Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:49, контрольная работа
Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики.
1. Введение
3-4
2. Ощущение и восприятие.
5-7
3. Воображение и творчество
8-9
4. Мышление и интеллект
10-11
5. Заключение
12
Используемая литература:
Психология. Учебное пособие. Под ред. П.С. Гуревича. 1999 г.
Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000 г.
Психология. Общие основы психологии. Под ред. Р.С. Немова. 2001 г.
13
План контрольной работы.
По теме: Познавательные психические процессы.
|
3-4 |
|
5-7 |
|
8-9 |
|
10-11 |
|
12 |
Используемая литература:
|
13 |
ВВЕДЕНИЕ.
Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности человеческих процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека. Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Все знания самого высокого порядка являются результатом интеграций знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет свои собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связной, динамичной, но в тоже время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и незаметно для нас, что мы в данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный звуком, светом, запахами, предметами, населенный людьми. Весь этот беспредельный в пространстве и времени мир уменьшается в маленьком пространстве человеческого организма. Образы окружающего мира представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы, значение которых в структуре целостного образа можно выявить путем искусственного расчленения этого образа на составные части, а также при нарушениях протекания этих процессов. С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.
ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ.
Ощущение – это процесс первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств, предметов и явлений, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущения являются главным источником знания человека о себе и об окружающем мире. Ничто человек не может узнать иначе, чем через опыт, получаемый в результате восприятия окружающего мира с помощью органов чувств. Действительно, человек, не способный видеть, вряд ли сможет себе представить, что такое цвет и свет так, как это способен представлять и ощущать зрячий человек. Тот, кто лишен слуха, не в состоянии представлять и воспринимать звуки музыки и тонкие нюансы человеческого голоса точно так же, как это способен делать хорошо слышащий человек.
Таким образом, когда говорят, что ощущения являются главным источником знаний человека, под этим подразумевают то, что, не имея ощущений, человек не имел бы и сознания (в нём в основном и представлены разнообразные ощущения). Не получая ощущений, человек действительно ничего бы не знал, так как его сознание было бы отключено. Так, например, случается, когда человек на время теряет сознание. Как только у него появляются ощущения, он обретает сознание вновь, и только в этот момент времени он может иметь знание о себе и мире.
Ощущения считаются самыми простыми
из всех психических явлений. Они
представляют собой осознаваемый, субъективно
представленный в голове человека или
неосознаваемый, но действующий
на его поведение продукт
Восприятие
– познавательный психический
процесс, состоявший в
ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО.
Воображение
– особая форма человеческой
психики, стоящая отдельно от
остальных психических
Творчеством называется деятельность, в результате которой рождается нечто новое. Творчество есть прежде всего воображение иного, лучшего, высшего. Творческое воображение представляет лучшее, чем окружающая реальность, ибо творчество всегда возвышается над действительностью. Воображение играет такую роль не только в мифотворчестве, и искусстве, где никто этой роли не отрицает, но и в научных открытиях, и в технических изобретениях, и в нравственной жизни, в создании более высокого типа отношений между людьми. Существует нравственное воображение, творящее образ лучшей жизни. Через воображение создаются болезни и психозы человека, и через воображение, как показывают психоаналитики, они могут излечиваться. Воображение играет и отрицательную роль. Оно может искажать самое первичное восприятие реальностей.
МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ.
Мышление - высшая
ступень познания человеком
Мышление не только теснейшим
образом связанно с ощущениями и
восприятием, оно формируется на
основе их. Мышление выступает главным образом как решение задач, вопрос,
проблем, которые постоянно выдвигаются
перед людьми жизнью. Решение задач всегда
должно дать человеку что-то новое, новые
знания. Поиски решений иногда бывают
очень трудными, поэтому мыслительная
деятельность, как правило, - деятельность
активная, требующая сосредоточенного
внимания, терпения. Венцом эволюционного
и исторического развития познавательных
процессов человека является его способность
мыслить. Для того чтобы проникнуть
в суть вещей и явлений, понять скрытые
от непосредственного взора связи и отношения
между ними, необходимо активно в них вмешаться,
произвести с ними некие физические или
мысленные манипуляции, в результате которых
эти скрытые связи и отношения становятся
явными. Такое постижение этих связей
позволяет нам не только в том смысле знать
и воспринимать объекты и события, но и
мы своим умственным взором можем увидеть
то, что не дано невооруженному мыслью
глазу, уху, обонянию и т.д. Такой умственный
образ окружающего мира, максимально отражает
окружающий мир. С помощью мышления человек
познает окружающий мир во всем многообразии,
свойствах и отношениях. Преимущества,
которые дает человеку мышление, заключается
также в том, что с помощью него человек
может поиграть в уме различные варианты
возможных и невозможных событий, которые
в действительности нигде и никогда не
происходили, предвосхитить наступление
наиболее вероятных событий, чувственно
не воспринимаемых в данный момент, в данном
месте, и подготовиться к соответствующим
ответным действиям, спланировать и корректировать
их в процессе их осуществления, то есть
мышление, являясь частью психики, выполняет
одну из основных ее функций – функцию
упреждения событий. Таким образом, человек
познает не только сущее, действительное,
но и возможное, он не только познает, но
и создает его. Под мышлением мы понимаем
нечто, происходящее где-то внутри, в психической
сфере, и тот психическое нечто влияет
на поведение человека таким образом,
что оно приобретает нешаблонный, нестандартный,
неповторяющийся характер. Мышление можно
понимать как получение новых знаний,
творческое преобразование имеющихся
представлений. Мышление в отличие от
восприятия выходит за пределы чувственного
данного, расширяет границы познания.
Мышление отражает не только бытие в виде
отдельных вещей, явлений и их свойств,
но и определяет связи, существующие между
ними. Мышление это движение идей, раскрывающее
суть вещей. Мышление это особого рода
теоретическая и практическая деятельность,
предполагающая систему включенных в
нее действий и операций ориентировочно-
Характеризуя мышление
Достигнутый человеком уровень умственного
развития зависит от его интеллектуальных
способностей. Интеллект (или общая умственная
способность) - не сумма знаний и умственных
операций, а то, что способствует их успешному
усвоению. Если интеллект - это условие
усвоения знаний и умений, то умственное
развитие характеризует в первую очередь
содержание, способы и формы мышления.
Интеллект - относительно устойчивая структура
способностей, в основе которых лежат
процессы, обеспечивающие переработку
разнокачественной информации и осознанную
оценку ее. Интеллектуальные качества
- качества личности, предопределяющие
особенности функционирования интеллекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Психология
как наука обладает особыми
качествами, которые отличают ее
от других дисциплин. Как
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Психология. Учебное пособие. Под ред. П.С. Гуревича. 1999 г.
2. Психология. Общие основы психологии. Под ред. Р.С. Немова. 2001 г.