Познавательные психические прцессы. Ощущения: типы и и виды их общие закономерности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Понятия о познавательных процессах
Ощущения, их типы, виды, свойства.

Файлы: 1 файл

психолгия и этика.docx

— 31.71 Кб (Скачать файл)

 Задание № 2 

            Познавательные психические прцессы. Ощущения: типы и                  

                                 и виды их общие закономерности.

 План:

  1. Понятия о познавательных процессах
  2. Ощущения, их типы, виды, свойства.

 

  1. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов - познавательные, эмоциональные и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Психические процессы, с  помощью которых формируются  образы окружающей среды, а также  образы самого организма и его  внутренней среды, называются познавательными  психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление , воображение, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании , форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.

   2.  Простейшими, но очень важными психическими  познавательными  процессами являются ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем организме.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. 

 Если бы человек был лишен всех ощущений, он никакими способами не смог бы познать окружающий мир. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный, зеленый или другой любой цвет, глухим от рождения  - что такое звук     человеческого голоса, пение птиц, музыкальные мелодии, звуки проезжающих машин и пролетающих самолетов  др. 

  Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку.   С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для   создания образов и их познания.

  Обязательным условием возникновения ощущений являются непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств.

    Выделяют следующие  типы ощущений:

    - внешние ( зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные);

    - внутренние (голод, жажда, тошнота, изжога и т. д);

    - двигательные (ощущения  движения и положения тела  в пространстве).

  Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим , имеет какой-то цвет. Сверхчувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. При дневном освещении активны только колбочки, они позволяют различать цвета. При слабом освещении колбочки  прекращают  работу и зрение осуществляется только  аппаратом палочек – человек видит в основном серые цвета.

Зрительные ощущения служат для отражения света, цвета, тьмы. Цвет возникает при воздействии  на рецептор глаза волн разной длины  из этого диапазона.

Слуховые ощущения – возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы.

  Слух к звукам речи формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается человек. Музыкальный слух воспитывается и формируется, как речевой слух. Шумы могут вызывать у человека определенный эмоциональный фон ( шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности ( шипение змеи, грозный лак собаки, грохот идущего поезда ) или радости ( шаги приближающегося любимого человека, гром салюта). На практике чаще всего сталкиваться с отрицательным влиянием  шума: он утомляет нервную систему человека.

  Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называют обонянием. У современного человека обонятельные ощущения играют незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности ( запах гари, газа) и пр.

  Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса – вкусовых точек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существуют четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое горькое, кислое, соленое. Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любимое блюдо кажется безвкусным.

  Кончик языка лучше  всего чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание – к горькому.

  Кожные ощущения – тактильные ( ощущения прикосновения) и температуры ( ощущения тепла и холода). К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, холод переживается как бодрящее чувство, теплота – как расслабляющее.

   Органические ощущения появляются только тогда. Когда в работе организма  что - нибудь нарушается.  Голод, жажда, тошнота, боль – все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать болезнь и помочь организму справиться с ней.

  Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме . Полная нечувствительность к боли – редкая аномалия, приносит человеку серьезные неприятности.

  Осязательные ощущения – сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов. Маленький ребенок начинает познавать мир с осязанием, ощупывания предметов. У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важнейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут заниматься лепкой, несложным конструированием, приготовлением пищи.

   Двигательные ощущения это ощущения движения и положения частей тела. Дети овладевают движениями, а , следовательно , и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта. Без двигательных ощущений мы не смогли бы нормально выполнить ни одно движение.

  Ощущение равновесия отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые садимся на двухколесный велосипед, становимся на коньки, лыжи, то самое трудное – удержать равновесие и не упасть.  Ощущение равновесия дает нам орган, расположенные во внутреннем ухе,  называемый вестибулярным  аппаратом.

    Не все, что  действует на наши органы чувств, вызывает ощущение. Мы не ощущаем  прикосновения падающих на кожу  пылинок, не видим света далеких  звезд, не слышим тиканье часов  в соседней комнате и т.д. Почему? Чтобы возникло ощущение, раздражения должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.

   Можно ли изменить  или усилить наши ощущения? Конечно,  можно. Для того, чтобы развивать свои ощущения, необходимо их тренировать. Мы не используем всех возможностей, данных нам природой.

Свойства:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 24    Типы и стратегии поведения людей  в конфликте.                         

                                  Разрешение конфликтов.

 

План:

  1. Типы конфликтных ситуации.
  2. Типы поведения людей в в конфликтных ситуациях.
  3. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликте.
  4. Способ предотвращения конфликтов.

 

  1.  Пять типов конфликтных личностей

Исходя из результатов  исследований отечественных психологов можно выделить пять основных типов конфликтных личностей. Рассмотрим их основные особенности.

  1. Демонстративный тип:
  • хочет быть в центре внимания;
  • любит хорошо выглядеть в глазах других;
  • его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;
  • ему легко даются поверхностные конфликты, присуще любование своими страданиями и стойкостью;
  • хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
  • рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное;
  • планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь;
  • кропотливой систематической работы избегает;
  • не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо;
  • часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.
  1. Ригидный тип:
  • подозрителен;
  • обладает завышенной самооценкой;
  • нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости;
  • часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
  • прямолинеен и негибок;
  • с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
  • выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
  • выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду;
  • малокритичен по отношению к своим поступкам;
  • болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.

3. Неуправляемый тип:

  • импульсивен, недостаточно контролирует себя;
  • поведение трудно предсказуемо;
  • ведет себя вызывающе, агрессивно;
  • часто в запале нарушает общепринятые нормы;
  • обычно имеет высокий уровень притязаний;
  • несамокритичен;
  • во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;
  • не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
  • недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
  • из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы.

       4. Сверхточный тип:

  • скрупулезно относится к работе;
  • предъявляет повышенные требования к себе;
  • предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки;
  • обладает повышенной тревожностью;
  • чрезмерно чувствителен к деталям;
  • склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
  • иногда резко порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели;
  • страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.);
  • сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
  • не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

      5.бесконфликтный тип:

  • неустойчив в оценках и мнениях;
  • обладает легкой внушаемостью;
  • внутренне противоречив;
  • для него характерна некоторая непоследовательность поведения;
  • ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
  • недостаточно хорошо видит перспективу;
  • зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
  • излишне стремится к компромиссу;
  • не обладает достаточной силой воли;
  • не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Хотя это может  показаться странным, здесь уместно  дать один важный совет: относитесь с  сочувствием к людям, типичные особенности  которых описаны выше. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть посредством рационального  самоконтроля и усилий воли. «Воспитательные» воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность — не вина, а беда таких людей. Реальную помощь им может  оказать специалист — практический психолог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Познавательные психические прцессы. Ощущения: типы и и виды их общие закономерности