Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:08, реферат
Многие из современных россиян записавшись на прием к психологу, рассчитывают на то, что принимающий их специалист, как по мановению волшебной палочки решит все их проблемы. Когда их ожидания не оправдываются, наступает разочарование. Также среди наших соотечественников, к сожалению, бытует мнение о том, что к психологам обращаются лишь «больные» люди. Эти два заблуждения и недостаточная информация о работе данных специалистов приводит к тому, что люди не обращаются к ним. На современном этапе развития российского общества наиболее популярны корпоративные тренинги, и почти не развивается индивидуальное психологическое консультирование.
Введение.
Многие из современных россиян записавшись на прием к психологу, рассчитывают на то, что принимающий их специалист, как по мановению волшебной палочки решит все их проблемы. Когда их ожидания не оправдываются, наступает разочарование. Также среди наших соотечественников, к сожалению, бытует мнение о том, что к психологам обращаются лишь «больные» люди. Эти два заблуждения и недостаточная информация о работе данных специалистов приводит к тому, что люди не обращаются к ним. На современном этапе развития российского общества наиболее популярны корпоративные тренинги, и почти не развивается индивидуальное психологическое консультирование. Это связано не только с недостаточной информацией, а, зачастую, и дезинформацией о деятельности психологов, но и с устоями сложившимися в современном российском обществе. Исходя из выше изложенного, следует, что необходимо просвещение общества в данной области, чем и занимается практическая психология.
Рассмотрение практической психологии как сферы деятельности психологов будет являться целью данной работы. Для ее раскрытия будут рассмотрены следующие вопросы: особенности практической психологии и ее понятие; рассмотрена практическая психология как сфера деятельности психологов.
Это поможет раскрыть суть практической психологии как сферы деятельности психологов, а также развеять основные мифы о их деятельности.
Глава 1. Практическая психология
Одним из важнейших типов психологических знаний является практическая психология. Ее главная цель – психологическая помощь людям.
Практическая
психология отчасти является искусством,
отчасти опирается на прикладную
психологию как систему практически
ориентированных научных
Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной). К основным методам практической психологии чаще всего относят:
- психодиагностику
- психотерапию и психокоррекцию
- психологическое консультирование
- развивающую психологическую работу
Предметом практической психологии являются индивидуальность человеку и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психологических явлений (как в научной психологии).[4, 21]
Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов. Если методы практической психологической работы, используемые психологом, приносят пользу пациентам (клиентам) в решение его проблем, то они считаются правильными и продолжают использоваться этим специалистом в его индивидуальной профессиональной практике. Чем больше специалистов убеждается на практике в эффективности тех или иных методов работы, тем в большей мере эти методы становятся признанными в области практической психологии: психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, психотренинг.
Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений. Результаты их работы всегда представляют определенную практическую ценность. Однако практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психологических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в практической психологии в отличии от научной.[4, 22]
Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что становиться основой формулирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им.
Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию, разработанную систему умений и приемов работы с определенным типом проблем. При этом он применяет ее с учетом конкретной ситуации данного человека.
Еще одна особенность практической психологии – целостность в описании человека. Поэтому психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии. Как пишет Л.А. Петровская: «Если же обратиться к ситуации оказания психологической помощи, то здесь человек предстает перед психологом целостно, в единстве своего поведения, когниций, мотиваций и т.д. Это предъявляет особые требования к психологической компетентности практика. Он порой не может ограничиться строгими рамками одного подхода… Психолог здесь объективно нуждается в задействовании комплекса подходов и средств»[5, 114-115]
Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих переносный, образный смысл. Примером этому является использование мифологических образов в работах З.Фрейда, в частности Эдипов комплекс – одно из ключевых понятий психоанализа Фрейда. Оно обозначает противоречивые переживания мальчика по отношению к отцу, основанные на бессознательном влечении к матери и ревности, желание избавиться от отца-соперника. В соответствии с концепцией Фрейда, сексуальность проявляется у детей чрезвычайно рано, а мать – наиболее близкий объект обожания ребенка. Он в этом возрасте живет в соответствии с принципом удовольствия, игнорируя до поры до времени принцип реальности, поэтому его эротические идеи проявляются порой достаточно активно. Эдипов комплекс характерен для возраста от трех до пяти лет.
Название и сущность комплекса были заимствованы Фрейдом из трагедии Софокла «Царь Эдип». Эдип – в древнегреческой мифологии царь Фив. Согласно трагедии, Лай (отец Эдипа), которому была предсказана смерть от руки собственного сына, велел бросить новорожденного сына на съедение зверям. Спасенный пастухами ребенок попал к коринфскому царю Полибу, который вырастил Эдипа как родного сына. Достигнув зрелого возраста, Эдип узнал в Дельфах от оракула, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал родиной, Эдип отправился в путь. В дорожной ссоре он убивает незнакомого знатного мужчину (это был Лай). Разгадав загадку Сфинкса, Эдип освободил Фивы и был за это провозглашен царем, став мужем овдовевшей Иокасты (матери). Около 20 лет прожил Эдип в счастье, не подозревая что пророчество оракула сбылось. Когда в Фивах началась моровая язва и оракул в Дельфах предсказал, что только изгнание убийцы Лая спасет город, Эдип узнал о свих преступлениях. Он ослепляет себя и уходит в изгнание, Иокаста кончает жизнь самоубийством. Таков миф об Эдипе. Подобные легенды распространены у многих народов. Кара, постигшая Эдипа, отражает восходящее к глубокой древности запрещение брачных отношений между прямыми родственниками.
Переживания девочек по отношению к своим родителям Фрейд описывает понятием «комплекс Электры». Электра, дочь царя Агамемнона и Клитемнестры, согласно древнегреческой мифологии обожала своего отца и ненавидела мать. Она подговорила своего брата Ореста убить мать и ее любовника из мести за отца. Комплекс Электры – это как Эдипов комплекс наоборот: страстная любовь к отцу и ненависть к матери.
Метафоричность придает наглядность, доступность и убедительность изложению идей и рекомендаций.
В практической психологии значительной оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие. В практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть метода.[2, 16-17]
Практические
психологи проявляют большое
стремление к популяризации
Глава 2 Практическая психология как сфера деятельности психологов.
2.1 Практическая
психология как сфера
Основная цель практической психологической работы – непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.
Практическая деятельность психологов в течении ХХ столетия постепенно стала оказывать все большее влияние на различные сферы жизни людей. Однако этот процесс протекал неодинаково в разных странах. В США распространению практической психологии в значительной степени способствовала активность Американской психологической ассоциации. Во второй половине ХХ в. Расширение количества практических психологов происходило и в ряде европейских стран, таких как Великобритания, Франция, Швейцария и др. Медицинская психология, школьная психология и организационная психология стали основными сферами применения практической психологической работы.
Активизация практической психологической работы в нашей стране началась в 1980-е гг. Ставились задачи развития психологической службы в промышленности, в образовании (Забродин, 1980, 1984;Дубровина,1988). Всего за десять лет значительно увеличилось количество практических психологов, повсеместно стали появляться психологические службы, психологические консультации, приобрели большую популярность психологические тренинги. О необходимости для общества специалистов в области практической психологии писали в публицистической и научно-популярной литературе.
В настоящее время в нашей стране накоплен определенный опыт практической психологии, появились и новые проблемы. Психология действительно приносит ощутимую пользу во многих сферах профессиональной деятельности и жизни людей. Однако представления о возможностях психологической науки и практики порой неконкретны и не соответствуют реальности. От психологии часто ждут большего, чем она может дать на самом деле. Многие психологические знания далеки от непосредственного психологического применения, требуют значительной интеллектуальной работы и творческого подхода в приложении к практике.
Когда же эти завышенные ожидания и требования к психологии и психологам не оправдываются, наступает разочарование. Возникает сверхкритическое отношению к процессу и результатам проделанной психологической работы. Но психолог – не волшебник. Он не может решить все проблемы, да еще и в одиночку.[4,160]
Формирование
и изменение общественного
Ключевыми фигурами практической психологической работы являются заказчик, клиент и психолог.
Заказчиками психологической работы могут выступать государство в лице министерства или департамента, региональная администрация, предприятие, организация, семья, конкретный человек. Заказчик обращается к психологу с заказом на работу, суть которой заключается в решении психологической проблемы клиента, в оказании ему психологической помощи, и оплачивает эту работу. Клиент – это понятие, обозначающее человека или группу людей, которым оказывается психологическая помощь в решении проблемы. Психологическая проблема обычно представляет в виде трудности или барьера, который клиент хочет преодолеть при помощи психолога. Заказчик и клиент могут совпадать в одном лице, если заказчик обращается за психологической помощью и сам е оплачивает.
Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливается исходя из трех возможных позиций психолога-практика: эксперта, учителя и консультанта.[3, 28-34]
Психолог как эксперт – носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологическую экспертизу, то есть оценку с профессиональной психологической точки зрения, какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны клиенту после завершения некоторой работы.
Психолог как
учитель занят передачей
Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он представляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы в данный момент. Его задача – оказать психологическую помощь клиенту и выполнить работу.
К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:
- выявление психологических характеристик конкретного человека, группы
- выявление психологических
причин, вызывающих трудности в
их повседневной
- оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем
- содействие государственным, общественным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач
- социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиента
- пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей
- оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности
2.2 Основные
виды деятельности в
Основными видами деятельности в практической психологии являются:
- психологическое оценивание
- психологическое консультирование
- психологическое просвещение
- коррекционная и развивающая работа[1, 75-76]
Иногда в качестве вида деятельности практического психолога называют психотерапию. Однако этот вопрос относится, прежде всего, к сфере медицинской психологии, и рассматривается в соответствующем разделе.
Психологическое оценивание в качестве отдельной специализации практических психологов у нас в стране пока еще не сложилось. Соответствующая профессиональная специализация могла бы именоваться как психолог-диагност или психолог-эксперт. В международной практике эта сфера деятельности занимает сейчас достаточно важное место. Основная задача психолога заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, то есть провести психодиагностику.[4,162]
Информация о работе Практическая психология как сфера деятельности психологов