чувств (разминка, глубокое дыхание, обтирание при высокой температуре, массаж биологически активных точек).
1.3 ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.
Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.
Свойства восприятия:
- предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения;
- целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами;
- константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия;
- категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу.
Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.
1.4 ПАМЯТЬ
Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память “чувств”), образная и словесно-логическая.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
По времени хранения память подразделяют:
Мгновенная |
0,1 – 0,5 с |
– удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации (память – образа). |
Кратковременная |
до 20 с |
– представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. |
Оперативная |
до нескольких дней |
- хранение информации в течение
определенного, за ранее |
Долговременная |
Неограниченно |
- хранение информации в |
Генетическая |
- информация, которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. | |
Зрительная |
- сохранение и воспроизведение зрительных образов. | |
Слуховая |
- запоминание и точное | |
Двигательная |
- запоминание и сохранение, а
при необходимости и | |
Эмоциональная |
- память на переживания. То,
что у человека вызывает | |
Осязательная, обонятельная, вкусовая … |
- удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма. |
По характеру участия воли в процессах:
Непроизвольное запоминание |
- происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи. |
Произвольное запоминание |
- процесс запоминания и |