Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:49, контрольная работа
Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики.
1. Введение
3-4
2. Ощущение и восприятие.
5-7
3. Воображение и творчество
8-9
4. Мышление и интеллект
10-11
5. Заключение
12
Используемая литература:
Психология. Учебное пособие. Под ред. П.С. Гуревича. 1999 г.
Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000 г.
Психология. Общие основы психологии. Под ред. Р.С. Немова. 2001 г.
13
3. Психология. Учебник
для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб. , 2000 г.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
1. Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
2. Если в результате
ощущений человек получает
3. Свойства восприятия:
Целостность – восприятие есть всегда целостный образ предмета. Оно формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
Константность – восприятие, благодаря чему мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п., это восприятие приобретенное, а не врожденное свойство.
Структурность – фактически абстрагированная обобщенная структура. (слушая музыку мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны).
Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
4. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Различают следующие виды внимания: внешнее, внутреннее, произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.
Существуют основные виды внимания: природное и социально обусловленное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
5. Память - это способность к сохранению и воспроизведению прошлого, одно из основных свойств нервной системы, которое выражается в способности весьма долго хранить информацию о событиях внешнего мира и делать ее достоянием сознания и поведения. Память – форма психического отражения реальности, которая заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении человеком социальной общности и человечеством своего опыта, другими словами без памяти мы были существами мгновенья. Память лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирование умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведении есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как-то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции для памяти являются основными. Вместе с тем они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
6. Виды памяти: существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.
7. Особенности мышления как познавательного процесса.
Мышление является высшим,
познавательным процессом. Оно представляет
собой форму творческого
8. Связь между собой мышления и речи.
Главная функция
речи у человека состоит в
том, что она является
9. Активное воображение, которое направлено на решение творческой или личностной задачи, больше вовне. Активное воображение пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями. Выделяют несколько видов познавательного воображения: воссоздающее воображение (конструирование новых образов), антициптирующее воображение (предвидение своих действий), и творческое воображение (создаются новые образы, идеи).
10.Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на эмоции, чувства и аффекты. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше перенастраиваться на совместную деятельность и общение. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функции общения, т.е. сообщают человеку информацию о состоянии говорящего и его отношения к тому, что в данный момент происходит. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностей значимости происходящего. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов – аффект. Аффект – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности и находятся как бы в начале него. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут выражаться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Чувства как бы носят исторический характер, они различны у разных народов и могут выражаться по-разному. Чувства выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. Чувства выполняют в жизни человека мотивирующую роль. Человек стремиться действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства.