Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 06:01, контрольная работа

Описание работы

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание будущей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности ее познавательных процессов, ибо, чем лучше развиты у

Содержание работы

Введение 2
1 Ощущение 3
2 Восприятие 6
3 Память 14
4 Воображение 20
5 Мышление 23
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Суждение – форма  мышления, в которой высказывается  утверждение или отрицание тех  или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими, частными и одиночными.

Умозаключение – форма  мышления, в которой из одного или  нескольких суждений выводится новое  суждение, так или иначе завершающее  мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное и дедуктивное. Также существует еще и умозаключение по аналогии. Оно обычно используется для построения гипотез, то есть, предположений о возможности тех или иных событий, явлений. Таким образом, процесс умозаключения представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому ли иному умозаключению.

Мыслительными операциями называются умственные действия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.

Анализ – мысленное  расчленение целого на части, выделение  отдельных признаков, свойств.

Синтез – мысленное  соединение частей, признаков, свойств  в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и так далее.

Анализ и синтез взаимосвязаны  друг с другом. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности.

Сравнение – мыслительное установление сходства и различия между  предметами и явлениями или их признаками.

Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.

Абстракция – мысленное  отвлечение от каких-либо свойств или  признаков предметов, явлений.

Конкретизация – мысленное  выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.

Классификация – мысленное  разъединение и последующее объединение  предметов, явлений, событий в группы или подгруппы по определенным признакам.

Мыслительные операции, как правило, протекают не изолированно, а в различных сочетаниях. Анализ и синтез образуют единство. В процессе анализа происходит сравнение с целью выделения общих и различных признаков той или иной группы явлений, предметов.

Индивидуальные особенности  мышления проявляются в различных  свойствах умственной деятельности. Они складываются в процессе жизни и деятельности и в значительной мере определяются условиями обучения и воспитания. Имеют значение и типологические особенности высшей нервной деятельности.

К числу особенностей мышления относятся широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность мышления.

Широта ума характеризуется  разносторонностью знаний, умением  творчески мыслить, способностью к  широким обобщениями, умением связывать  теорию с практикой.

Глубина ума – это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.

Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов.

Гибкость мышления –  это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые  решения, легко переключаться с  одного способа действия на другой.

Самостоятельность мышления выражается в умении поставить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и действовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления характеризуется  умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против». Перечисленные особенности мышления у разных людей сочетаются по-разному и выражены в различной степени. Это и характеризует индивидуальные особенности мышления.

Мышление является обобщенным отражением действительности. Процесс  же выделения общих существенных признаков требует отвлечения. Следовательно, в процесс анализа и синтеза  включена и абстракция. Мышление может быть образным: на уровне образов, восприятий и представлений. Оно в какой-то мере существует и у высших животных. Человеческое же высшее мышление – мышление речевое. Язык, речь – материальная оболочка мысли. Только в речевой – устной или письменной форме мысль человека становится доступной другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познавательные процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.

 С помощью познавательных  процессов человек получает и  осмысливает информацию, отображает  объективный мир, преобразуя его  в субъективный образ. Таким  образом, познавательные процессы  – это различные по сложности  и адекватности уровни отражения  реальности, которые образуют систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. – М, Госуд.  учебно-педагогическое издательство  Наркмопроса РСФСР, 1940.

2. Хъелл Л., Зиглер Д.  Теории личности. Основные положения,  исследования и применение. – СПб., Питер Ком, 1998.

3. Годфруа Ж. Что  такое психология. В 2-х т. Т.1. – М., Мир, 1996.

4.Введение в психологию. / Под ред. Лобанова А.П., Коптевой  С.И. – Мн., Энциклопедикс, 2004.

5.Общая психология./ Под  ред.Петровского А.В. – М., 1989.

6. Общая психология. /Уч. пос. под ред. Л.А.Вайнштейна.- Мн.: Тесей, 2005.

 

 

 




Информация о работе Познавательные процессы