Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 06:01, контрольная работа
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание будущей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности ее познавательных процессов, ибо, чем лучше развиты у
Введение 2
1 Ощущение 3
2 Восприятие 6
3 Память 14
4 Воображение 20
5 Мышление 23
Заключение 29
Список литературы 30
Память – это психический, познавательный процесс, состоящий в отражении предыдущего опыта.
Процесс отражения прошлого опыта не может быть осуществлен без запечатления информации, сохранение впечатления, воспроизведение информации. Все это в равной мере может относиться и к эмоциональной сфере, и к сфере восприятия, и к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Память дает человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами предыдущего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Память – стержень, основа научения.
Исследования консолидации (сохранения) следов позволили выделить две стадии формирования памяти: кратковременную, когда следы образовались, но не упрочились, и долговременную память, стадию, когда следы не только образовались, но настолько упрочились, что могли существовать долгое время и сопротивляться нарушающему влиянию побочных воздействий.
Классификация видов памяти основана на учете разных свойств памяти:
1. Если опираться на способы кодирования информации, то мы получим:
Образную - последовательные образы (отрицательные и положительные) - наглядные (эйдетические) - образы представлений. |
словесно-логическую (вербальную) |
2. В зависимости от степени
участия анализаторов в процессе запоминания
образную память разделяют по видам анализаторов:
- зрительная
- слуховая
- моторная (кинестетическая)
- осязательная
- обонятельная
- вкусовая
3. Виды памяти различают по степени участия волевого компонента:
непроизвольная |
произвольная |
Одна информация усваивается невольно, т.е. непроизвольно – это исходная форма запоминания. Другую информацию человек может себя “заставить” запомнить – это произвольное запоминание. Произвольное запоминание может быть непосредственным и опосредованным.
4. С точки зрения степени осознания информации
разделяют:
механическую и осмысленную память.
5. Эмоциональная память. Это память на чувства, на переживания, которые можно отнести к: положительно, нейтрально и отрицательно эмоционально окрашенным. (Эмоциональная память - важнейшее условие нравственного развития человека).
6. С точки зрения длительности
хранения информации разделяют: кратковременную и долговременную память.
Запоминание, воспроизведение, забывание.
Деятельность, направленная на запоминание
и воспроизведение удержанного материала,
называется мнестической деятельностью.
Это специфически человеческое образование,
не существующее у животных. В процессе
образования условного рефлекса у животных
вызывается определенная деятельность,
которая при повторении сохраняется, однако
у человека процесс запоминания становится
специальной задачей, а заучивание материала,
сохранение его в памяти и сознательное
обращение к прошлому в целях припоминания
заученного – специальной формой сознательной
деятельности. Забывание – обратный процесс
запоминания. Если информация , находящаяся
в памяти, какое-то время не используется,
происходит ее забывание. Забывание –
это не такое нежелательное явление, как
кажется на первый взгляд. В жизненных
ситуациях этот процесс бывает даже полезным.
Забывание проявляется в разных формах:
а) в невозможности воспроизвести;
б) в неверном воспроизведении;
в) реминисценция (временное выпадение из памяти).
Индивидуальные особенности памяти
1. Объем памяти. Объем памяти – это индивидуальное свойство памяти, он обозначает количество единиц информации, которое человек может удержать в памяти. Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов. Это число значительно колеблется, если люди с плохой памятью удерживают сразу только 4-5 изолированных предметов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии удерживать 7-8 изолированных и бессмысленных элементов.
2. Объем памяти зависит и от способа предъявления материала. Люди с преобладание слуховой памяти запоминают больше элементов, если бессмысленные слова читаются им вслух, люди с преобладание зрительной памяти – в написанном виде и т.д.
3. Точность памяти - это показатель того, на сколько точно мы можем заново воспроизвести то, что усвоили раньше. Высокая точность необходима при воспоминании. Есть информация, которую нужно точно удерживать в памяти: это определения, формулы, имена, даты, а какую-то другую можно удерживать в достаточно общих чертах.
4. Скорость запоминания означает, как быстро человек может запомнить какой-то материал.
5. Устойчивость характеризует протяженность времени, в течение которого материал сохраняется в памяти. Это свойство может относиться как к кратковременной, так и к долговременной памяти. Если Вам назвали номер телефона, и Вы сразу же его набираете, номер сохраняется в памяти до тех пор пока вы дозваниваетесь, это пример работы кратковременной памяти. Долговременная память хранит информацию гораздо дольше.
.6. Готовность памяти означает, что все необходимое вспоминается всегда легко и быстро (с возрастом готовность памяти и скорость запоминания снижаются).
Успешность учения зависит от активной мыслительной деятельности с материалом, который надлежит усвоить. С материалом важно выполнять активную мыслительную работу, подвергать логической переработке (сравнивать, обобщать материал, делать умственные заключения, находить какие-то сходства и различия, систематизировать, разделять на части по смыслу, стремиться понять его содержание). Облегчают запоминание схемы, таблицы, диаграммы, особенно если они составлены самостоятельно.
Эффективность запоминания зависит от протекания деятельности. Известно, что какое-либо намерение прочно удерживается в памяти, пока задача не выполнена, и исчезает из памяти, как только задача выполняется. Мы помним о намерении опустить письмо в почтовый ящик, пока не опустим его. Если заучиваем материал, чтобы ответь на экзамене, то после сдачи экзамена большая его часть стирается из памяти. Если у Вас есть намерение использовать материал в дальнейшей деятельности, то и удержание в памяти его будет эффективней. Важно иметь желание усвоить материал, быть настроенным на учебу, иметь соответствующую установку. Психологи проводили такой эксперимент. Студентов просили выучить два рассказа. Причем один из них будут проверять на следующий день, а другой – проверят позднее, через несколько дней, поэтому его надо помнить всегда. Проверка показала, что второй рассказ воспроизвели гораздо эффективнее, чем первый. Значит, нужно настраивать себя (давать себе установку) помнить всегда, тогда и эффективность запоминания будет выше.