Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:48, контрольная работа
Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.
1.Основные изменения психических процессов (познавательных, эмоционально-волевых) у инвалидов и лиц пожилого возраста.
2.Основные стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный. Стиль руководства и конфликт в коллективе. Методы преодоления конфликтов в коллективе. Стабилизирующие факторы в профилактике конфликтов в коллективе.
Список литературы
Содержание
1.Основные изменения
психических процессов (
2.Основные стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный. Стиль руководства и конфликт в коллективе. Методы преодоления конфликтов в коллективе. Стабилизирующие факторы в профилактике конфликтов в коллективе.
Список литературы
1.Основные изменения
психических процессов (
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства.
В данном случае,
мы более подробно изучим
1.Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.
Выделяют виды познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.
а)Ощущение – психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояние внешней среды, возникающие при непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители.
По характеру отражения
и месту расположения
1)экстероцептивные- отражают свойства предметов и явлений внешней среды и имеют рецепторы на поверхности тела. Экстероцепторы можно подразделить на две группы:
а)контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами, т.е. таковыми являются: осязательные, вкусовые рецепторы.
б)дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта, т. Е. зрительные, слуховые, обонятельные рецепторы.
2)интероцептивные- имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела, которые отражают состояние внутренних органов.
3)проприоцептивные- рецепторы, которые расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела в пространстве.
С точки зрения
данной современной науки,
б)Восприятие-психический процесс, который является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека- это не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Восприятие строится на чувственных данных ощущений, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздражителей, действующих в данный момент.
По форме существования материи разделяют:
1)восприятие пространства- способности человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также ихвзаимное расположение.
2)восприятие времени- отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировке промежутков времени играют кинестетические и слуховые ощущения.
3)восприятие движения- это отражение изменения положения объекта в пространстве и во времени, т.е. его направленности и скорости. Оно является результатом одновременного отражения и объекта, и события.
Традиционно выделяют пять видов восприятия по модальности восприятия:
-зрительное-совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.
-слуховое-включает выработку поведенческих реакций на простые и сложные акустические стимулы: частота, тон, музыка, речь, шум.
-осязательное-способность
кожного и двигательного
-Вкусовое-восприятие на основе вкусовой чувствительности.
- обонятельное- восприятие на основе обонятельной чувствительности.
По характеру активности выделяют:
а)непроизвольное (непреднамеренное) – восприятие без намерения, без постановки цели. Оно выступает как компонент какой-то другой деятельности.
б)произвольное (преднамеренное) – связано с постановкой определенной задачи, цели. Оно выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение).
По характеру и
- симультанное- развернутое в пространстве, одномоментное, обобщенное, целостное.
- сукцессивное- развернутое во времени, поэтапное наблюдение.
Таким образом,
наше восприятие окружающего
– результат истолкования
в)Внимание-сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающий через органы чувств, при игнорировании другой. Выделяют основные виды внимания:
1)природное внимание- способность реагировать на внутренние стимулы или внешние, которые заложены в человеке с самого рождения.
2)социально-обусловленное внимание- формируется при жизни в результате воспитания и обучения, и связано с волевыми процессами человека.
3)непосредственное внимание
– ничем не регулируется, кроме
объекта, который интересен
4)опосредствованное внимание
– регулируется различными
5)непроизвольное внимание
возникает спонтанно. Человек
реагирует неосознанно на
6)произвольное внимание. Человек сосредотачивается не на том, что ему интересно, а на том, что он должен сделать.
Именно внимание определяет,
что из окружающего мира
г)Память- процессы организации и сохранении прошлого опыта, делающие возможность его повторного использования в деятельности или возвращения в сферу сознания. К процессам памяти относят:
1)запоминание- активный процесс, при котором с исходным материалом производятся какие-то действия.
2)хранение- наличие информации в долговременной памяти, что не всегда связано с ее доступностью для сознания.
3)забывание- все то, что происходит, когда материал, который был когда-то запомнен и который затем нужно отыскать, но не удается извлечь из памяти.
4)воспроизведение- хранящийся материал переходит из долговременной памяти в кратковременную, т.е. в его актуализации в сознании.
Выделяют четыре вида памяти по виду и форме запоминаемой информации:
1)эмоциональная память. Эмоции выступают в качестве сигналов о том, в какой мере удовлетворяются или могут быть удовлетворены наши потребности. Поскольку эмоция – это сигнал, он может храниться в памяти в той или близкой к той форме, которая сопровождала события, переживаемые впервые. При повторном восприятии или представлении ситуации, вызвавшей эмоцию, ее оценка как желательной или, наоборот, угрожающей, может производиться за счет немедленного появления хранящейся в памяти эмоции.
2) Образная память сохраняет пережитый опыт в форме образов. Образная память – суть представления. В форме образов в памяти хранятся не только доступные сознанию впечатления, полученные с помощью органов чувств, но и неосознаваемые образы, такие как эталоны или паттерны, которые принимают участие в процессах восприятия, например при распознавании образов.
3) В словесно-логической памяти хранятся наши умственные образы мира в форме обобщенных категорий, суждений, абстрактных концептуальных схем и, наконец, мировоззрения в целом. Кроме того, в словесно-логической форме хранятся также сознательно планируемые программы деятельности.
4) В двигательной памяти хранятся схемы различных движений и их систем, образующие двигательные навыки, которые обеспечивают автоматизированный характер действий в повторяющихся или типичных ситуациях.
Все виды, или компоненты,
памяти тесно связаны друг
с другом, поскольку они являются
компонентами единого,
д)Мышление- психолого- познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.
Существуют такие виды мышления:
-Теоретическое – познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.
- Практическое – разработка средств к решению, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий.
- Наглядно-действенное – основной задачей этого вида является восприятие предметов и преобразование их в реальной действительности, правильные действия с данными предметами направленные на решение задачи. Результатом является создание какого-либо материального продукта.
- Наглядно-образное – при протекании этого вида мышления, человек привязан к действительности, использует конкретные образы для решения возникшей ситуации, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.
- Словесно-логическое – это вид мышления опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия. Словесно-логическое мышление осуществляется путем умозрительной логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и словосочетаниями, с понятиями, выраженными в языке в виде слов и знаков, и обозначающими данные предметы и объекты.
В психологии существует
различная классификация видов
мышления, поэтому рассмотрим ещё
несколько видов или как их
классифицируют «
Аутистическое мышление – данный тип мышления направлен на удовлетворение собственных интересов. При аутистическом типе мышления актуальные, общепринятые ассоциации тормозятся, как бы отодвигаются на второй план, личностные ориентиры в свою очередь доминируют, в отдельных случаях преобладают аффекты. Таким образом, личные интересы получают простор для ассоциаций, даже если порождают логические несоответствия.
Реалистическое мышление – правильно отражает действительность, делает поведение человека в различных ситуациях разумным. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины.
Эгоцентрическое мышление – характеризуется как правило тем, что человек не способен принять точку зрения не совпадающую с его «эго».
Репродуктивное – специфику этого типа мышления можно охарактеризовать как поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы в знаковой форме.
Мыслительная деятельность
человека представляет собой
решение разнообразных
Анализ – мысленное разделение предметов, предметов или ситуаций для выделения составляющих; мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.