Практическая психология как сфера деятельности психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:08, реферат

Описание работы

Многие из современных россиян записавшись на прием к психологу, рассчитывают на то, что принимающий их специалист, как по мановению волшебной палочки решит все их проблемы. Когда их ожидания не оправдываются, наступает разочарование. Также среди наших соотечественников, к сожалению, бытует мнение о том, что к психологам обращаются лишь «больные» люди. Эти два заблуждения и недостаточная информация о работе данных специалистов приводит к тому, что люди не обращаются к ним. На современном этапе развития российского общества наиболее популярны корпоративные тренинги, и почти не развивается индивидуальное психологическое консультирование.

Файлы: 1 файл

Введение в профессию.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

Многие из современных  россиян записавшись на прием  к психологу, рассчитывают на то, что  принимающий их специалист, как по мановению волшебной палочки  решит все их проблемы. Когда их ожидания не оправдываются, наступает  разочарование. Также среди наших соотечественников, к сожалению, бытует мнение о том, что к психологам обращаются лишь «больные» люди. Эти два заблуждения и недостаточная информация о работе данных специалистов приводит к тому, что люди не обращаются к ним. На современном этапе развития российского общества наиболее популярны корпоративные тренинги, и почти не развивается индивидуальное психологическое консультирование. Это связано не только с недостаточной информацией, а, зачастую, и дезинформацией о деятельности психологов, но и с устоями сложившимися в современном российском обществе. Исходя из выше изложенного, следует, что необходимо просвещение общества в данной области, чем и занимается практическая психология.

Рассмотрение  практической психологии как сферы  деятельности психологов будет являться целью данной работы. Для ее раскрытия будут рассмотрены следующие вопросы: особенности практической психологии и ее понятие; рассмотрена практическая психология как сфера деятельности психологов.

Это поможет  раскрыть суть практической психологии как сферы деятельности психологов, а также развеять основные мифы о их деятельности.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Практическая психология

    1. Понятие и особенности практической психологии.

Одним из важнейших  типов психологических знаний является практическая психология. Ее главная цель – психологическая помощь людям.

Практическая  психология отчасти является искусством, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически  ориентированных научных знаний.

Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной). К основным методам практической психологии чаще всего относят:

- психодиагностику

- психотерапию  и психокоррекцию

- психологическое  консультирование

- развивающую  психологическую работу

Предметом практической психологии являются индивидуальность человеку и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психологических явлений (как в научной психологии).[4, 21]

Критерием достоверности  знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов. Если методы практической психологической работы, используемые психологом, приносят пользу пациентам (клиентам) в решение его проблем, то они считаются правильными и продолжают использоваться этим специалистом в его индивидуальной профессиональной практике. Чем больше специалистов убеждается на практике в эффективности тех или иных методов работы, тем в большей мере эти методы становятся признанными в области практической психологии: психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, психотренинг.

Особенностями знаний в практической психологии можно  считать конкретность и практичность. Практические психологи работают с  конкретными случаями, на которые  опираются при формировании и  изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений. Результаты их работы всегда представляют определенную практическую ценность. Однако практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психологических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в практической психологии в отличии от научной.[4, 22]

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что становиться основой формулирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им.

Практический  психолог в своей работе всегда опирается  на какую-либо концепцию, разработанную систему умений и приемов работы с определенным типом проблем. При этом он применяет ее с учетом конкретной ситуации данного человека.

Еще одна особенность  практической психологии – целостность  в описании человека. Поэтому психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии. Как пишет Л.А. Петровская: «Если же обратиться к ситуации оказания психологической помощи, то здесь человек предстает перед психологом целостно, в единстве своего поведения, когниций, мотиваций и т.д. Это предъявляет особые требования к психологической компетентности практика. Он порой не может ограничиться строгими рамками одного подхода… Психолог здесь объективно нуждается в задействовании комплекса подходов и средств»[5, 114-115]

Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих  переносный, образный смысл. Примером этому является использование мифологических образов в работах З.Фрейда, в частности Эдипов комплекс – одно из ключевых понятий психоанализа Фрейда. Оно обозначает противоречивые переживания мальчика по отношению к отцу, основанные на бессознательном влечении к матери и ревности, желание избавиться от отца-соперника. В соответствии с концепцией Фрейда, сексуальность проявляется у детей чрезвычайно рано, а мать – наиболее близкий объект обожания ребенка. Он в этом возрасте живет в соответствии с принципом удовольствия, игнорируя до поры до времени принцип реальности, поэтому его эротические идеи проявляются порой достаточно активно. Эдипов комплекс характерен для возраста от трех до пяти лет.

Название и  сущность комплекса были заимствованы Фрейдом из трагедии Софокла «Царь Эдип». Эдип – в древнегреческой мифологии царь Фив. Согласно трагедии, Лай (отец Эдипа), которому была предсказана смерть от руки собственного сына, велел бросить новорожденного сына на съедение зверям. Спасенный пастухами ребенок попал к коринфскому царю Полибу, который вырастил Эдипа как родного сына. Достигнув зрелого возраста, Эдип узнал в Дельфах от оракула, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал родиной, Эдип отправился в путь. В дорожной ссоре он убивает незнакомого знатного мужчину (это был Лай). Разгадав загадку Сфинкса, Эдип освободил Фивы и был за это провозглашен царем, став мужем овдовевшей Иокасты (матери). Около 20 лет прожил Эдип в счастье, не подозревая что пророчество оракула сбылось. Когда в Фивах началась моровая язва и оракул в Дельфах предсказал, что только изгнание убийцы Лая спасет город, Эдип узнал о свих преступлениях. Он ослепляет себя и уходит в изгнание, Иокаста кончает жизнь самоубийством. Таков миф об Эдипе. Подобные легенды распространены у многих народов. Кара, постигшая Эдипа, отражает восходящее к глубокой древности запрещение брачных отношений между прямыми родственниками.

Переживания девочек  по отношению к своим родителям  Фрейд описывает понятием «комплекс  Электры». Электра, дочь царя Агамемнона и Клитемнестры, согласно древнегреческой мифологии обожала своего отца и ненавидела мать. Она подговорила своего брата Ореста убить мать и ее любовника из мести за отца. Комплекс Электры – это как Эдипов комплекс наоборот: страстная любовь к отцу и ненависть к матери.

Метафоричность придает наглядность, доступность и убедительность изложению идей и рекомендаций.

В практической психологии значительной оказывается  влияние личности психолога на процесс  и результаты работы. Поэтому нередко  обнаруживается, что метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие. В практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть метода.[2, 16-17]

Практические  психологи проявляют большое  стремление к популяризации психологических  знаний, умеют ясно и доступно излагать материал на основе примеров из своего профессионального опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Практическая психология как сфера  деятельности психологов.

2.1 Практическая  психология как сфера деятельности  психологов

Основная цель практической психологической работы – непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические  психологи помогают в решении проблем, возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.

Практическая  деятельность психологов в течении  ХХ столетия постепенно стала оказывать  все большее влияние на различные  сферы жизни людей. Однако этот процесс  протекал неодинаково в разных странах. В США распространению практической психологии в значительной степени способствовала активность Американской психологической ассоциации. Во второй половине ХХ в. Расширение количества практических психологов происходило и в ряде европейских стран, таких как Великобритания, Франция, Швейцария и др. Медицинская психология, школьная психология и организационная психология стали основными сферами применения практической психологической работы.

Активизация практической психологической работы в нашей  стране началась в 1980-е гг. Ставились  задачи развития психологической службы в промышленности, в образовании (Забродин, 1980, 1984;Дубровина,1988). Всего за десять лет значительно увеличилось количество практических психологов, повсеместно стали появляться психологические службы, психологические консультации, приобрели большую популярность психологические тренинги. О необходимости для общества специалистов в области практической психологии писали в публицистической и научно-популярной литературе.

В настоящее  время в нашей стране накоплен определенный опыт практической психологии, появились и новые проблемы. Психология действительно приносит ощутимую пользу во многих сферах профессиональной деятельности и жизни людей. Однако представления о возможностях психологической науки и практики порой неконкретны и не соответствуют реальности. От психологии часто ждут большего, чем она может дать на самом деле. Многие психологические знания далеки от непосредственного психологического применения, требуют значительной интеллектуальной работы и творческого подхода в приложении к практике.

Когда же эти  завышенные ожидания и требования к  психологии и психологам не оправдываются, наступает разочарование. Возникает  сверхкритическое отношению к процессу и результатам проделанной психологической работы. Но психолог – не волшебник. Он не может решить все проблемы, да еще и в одиночку.[4,160]

Формирование  и изменение общественного статуса  практического психолога будет  зависеть от того, насколько люди осознают реальные возможности психологии, а  также от того, насколько сами психологи  смогут повлиять на этот статус результатами своей работы.

Ключевыми фигурами практической психологической работы являются заказчик, клиент и психолог.

Заказчиками психологической  работы могут выступать государство  в лице министерства или департамента, региональная администрация, предприятие, организация, семья, конкретный человек. Заказчик обращается к психологу с заказом на работу, суть которой заключается в решении психологической проблемы клиента, в оказании ему психологической помощи, и оплачивает эту работу. Клиент – это понятие, обозначающее человека или группу людей, которым оказывается психологическая помощь в решении проблемы. Психологическая проблема обычно представляет в виде трудности или барьера, который клиент хочет преодолеть при помощи психолога. Заказчик и клиент могут совпадать в одном лице, если заказчик обращается за психологической помощью и сам е оплачивает.

Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливается исходя из трех возможных позиций психолога-практика: эксперта, учителя и консультанта.[3, 28-34]

Психолог как  эксперт – носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологическую экспертизу, то есть оценку с профессиональной психологической точки зрения, какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны клиенту после завершения некоторой работы.

Психолог как  учитель занят передачей специальных  знаний, которые необходимы людям  для эффективной реализации их деятельности. Практический психолог в позиции учителя – не преподаватель, который в систематизированном виде излагает теории и факты. Он проводит психологические тренинги, деловые игры и другие активные методы обучения. Учитель выполняет свою миссию до тога, как работа началась.

Психолог как консультант  включается в деятельность клиента. Он представляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы в данный момент. Его задача – оказать психологическую помощь клиенту и выполнить работу.

К числу основных задач  деятельности практических психологов относятся:

- выявление психологических характеристик конкретного человека, группы

- выявление психологических  причин, вызывающих трудности в  их повседневной жизнедеятельности

- оказание психологической  помощи в преодолении этих  трудностей, в решении клиентом  различных психологических проблем

- содействие государственным, общественным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач

- социально-психологическое  сопровождение труда и жизни  клиента

- пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей

- оптимизация  системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности

2.2 Основные  виды деятельности в практической  психологии

Основными видами деятельности в практической психологии являются:

- психологическое  оценивание

- психологическое  консультирование

- психологическое  просвещение

- коррекционная  и развивающая работа[1, 75-76]

Иногда в  качестве вида деятельности практического  психолога называют психотерапию. Однако этот вопрос относится, прежде всего, к сфере медицинской психологии, и рассматривается в соответствующем разделе.

Психологическое оценивание в качестве отдельной  специализации практических психологов у нас в стране пока еще не сложилось. Соответствующая профессиональная специализация могла бы именоваться как психолог-диагност или психолог-эксперт. В международной практике эта сфера деятельности занимает сейчас достаточно важное место. Основная задача психолога заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, то есть провести психодиагностику.[4,162]

Информация о работе Практическая психология как сфера деятельности психологов