Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.

Содержание работы

1.Основные изменения психических процессов (познавательных, эмоционально-волевых) у инвалидов и лиц пожилого возраста.
2.Основные стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный. Стиль руководства и конфликт в коллективе. Методы преодоления конфликтов в коллективе. Стабилизирующие факторы в профилактике конфликтов в коллективе.
Список литературы

Файлы: 1 файл

к.р. по психологии.docx

— 44.18 Кб (Скачать файл)

                              Содержание

1.Основные изменения  психических процессов (познавательных, эмоционально-волевых) у инвалидов  и лиц пожилого возраста.

2.Основные стили  руководства: авторитарный, демократический, либеральный. Стиль руководства и конфликт в коллективе. Методы преодоления конфликтов в коллективе. Стабилизирующие факторы в профилактике конфликтов в коллективе.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные изменения  психических процессов (познавательных, эмоционально-волевых) у инвалидов  и лиц пожилого возраста.

   Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства.

   В данном случае, мы более подробно изучим психические  процессы. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. Все психические процессы подразделяют на:  познавательные, эмоциональные и волевые.

   1.Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.

   Выделяют  виды познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.

а)Ощущение – психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояние внешней среды, возникающие при непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители.

   По характеру отражения  и месту расположения рецепторов  принято делить ощущения на  три вида:

1)экстероцептивные- отражают свойства предметов и явлений внешней среды и имеют рецепторы на поверхности тела. Экстероцепторы можно подразделить на две группы:

а)контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами, т.е. таковыми являются: осязательные, вкусовые рецепторы.

б)дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта, т. Е. зрительные, слуховые, обонятельные рецепторы.

2)интероцептивные- имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела, которые отражают состояние внутренних органов.

3)проприоцептивные- рецепторы, которые расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела в пространстве.

   С точки зрения  данной современной науки, принятое разделений ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешневнутренними. К ним относят: температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические и другие.

б)Восприятие-психический процесс, который является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека- это не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Восприятие строится на чувственных данных ощущений, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздражителей, действующих в данный момент.

   По форме существования  материи разделяют:

1)восприятие пространства- способности человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также ихвзаимное расположение.

2)восприятие времени- отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировке промежутков времени играют кинестетические и слуховые ощущения.

3)восприятие движения- это отражение изменения положения объекта в пространстве и во времени, т.е. его направленности и скорости. Оно является результатом одновременного отражения и объекта, и события.

Традиционно выделяют пять видов восприятия по модальности  восприятия:

-зрительное-совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.

-слуховое-включает выработку поведенческих реакций на простые и сложные акустические стимулы: частота, тон, музыка, речь, шум.

-осязательное-способность  кожного и двигательного анализаторов  отражать пространственные и  физические свойства предметов.

-Вкусовое-восприятие на основе вкусовой чувствительности.

 - обонятельное- восприятие на основе обонятельной чувствительности.

По характеру активности выделяют:

а)непроизвольное (непреднамеренное) – восприятие без намерения, без постановки цели. Оно выступает как компонент какой-то другой деятельности.

б)произвольное (преднамеренное) – связано с постановкой определенной задачи, цели. Оно выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение).

По характеру и продолжительности  восприятие бывает:

- симультанное- развернутое в пространстве, одномоментное, обобщенное, целостное.

- сукцессивное- развернутое во времени, поэтапное наблюдение.

   Таким образом,  наше восприятие окружающего  – результат истолкования сигналов, настроенными на внешний мир. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящиеся в памяти на более или менее сознательном уровне.

в)Внимание-сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающий через органы чувств, при игнорировании другой. Выделяют основные виды внимания:

1)природное внимание- способность реагировать на внутренние стимулы или внешние, которые заложены в человеке с самого рождения.

2)социально-обусловленное  внимание- формируется при жизни в результате воспитания и обучения, и связано с волевыми процессами человека.

3)непосредственное внимание  – ничем не регулируется, кроме  объекта, который интересен человеку.

4)опосредствованное внимание  – регулируется различными звуками,  жестами.

5)непроизвольное внимание  возникает спонтанно. Человек  реагирует неосознанно на предмет,  который его заинтересовал, удивил  и без усилия волн приковывает  свое внимание продолжительно  время.

6)произвольное внимание. Человек сосредотачивается не  на том, что ему интересно,  а на том, что он должен  сделать.

 Именно внимание определяет, что из окружающего мира выделит,  увидит, услышит, запомнит человек,  что и как войдет в систему  его знаний.

г)Память- процессы организации и сохранении прошлого опыта, делающие возможность его повторного использования в деятельности или возвращения в сферу сознания. К процессам памяти относят:

1)запоминание- активный процесс, при котором с исходным материалом производятся какие-то действия.

2)хранение- наличие информации в долговременной памяти, что не всегда связано с ее доступностью для сознания.

3)забывание- все то, что происходит, когда материал, который был когда-то запомнен и который затем нужно отыскать, но не удается извлечь из памяти.

4)воспроизведение- хранящийся материал переходит из долговременной памяти в кратковременную, т.е. в его актуализации в сознании.

Выделяют четыре вида памяти по виду и форме запоминаемой информации:

1)эмоциональная память. Эмоции выступают в качестве сигналов о том, в какой мере удовлетворяются или могут быть удовлетворены наши потребности. Поскольку эмоция – это сигнал, он может храниться в памяти в той или близкой к той форме, которая сопровождала события, переживаемые впервые. При повторном восприятии или представлении ситуации, вызвавшей эмоцию, ее оценка как желательной или, наоборот, угрожающей, может производиться за счет немедленного появления хранящейся в памяти эмоции.

2) Образная память сохраняет пережитый опыт в форме образов. Образная память – суть представления. В форме образов в памяти хранятся не только доступные сознанию впечатления, полученные с помощью органов чувств, но и неосознаваемые образы, такие как эталоны или паттерны, которые принимают участие в процессах восприятия, например при распознавании образов.

3) В словесно-логической памяти хранятся наши умственные образы мира в форме обобщенных категорий, суждений, абстрактных концептуальных схем и, наконец, мировоззрения в целом. Кроме того, в словесно-логической форме хранятся также сознательно планируемые программы деятельности.

4) В двигательной памяти хранятся схемы различных движений и их систем, образующие двигательные навыки, которые обеспечивают автоматизированный характер действий в повторяющихся или типичных ситуациях.

  Все виды, или компоненты, памяти тесно связаны друг  с другом, поскольку они являются  компонентами единого, целостного  поведенческого акта.

д)Мышление- психолого- познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.

Существуют такие виды мышления:

-Теоретическое – познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.

- Практическое – разработка средств к решению, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий.

- Наглядно-действенное – основной задачей этого вида является восприятие предметов и преобразование их в реальной действительности, правильные действия с данными предметами направленные на решение задачи. Результатом является создание какого-либо материального продукта.

- Наглядно-образное – при протекании этого вида мышления, человек привязан к действительности, использует конкретные образы для решения возникшей ситуации, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.

- Словесно-логическое – это вид мышления опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия. Словесно-логическое мышление осуществляется путем умозрительной логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и словосочетаниями, с понятиями, выраженными в языке в виде слов и знаков, и обозначающими данные предметы и объекты.

  В психологии существует  различная классификация видов  мышления, поэтому рассмотрим ещё  несколько видов или как их  классифицируют «основополагающие  типы» мышления.

Аутистическое мышление – данный тип мышления направлен на удовлетворение собственных интересов. При аутистическом типе мышления актуальные, общепринятые ассоциации тормозятся, как бы отодвигаются на второй план, личностные ориентиры в свою очередь доминируют, в отдельных случаях преобладают аффекты. Таким образом, личные интересы получают простор для ассоциаций, даже если порождают логические несоответствия.

Реалистическое  мышление – правильно отражает действительность, делает поведение человека в различных ситуациях разумным. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины.

Эгоцентрическое мышление – характеризуется как правило тем, что человек не способен принять точку зрения не совпадающую с его «эго».

Репродуктивное – специфику этого типа мышления можно охарактеризовать как поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы в знаковой форме.

  Мыслительная деятельность  человека представляет собой  решение разнообразных мыслительных  задач, направленных на раскрытие  сущности чего-либо. Мыслительная  операция – это один из способов  мыслительной деятельности, посредством  которого человек решает мыслительные  задачи.

Анализ – мысленное разделение предметов, предметов или ситуаций для выделения составляющих; мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Информация о работе Познавательные процессы