Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Внимание - способность человека сконцентрировать свои “познавательные процессы” да одном объекте с целью его изучения (познания).
Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

Содержание работы

Введение 3
1 Познавательные процессы 4
1.1 Внимание 4
1.2 Ощущение 6
1.3 Восприятие 8
1.4 Память 9
1.5 Мышление 11
1.6 Воображение 14
2 Практическая часть 17
Заключение 19
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 44.86 Кб (Скачать файл)

 

Развитие памяти в целом  зависит от человека, от сферы его  деятельности напрямую зависит от нормального функционирования и развития других “познавательных” процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

 

 

 

1.5 МЫШЛЕНИЕ

 

Мышление:

  • это высший познавательный процесс.
  • это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях)
  • это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление - высшая ступень  человеческого познания. Позволяет  получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Мышление представляет собой  порождение нового знания, активную форму  творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление в отличие  от других процессов совершается  в соответствии с определенной логикой.

 Классификация мышления:

 

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь  которым человек в процессе решения  задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который  здесь использует человек для  решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются  из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Наглядно – образное –  мыслительный процесс непосредственно  связан с восприятием мыслящим человеком  окружающей действительности и без  человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную  деятельность, осуществляемую человеком  с реальными предметами. Этот тип  мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного  материального продукта.

Теоретическое понятийное и  теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

Разница между теоретическим  и практическими видами мышления состоит в том что “они по разному связаны с практикой”. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

Мышление поднимается  на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых  качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

 

 

 

1.6 ВООБРАЖЕНИЕ

 

Воображение – особая форма  человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов  и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение – (фантазия), психическая  деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление - образ ранее  воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

До сих пор ученым почти  неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для  человека и странным образом связана  с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение  отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в  них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это  безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени  одно и тоже представление может  пребывать в разных областях сознания.

Воображение определяется четырьмя видами:

Активное

Пассивное

Продуктивное

Репродуктивное

возникает по собственному желанию, усилием  воли.

возникает у человека спонтанно, помимо воли и желания.

действительность сознательно  конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется)

воспроизвести реальность в том  виде, в каком она есть (элементы фантазии)


 

Представление разделяют по функционированию ведущего органа чувств:

  • зрительные
  • двигательные
  • и др.
  • по содержанию:
  • технические
  • топографические
  • музыкальные
  • и др.

Первичной базой для воображения  всегда остается реальность – жизнь.

Воображая человек, творит –  художник – картины, конструктор  – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые “проекты” в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

 

 

2 практическая часть

 

Тема 4. Память. Мышление. Воображение

Практические задания

Задание 1. Укажите, какая из приведенных ситуаций подходит в качестве примеров сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Обоснуйте свой выбор.

А. Женщина узнает человека, которого встретила накануне на вечеринке.

Кратковременная память была переработана в долговременную, т.к. информация поступила через органы чувств (зрение, слух, впечатление и  т.д.).

Б. Ребенок ощущает на своем лице дуновение ветерка.

Ребенок ощущает дуновение  ветерка благодаря сенсорной  памяти (чувственной)

В. Пожилой человек вспоминает свое детство.

Пожилой человек вспоминает свое детство благодаря долговременной памяти, которая способна хранить  информацию в течение практически  неограниченного срока.

Г. Официант в «Макдональде» принимает заказ на три гамбургера, две порции картофеля-фри, пять молочных коктейлей.

официант помнит благодаря  кратковременной памяти, длительность не превышает в среднем около 20 секунд, эта память с установкой на последующее воспроизведение  материала. Объем кратковременной  памяти равен в среднем от 5 до 9 единиц информации.

Задание 2. На уроке правописания учитель дал своим ученикам список слов: психиатрия, класс, ссора, лейтенант, псалом, шейка, психология, режиссер, рейсфедер, психотерапия.

Разделите слова на три  части для лучшего запоминания  их правописания учениками. Обоснуйте  свое решение.

1)класс, ссора, режиссер  – удвоенная «С», исключение – псалом.

2)лейтенант, шейка, рейсфедер  – ей в корне слова.

3)психиатрия, психология, психотерапия  – однокоренные слова.

Задание 3. Сгруппируйте приведенный ниже беспорядочный перечень слов. Назовите и объясните критерии проведенной вами классификации.

Молекула воды. Медуза. Ткацкий  станок. Экипаж самолета. Робототехнический  комплекс. Дождевой червь. Атом водорода. Паскаль (язык программирования). Администрация  факультета. Спектакль. Исполнение симфонии. Горилла. Семья. Хоровой кружок. План местности. Иллюстрация к книге. Чертеж. Слой азона в атмосфере. Математическая формула.

ОТВЕТ: молекула воды, атом водорода, слой озона в атмосфере – частицы, химические элементы.

Медуза, дождевой червь, горилла  – представители класса животных.

Администрация факультета. спектакль, семья, хоровой кружок, экипаж самолета – общество людей на основе общих профессиональных, родственных  интересов.

Ткацкий станок, робототехнический  комплекс, паскаль – устройство, созданное человеком.

План местности, иллюстрация  к книге, чертёж, математическая формула  – вид работы на бумаге.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе было рассмотрены  познавательные процессы такие как  внимание, ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Человек развивается не только заложенной в нем биологической программой, но и в зависимости от окружающей его среды. Многие из людей даже не знают какие эмоции являются их собственными, а какие ― эмоциональным настроением, которые они “переняли” от людей вокруг себя.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2009.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология? – М.: «Мир», 2009.
  3. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: Юнити, 1997.

 


Информация о работе Познавательные процессы